Содержание
-
ОСОБЕННОСТИ НИДЕРЛАНДСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
-
Принципы искусства Возрождения в Нидерланды пришли позднее - 15 - 16 века. Персонажи в живописи нидерландцев скромные и будничные. Они, как сказал один из ведущих искусствоведов эпохи Северного Возрождения Николай Никулин, «соразмерны Вселенной и органически входят в нее, не утверждая себя и не претендуя быть ее грозным хозяином».
-
Особенности: Отношение к античности: гораздо меньшее влияние античной культуры чем в Италии. Значительное влияние готического стиля. «Осень средневековья» - произрастание Северного Ренессанса непосредственно из Готики. Меньше наукообразия, больше мистицизма. В искусстве - тема пути, жизненной дороги человека полной страданий, вместо его пребывании в божественном пространстве у итальянских мастеров.
-
Отсутствие идеализации, героизации и монументализации образа человека В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на его пороки. Присутствие иронии и юмора в искусстве, смех и плач одновременно. Значительная роль пугающих образов в картинах Северного Возрождения (влияние средневековой символики).
-
МАСТЕРА Братья Ян и Губерт ванЭйк. РогирвандерВейден Гуговандер Гус 15 век ХансМемлинг Иероним Босх Питер Брейгель 16 век
-
В Нидерландах в 15 веке яркий расцвет искусства. Развитие торговли, производство тканей, ковров, стекла. Храмы строились в основном из кирпича ( мало камня). Скульптура не получила особенного развития. Развитие миниатюрной живописи в продолжение готических традиций. ( «Часослов герцога Беррийского» - братья Лимбург 15 век.) Внимательная пристальность взгляда пришла и в алтарную живопись.
-
Братья - Ян и ГубертванЭйк Ян ванЭйк начал как миниатюрист. Изобретение масляных красок приписывается им. Самое прославленное произведение братьев - большой Гентский алтарь. Начат Губертом, окончен Яном в 1432 году. Створки алтаря расписаны в два яруса - снаружи и внутри. Наружные створки - «Благовещение» с коленопреклоненными донаторами. В раскрытом виде алтарь вшестеро больше. Совокупность сцен воплощает идею искупления человеческих грехов и грядущего его просветления. В нижнем ярусе - «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения Иоанна Богослова. Агнец - мистический символ апофеоза ожидающего праведников.
-
Гентский алтарь - 1426 -1432 г.г., Гент, церковь святого Бавона.
-
Гентский алтарь – одно из самых грандиозных творений Ян ванЭйка.
-
« Чета Арнольфини» - 1434 год., Ян ванЭйк. Тема таинства брака, сокровенный церемониал. (Уже здесь - бюргерская привязанность к миру вещей.) Смиренные труженики Нидерландов противопоставляются гордым «Икарам» Италии.
-
«Мадонна канцлера Роллена» - 1435 -1436 г.г.
-
Иероним Босх
Необычайно ярким художником 15 века был Иероним Босх (около 1450-1516г.) Его творчество – это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла.
-
Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос. Писал преимущественно алтарные триптихи. Его картины - это картины притчи, картины пророчества. В своем творчестве он активно использует язык символов, свойственный готическому стилю. Наиболее ярко это выразилось в картине-триптихе - «Сады земных наслаждений».
-
На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен рай и сотворение Евы. На правой ад. В центральной части основная тема картины - сады земных наслаждений. В соответствии с готической традицией земные наслаждения часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие - свинья, гнев - лев, грифон - зависть, осел - жадность), а где то они совершенно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению. Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальнатема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».
-
Босх триптих «Воз сена» Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена, и каждый берет из него все что удастся ухватить.» Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага - это только сено. Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в готических витражах, и делает картину подобной чудовищному сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам Христос.
-
Страшные образы Босха всегда есть обличение зла. В его картинах также всегда есть альтернатива злу в лице добра и красоты живущих в мире. Добро часто представлено также символами и аллегориями, но концентрируется прежде всего в облике Христа, и святых изображаемых художником.
-
Особенности творчества Босха В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин. Мистицизм, фантастичность, сказочность. Необычный подход к каноническим сюжетам. Сложная символика. Композиционная насыщенность, многофигурность. Детализация, подробная гладкая живописная манера. Декоративность цветовых решений картин. Иронический взгляд на человеческие поступки.
-
Одно из самых безысходных произведений – «Несение креста»
-
Питер Брейгель Старший
Большое место в его творчестве занимает пейзаж, где прекрасный и величественный мир природы предстает в тесном соприкосновении с жизнью людей: «Сенокос» «Жатва» «Охотники на снегу»
-
Босх уже 4 года как умер, когда Брейгель родился. И тем не менее, Брейгель считал себя его учеником. Работал в Антверпене. Учился у Кука ванАльста. Писал картины в манере Иеронима Босха, но все же по иному. Был прозван «мужицкий», а также Питер - шутник.
-
Сенокос
-
Жатва
-
Охотникинаснегу
-
Особенности: Притчевый характер картин. Пестрота и многолюдность композиций. Ирония и юмор по отношению к человеку. Много аллегорий, иносказаний и символики. Точка зрения - с высоты птичьего полета. Спокойствие и совершенство природы в противовес суетливой мелочности людей. Значительная роль пейзажа. Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.
-
ЛИТЕРАТУРА Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://nearyou.ru/story0.html-О художниках и картинах http://ru.wikipedia-Википедия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.