Содержание
-
Искусство Северного Возрождения
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
- знать теоретические основы искусства, основные этапы искусства Северного Возрождения,
- уметь различать и идентифицировать жанровую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
- владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
-
План лекции "Искусство Северного Возрождения"
- Принципиальные отличия базового культурного наследия Нидерландов, Франции, Германии от итальянского ренессансного искусства.
- Особенности мировоззрения и характерные черты искусства Возрождения в Германии.
- Нидерландская живопись XV-XVI вв. и тенденции голландской живописи.
- Французское ренессансное искусство.
-
Ключевые понятия
Натурализм.
-
Северное Возрождение
- Северное Возрождение – период в культурном развитии стран, расположенных к северу от Альп – Нидерландов, Германии, Франции первой трети XV-XVI вв.
- Характеризуется сложным сочетанием мистического мироощущения и гуманистического мышления.
- Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь материальный мир претворилось в творчестве северян по-иному, чем в Италии.
-
Отличительные черты Северного Возрождения
- Античность или христианство.
- Тема божественности в отображении окружающего мира.
- Творение бога и человека как предмет внимания художников Северного Возрождения.
- Влияние готики на искусство Северного Возрождения.
-
- Познание мира человеческой личности художниками Северного Возрождения проходило через развитие традиций национального готического искусства, у итальянских мастеров через отрицание идеалов средневековья.
- Итальянские художники наделяли образы идеальной гармонией, северяне копировали мельчайшие детали, их творения поражали своим натурализмом.
-
Ренессанс в Нидерландах
- Специфика художественного стиля в Нидерландах в XV в. – бургундская или франко-фламандская школа.
- Влияние франко-фламандской миниатюры на формирование стилистических признаков нидерландской живописи XV в.
- Миниатюры «Роскошного Часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов.
-
Ян Ван Эйк (ок. 1390-1441)
- Великий мастер нидерландской живописи. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах.
- Два основных жанра в творчестве художника – сюжетная религиозная картина и станковый живописный портрет.
- Программное произведение нидерландского Возрождения – Гентский алтарь.
-
Ян Ван Эйк
-
-
Рогир ван дер Вейден (1399-1464)
- Ученик Р. Кампена и Я. Ван Эйка.
- Отличительные особенности алтарных композиций мастера – высокая одухотворенность образов и условный плоскостной фон.
- Картина «Снятие с креста» - отражение собственного экспрессивного стиля.
-
Иероним Босх (ок. 1460-1516)
- Основоположник жанровой живописи.
- Болезненный демонизм тем произведений мастера.
- Сюжетная основа картин – демонстрация отрицательных явлений жизни. Изображение земного существования людей как всецело греховного.
- «Сад любострастия», «Воз сена», «Страшный суд» - монументальные триптихи, где создан образ вселенной с действующими в ней демоническими силами.
-
Иероним Босх
-
-
Питер Брейгель старший (Мужицкий). 1525-1569
- Нидерландский живописец и рисовальщик.
- Глава демократического направления в нидерландском искусстве ХVI века.
- Тематика его картин – жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в сер. XVI в.
-
Питер Брейгель старший (Мужицкий)
-
-
Возрождение в Германии
- Стилистическая неоднородность изобразительного искусства.
- Сосуществование натурализма и изощренного спиритуализма.
- Становление культуры Возрождения в Германии значительно отставало по сравнению с Италией и Нидерландами.
- Это объясняется особенностями исторического развития страны.
-
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
- Рисовальщик, гравер, теоретик искусства, основоположник искусства немецкого Возрождения.
- Великий гравер, живописец и рисовальщик сумел в своем творчестве очень тонко передать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света и вместе с тем появлением нового гуманистического мышления.
-
Альбрехт Дюрер
- При этом Дюрер с наибольшей полнотой выразил в своем творчестве особенности именно немецкого Возрождения.
- Рациональное и классическое неотделимо в его творчестве от готической экспрессивности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью.
-
-
Выбор тематики и особенности стиля Дюрера, как и всех немецких художников, обусловлены его глубокой религиозностью. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость- все это воплотилось в величайшем творении Дюрера – Графическом цикле «Апокалипсис».
-
-
Гравюры
- Однако вершиной творчества Дюрера стали три знаменитые гравюры: «Смерть и всадник», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего была выражена стойкость духа людей того времени, их готовность отвергнуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы.
- В этих гравюрах сосуществуют рационализм и мистика, вера в мощь человеческого гения и осознание его ограниченности.
- Не связанные сюжетно, эти гравюры составили единую образную цепь, в основу которой была положена вера.
-
-
-
Маттиас Грюневальд (1480-1528)
- Непревзойденный колорист.
- «Изенгеймский алтарь» церкви св. Антония.
- Мистический характер искусства художника.
-
Ганс Гольбейн Младший (1497/98 -1543)
- Иллюстрирование книг. Знакомство с Эразмом Роттердамским.
- Цикл гравюр на дереве – серия «Пляски смерти»
- Жанр портрета – «Портрет Бонифация Амербаха», «Портрет французских послов»
-
Французское ренессансное искусство
- Жан Фуке (1420-1477/81) – один из самых крупных художников XV в.
- Миниатюры – значительная часть художественного наследия Фуке.
- Иллюстрации «Часослова» Этьена Шевалье, «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Боккаччо, «Иудейские древности» Иосифа Флавия и «Большие французские хроники».
-
- Особенность французского гуманизма – связь с придворной средой.
- Сенсуализм – восприятие через ощущение.
- Школа Фонтебло.
- Строительство замков в первой половине XVI в. Замки Блуа, Шамбор, Шеверни, Амбуаз, Шенонсо, Фонтебло.
-
Замок Фонтебло
-
Галерея Франциска I
-
Искусство французского Возрождения
- Возрождение средневековой традиции и драматизм французского Возрождения.
- Готическое направление в искусстве французского Возрождения во второй половине XVI в.
- Творчество величайшего скульптора XVI в. Жермена Пилона (1535-1605).
-
- Чем отличается культура Северного Возрождения от итальянского Ренессанса
- Почему Ян ван Эйку принадлежит пальма первенства в живописи нидерландского Ренессанса?
- Почему творчество Иеронима Босха стоит особняком в нидерландской живописи
- Назовите основные этапы творчества Питера Брейгеля Старшего
- Расскажите о творчестве Альбрехта Дюрера
- Назовите отличительные черты французского Ренессанса
- Назовите основные направления школы Фонтебло
- В чем состоят стилевые особенности школы Фонтебло в живописи и скульптуре
- Расскажите о возрождении средневековой традиции в творчестве Ж. Пилона
-
Рекомендуемая литература
- Дикарев А. С. Старонидерландские шпалеры в Эрмитаже. Фламандский Ренессанс 1498-1518 - СПб. : [б. и.], 2006. - 79 с.
- Мандер Карел ван. Книга о художниках; пер. с гол. В.М. Минорского под ред. Г.И. Федоровой]. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 544 с.
- Садохин А. П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов - М. : БММ, 2007. - 448 с.
- Шестаков В. П. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы - СПб. : Нестор-История, 2007. - 272 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.