Содержание
-
Серафимо-Дивеевский монастырь
-
- Литография с видом Дивеевского монастыря с юго-западной стороны (начало XXвека)
- Нижегородская и Арзамасская епархия
- Тип: Женский
- Дата основания 1780-е
Основные даты:
- 1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского
- 22 декабря — основание Мельничной общины
-
Серафи́мо-Диве́евский монастырь
Полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь — православный женский монастырь – расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается некоторыми как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». До своего закрытия в 1920-е годы, как и ныне, был в Нижегородской епархии. В статусе монастыря с 1861 года.
-
История
Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря (матушка Александра) и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
Портрет преподобной Александры
-
В 1773—1774 годахматушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
-
По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
-
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. О её правлении, продолжавшимся 43 года сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».
-
Мельничная община
По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её отца Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова, в нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).
-
Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева. И одна из наследниц — Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.
-
Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.
-
Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.
В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа)
-
В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым)
-
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.
-
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября1927 года он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря.
-
Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.
-
Современная жизнь обители
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу. Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.
-
В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта1990 года архиепископом Николаем.
1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление»
-
21 июля1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
29 июля1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.
-
17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
-
В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви.
21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.
-
Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви.
-
В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл
-
В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска.
-
За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора, построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.
-
31 июля2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году.
-
8 сентября2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана.
31 июля2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.
-
31 июля2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.
22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.
-
9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО.
10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.
-
В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами препеподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского
-
Спасо-Преображенский собор
Собор был заложен в 1907 году.
В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.
После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем — тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».
Спасо-Преображенский собор
-
В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября1998 года, в честь Преображения Господня.
-
Святыни монастыря Святая Канавка
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.
Крест у начала Святой канавки
-
Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.
«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»
-
Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера
-
С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.
Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.
-
До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.
В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.
-
1 января1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.
10 августа1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестных ход.
Крест у окончания Святой Канавки
-
По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.
-
Икона Божией Матери «Умиление»
Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.
-
Купальни на источнике Прп. Серафима Саровского
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.