Содержание
-
Судьба картины в живописи авангарда
Расщепление и распад. Перенос акцента с результата на процесс
-
16. Джексон Поллок. Из паутины. 1949
-
Вискусстве ХХ века удостоился отдельного внимания сам творческий процесс. Вместо обращения к зрителю «смотри, что я сделал» возник призыв «смотри, как я это сделал». Появился термин «живопись действия». Ярче всего новый подход воплотил в своих работах американский художник Джексон Поллок, который придумал технику дриппинга (от англ. todrip — стекать, капать) (17).
-
17. Джексон Поллок за работой. Фото Марты Холмс. 1949 18. Джексон Поллок за работой. Фото ХансаНамута. 1950
-
19. Джексон Поллок за работой. Фото ХансаНамута Работы Поллока как правило огромных размеров — верный признак обращения не к «рацио» зрителя, а к его «эмоцио».
-
Стоя перед подлинным холстом Поллока в музее легко почувствовать, как беспорядочные на первый взгляд потеки краски захватывают своим вихревым ритмом, заставляют настроиться на душевную волну автора и ощутить клубок его эмоций. Картины Поллокаставят в тупик, если в них искать какое-то изображение, но покоряются тому зрителю, который распутывает живописный клубок и вытягивает из него путеводную нить в моментальное внутреннее состояние художника. Это один из ярких примеров новых художественных задач и новых возможностей, которые появились в живописи авангарда. 20. Джексон Поллок. Конвергенция. 1952
-
Конец живописи
«Картина как целостный организм умирает, постепенно распадаясь на отдельные составные элементы художественного образа. В огромных однотонно закрашенных панно Марка Ротко остается только цвет, который берет на себя всю выразительность, всю эмоциональную напряженность картины (21); у Пита Мондриана остается только ритм (22)... В картинах ХансаХартунга от творческой энергии художника остается только след его жеста, прочерченный на абстрактно белой поверхности (23); у Лючио Фонтаны — только движения руки, несколькими взмахами ножа взрезавшей пустое полотно (24)». Ирина Данилова
-
21. Марк Ротко. Красный на темно-синем поверх темно-серого. 1961 22. Пит Мондриан. Композиция № 1 – Композиция С. 1934–1936
-
23. ХансХартунг. Без названия № 2575–108. 1956 24. Лючио Фонтана. Пространственная концепция. 1965
-
25.Ив. Клейн. IKB 191. 1962 26. Казимир Малевич. Супрематизм.Автопортрет в двух измерениях. 1915
-
27. Лючио Фонтана. Ожидание. 1966–1967 …воплощение смерти картины..«В этом умирании картины есть что-то апокалиптическое: осталась чистая страница, с которой всё смыто. «Небо свернется, как свиток, и времени больше не будет», — говорится в Апокалипсисе, но «будет новое небо и новое солнце». Искусство призвано начинать всё сначала, как бы на пустом месте». Ирина Данилова
-
«Черный квадрат» как метафора столетия
«Черный квадрат» был представлен публике в 1915 году, когда уже бушевала мировая война и по почти сбывшемуся пророчеству Маяковского «в терновом венце революций» ожидался «шестнадцатый год». Произошло это в Санкт-Петербурге, на Марсовом поле, на «Последней футуристической выставке картин 0,10 (ноль-десять)». «Квадрат» был сознательно вывешен в «красном углу», то есть наискосок от входа (29). В России это место традиционно предназначалось для иконы, оттого картина была однозначно воспринята как икона нового направления.
-
28. Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915
-
29. Экспозиция Последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль-десять). 1915
-
30. Спас Нерукотворный. XII в.
-
-
Бездна — раз, конец времен — два, а за ним новый мир — три. Такова была формула мировидения в тот момент, а живопись, сознательно или бессознательно такие формулы воплощает. Все эти образы в концентрированном, спрессованном виде легко обнаруживаются в «Черном квадрате»: черная дыра посередине, а из-за нее выбивается белый свет.
Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в красном углу — это икона в мире, где Бог умер. Александр Бенуа увидел в «Черном квадрате» воплощение философии «пришедшего Хама» и гробовую плиту миру искусства. Никто не обвинял картину в «пустоте», никто не усмехался («я тоже так могу»), поскольку в то время так не мог никто. Это пришло позже!
-
В Средние века вершиной человеческой деятельности был храм. Готический собор строился как образ Божьего мира, и Создателя уподобляли архитектору Вселенной. Он иногда изображался расчерчивающим небесную сферу с циркулем в руках (31). Позже эта метафора вдохновляла масонов-каменщиков. 31. Бог-Отец измеряет мир. Ок. 1250
-
Для понимания живописи авангарда нужно уметь видеть картину как предмет, как холст, покрытый красками. Онасоздается не с целью что-то изобразить, а исходя из потребности что-то выразить. Это не отражение реальности, а самоценная новая реальность, созданная чисто живописными средствами. Поэтому живопись авангарда обращает особое внимание на художественные средства, которые ценятся сами по себе, а не как способ создания изображения. Художник-творецтеперь перенаправляет внимание зрителя с самой картины на творческий процесс ее создания. Картинастановится не целью работы, а живописным следом его действий. .
-
Такое развитие живописи привело к потере целостности, к распаду картины на составные части и к умиранию самой живописи, которой если и суждено возродиться, то в каком-то новом, неведомом пока качестве. По-видимому, это соответствует состоянию всего мира в ХХ веке. Метафорически конец живописи, за которым новое начало, ярче всего выразил знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича, что делает эту картину метафорой всего столетия
-
Литература
1. Данилова И.Е. Картина как общая формула мировидения. В сб.: «Исполнилась полнота времен...» М., 2004. 2. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1991 3. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. 4. Черный квадрат. Спецвыпуск газ. «Искусство», № 18, 2007.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.