Презентация на тему "История украинской игрушки"

Презентация: История украинской игрушки
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "История украинской игрушки"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 9 слайдов. Средняя оценка: 3.2 балла из 5. Также представлены другие презентации по мировой художественной культуре (МХК) для 3-5 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: История украинской игрушки
    Слайд 1

    История украинской игрушки

    Гайдученко Маргарита

  • Слайд 2

    Во что играли тысячу лет назад? На территории Украины археологи находили игрушки с древнейших времен. В IV—III тыс. до н.э. в памятниках трипольской культуры встречались керамические женские статуэтки, разнообразные фигурки животных (овец, лошадей, быков и др.). Многочисленные детские игрушки древних славян (деревянные лошадки, уточки, луки, мечи, свистульки), датированные X—XIII вв., найдены во время раскопок на Приднепровье. В Национальном музее истории Украины широко представлены игрушки XV—XVIII веков — миниатюрные горшки, кувшины, свистульки, фигурки животных. Со второй половины XIX века благодаря массовому производству игрушек, торговля вовсю идет на ярмарках. Расцвет кустарного игрушечного промысла приходится на конец XIX — начало XX века.

  • Слайд 3

    На Украине игрушки сопровождали человека от колыбели до свадьбы и передавались по наследству. Погремушки изготавливали из маленьких тыкв с шариками внутри, которые обматывали для безопасности тканью. В народе считали, что помимо забавы звук погремушки отпугивает от детей злые силы. Глиняные свистульки в виде всадников, петушков, оленей, барашков были не только игрушками, но и защитниками от болезней. Наши предки верили, что достаточно родителям свистнуть в свистульку или заиграть на свирели в два-три тона, сказать «Пусть сглазы перейдут на того, кто их наслал», — и ребенок выздоравливал. Когда ребенок учился ходить, ему делали каталки, тележки. Для детей постарше мастерили игрушки, которые развивали координацию движений, — войлочные мячи, деревянные сабли, луки и стрелы, волчки. С ранних лет детей знакомили с предметами быта, которые пригодятся им в будущем. У них были маленькие лопатки, грабельки, миниатюрные лари, горшки, макитры, кружки и тарелочки.Девочки-подростки играли с самодельными куколками, мальчики — с лошадками и солдатиками. Когда девушка выходила замуж, в ее приданом были куклы, которые могли передаваться от матери к дочери.

  • Слайд 4

    Глиняные игрушкиГлиняные игрушки традиционно делали в семьях гончаров и продавали на ярмарках. Профессиональные гончары изготавливали настоящую керамическую посуду для хозяйства, их жены и дети, чтобы обучиться ремеслу, тренировались на производстве игрушек. Когда у них хорошо получалось, игрушки выставляли на продажу. Часто гончары в качестве сдачи давали покупателю детские изделия , например игрушечную посуду. Она получила название «монетка».Игрушки старались украсить замысловатым декоративным рисунком. Ассортимент глиняных игрушек был разнообразным: птицы — петухи, кукушки, индюки, жаворонки, утки; животные — лошади, олени, медведи, свиньи, козы. Нередко животных лепили в виде свистулек. Игрушки, изображающие зверей и птиц, как правило, опирались на народные фольклорные традиции. Петух в украинском фольклоре ассоциируется с солнцем, с весною и теплом. На его груди часто изображали солярный знак. Лошадь — это всегда друг и помощник хозяина. Свинья — знак богатства и достатка: «свинка — зо-лота щетинка». Олень — «дивный зверь — ветвистые рога»; коза — залог плодородия: «где коза ходит, там жито родит»; медведь — «господарь лесу» или «медведь-кузнец», по преданиям медведи были когда-то людьми; заяц — символ плодовитости.Кроме того, из глины лепили характерные фигурки городских барышень или пана и пани, кумы, девчат, всадников на конях. Пана изображали хорошо одетым господином, пани — статной, гордой женщиной, часто с петушком в руках; кума — это комический образ полной приземистой женщины с короткой шеей и круглым лицом, девушка имела тонкую фигуру и благообразные черты лица.

  • Слайд 5

    Деревянные игрушкиДеревянные игрушки были разнообразны: волчки, мельницы, куклы, модели бытовых вещей, лошадки (коники на палке), а также музыкальные инструменты: деревянные свирели, пищики, трещотки. Широко известны и механические игрушки из дерева с двигающимися элементами — вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей. Популярны были головоломки для детей — так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая состояла из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.

  • Слайд 6

    Народные узловые куклыУкраинские народные куклы — ляльки — изготавливались из ткани, посредством ее скручивания и перевязывания. Обычно, изготавливая узловую куклу, говорили «не шить игрушку», а «крутить», «мотать», поэтому их иногда называют мотанки. Узловые куклы не имели рук и ног, у них не обозначали черты лица. Но обязательной их чертой был вышитый сакральный крест на лице. Он символизировал единение женского (горизонтальная полоса — земля) и мужского (вертикальная полоса — небо) начала. Узловые куклы делают и сегодня. Для этого берется кусочек белой ткани и какой-нибудь наполнитель, чтобы сформировать голову, после чего ткань перевязывается нитью. Свисающие концы ткани скручиваются и перевязываются нитками, имитирующими тело куклы и одежду. Из цветных лоскутков изготавливается понева, фартук, украшается грудь куклы. На голову накладывается конопля или нитки, имитирующие волосы, сверху надевается венок или специальный головной убор. Различны сюжеты узловых кукол. Это может быть мать с младенцем, символизирующая народный образ Богородицы. Княгиня — изготовленная из более красивой ткани кукла, символизирующая достаток. Помимо игровых задач такие куклы выполняли ритуальную функцию. Если ребенок болел, могли изготовить куклу, в которую вплетали беды, болезни и человеческие просьбы, а потом ее сжигали. Поэтому куклам никогда не рисовали лицо, чтобы они не были похожи на реальных людей. Узловые куклы широко использовали в свадебной обрядовой практике, например, молодым дарили куклу, изображающую жениха и невесту, или женскую куклу с многочисленными младенцами.Первым собирателем народных кукол был священник Марк Грушевский (1865—1938), родственник известного украинского историка Михаила Грушевского. В 1904 году был опубликован его труд «Детские игрушки и игры всякие, собранные на Чигиринщине Киевской губернии». В настоящее время изготовление узловых кукол продолжается. Их можно увидеть на этнографических фестивалях и выставках.Куклы из тканиПредтечей кукол в национальных костюмах, так называемых этнографических, были куклы, которых называли одетые или «куклы из ткани».У них, как правило, была деревянная основа, лицо из ткани с прорисованными чертами, руки и ноги. Они изображали мужчин и женщин. Сюжеты кукол были разнообразны — это молодички, пан и пани, сельские жители в крестьянских костюмах.

  • Слайд 7

    Этнографические куклыКуклы в этнографических украинских костюмах ассоциируются с героями произведений Н.В. Гоголя, в которых ярко и образно описаны красота, юмор и трудолюбие украинского народа. Их стали выпускать еще в конце XIX века. Широкого размаха их производство достигло в советское послевоенное время. Они демонстрировали интернациональную дружбу народов СССР. Этнографические куклы — это, как правило, девушка в вышитой рубахе и юбке с плахтой, на голове венок из цветов и лент, и парень в вышитой рубахе, шароварах, на голове может быть барашковая шапка. Часто они имеют имена, например, Наталка и Иванко. Они могут быть статичными куклами, а могут быть фигурками, выполняющими различные действия. Их могли делать из пластмассы, ткани, дерева. В настоящее время они в большинстве своем относятся к разряду сувенирных кукол. Игровые и обрядовые функции в них заметно снижены, этнические и эстетические усилены. Однако при всем этом они остаются куклами, которые среди игрушек занимают особое место и демонстрируют неповторимое своеобразие украинского народа, его национальную самобытность

  • Слайд 8

    История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах Украины. Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение". В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

  • Слайд 9

    Национальный музей игрушки Украины, Киев

    Несколько слов об истории музея    Официально датой открытия музея считается 1 января 2005 года. Однако же идея подобной выставки появилась еще в 1933 году, и, именно с этого момента, начали собираться экспонаты для будущей коллекции музея. А уже к 1936 году состоялась первая выставка этих самых экспонатов. После происходило только приумножение количества экспонатов. На данный момент в распоряжении музея есть более 10 тысяч игрушек. Больше об истории этого места и нечего сказать. У него не было больших потрясений, да и экспонаты, по большому счету «на любителя», ни разу не были разворованы. Сейчас музей радует посетителей (особенно маленьких) и погружает всех в чудесный мир игрушек. Экспозиция «Национального музея игрушки Украины»    В музее можно увидеть игрушки, которые собирались еще с 30-х годов прошлого века. Любой посетитель сможет здесь увидеть множество уникальных игрушек. Допустим, в коллекции музея есть советская игрушка трансформер - лошадь превращающаяся в трактор, а также точная копия швейной машинки. Здесь есть даже маленький пупс с лицом Ленина. Сами экспонаты принято относить к трем категориям: это игрушки авторской работы, игрушки массового производства и национальные игрушки. 

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке