Презентация на тему "Система социальной защиты в РФ"

Презентация: Система социальной защиты в РФ
Включить эффекты
1 из 84
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Система социальной защиты в РФ" по обществознанию. Состоит из 84 слайдов. Размер файла 0.37 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Система социальной защиты в РФ
    Слайд 1

    Лекция №6 по учебной дисциплине «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА» Тема: Система социальной защиты в Российской Федерации. Время – 4 часа Разработал: к.и.н., доцент И.Н.Нужнов Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург»

  • Слайд 2

    План лекции: Социальная защита населения как функция социального государства. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Структура системы социальной защиты населения и ее характеристика. Социальное обеспечение : содержание, формы, методы. Социальное страхование, его виды и формы. Социальная помощь и социальная поддержка. Социальные гарантии.

  • Слайд 3

    1. Социальная защита населения — одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние. Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. Социальная защита населения может рассматриваться как: средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав; государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

  • Слайд 4

    Термин "социальная защита" был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы. Активное применение категории "социальная защита" международным сообществом можно объяснить тем фактом, что в период 30-50-х годов ХХ столетия во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.

  • Слайд 5

    Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинское обслуживание пособие по безработице пособие по производствен- ному травматизму пособие по инвалидности пособие в связи с потерей кормильца пособие по беременности и родам пособие по болезни семейные пособия пенсия по старости

  • Слайд 6

    В 1982 году Всемирным конгрессом профсоюзов была принята хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

  • Слайд 7

    Социальная защита, как законодательная форма и доктрина социальной поддержки граждан в случае наступления социальных рисков материальной необеспеченности, пришла в России на смену социалистической парадигме государственного социального обеспечения советского периода, отражая тем самым изменения общественных отношений в этой сфере, произошедших в ходе смены общественно-экономического строя. В отличие от государственного социального обеспечения, основанного на принципах алиментарности (бесплатности для получателей) и исключительно государственного (бюджетного) устройства, для системы социальной защиты России, все более характерным становится сочетание страховых и бюджетных принципов устройства. Она ни в чем принципиально не отличается от систем социальной защиты западноевропейских стран, а ее недостаточно развитые страховые институты во многом можно объяснить «молодостью» и низкой степенью урегулированности системы заработной платы. 

  • Слайд 8

    Анализ базовых положений международных документов в данной сфере, законодательной базы в стране позволяет к важнейшим принципам социальной защиты работников отнести:^ 1. Социальную ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его прав на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения; охрану труда, обеспечение приемлемых условии труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;^ 2. Социальную справедливость в области трудовых отношений - равные права на вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.^ 3. Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества, что зафиксировано в международных нормах, и в том числе в Конвенциях МОТ № 67, 118, 158;^ 4. Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе на основе установления приемлемых уровней профессиональных, социальных рисков и социальных гарантий по их минимизации и компенсации;^ 5. Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

  • Слайд 9

    ^ 6. Заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предпринима- тели, товарищества соцстрахования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;^ 7. Солидарность всех субъектов с. з. на основе совместной ответственности противостоять опасности и риску, выявлять, оценивать факторы риска и сообща защищать свои интересы, согласованно распределять финансовое бремя по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;^ 8. Экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;^ 9. Личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;^ 10. Многоуровневость и разноадресность способов с. з. - от государственных гарантий для всех трудящихся, до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовывать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;^ 11. Многосубъектность с. з. - субъектами с. з. должны выступать государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения, региональные органы управления;^ 12. Многоаспектность и разнонаправленность мер с. З.: объектами с. з. должны стать персонифицированные работники, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги.

  • Слайд 10

    Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения между собственниками средств производства и наемными работниками, которые располагают только способностью к труду, являются определяющими в формировании жизнедеятельности населения. Утрата трудоспособности работников (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях остается только естественное право - право на жизнь. В этой связи в практической плоскости социальную защиту рассматривают как систему гарантий и механизмов, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни. Категория «социальная защита» с социальных позиций – это совокупность отношений в обществе, обусловленных необходимостью защиты социального положения его граждан от неблагоприятного воздействия социальных рисков, несущих угрозы утраты трудоспособности и места работы, болезни и социальной дезинтеграции. Ее стержнем являются общественные отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав граждан, направленных на компенсацию последствий социальных рисков и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности людей. Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органический компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.

  • Слайд 11

      Вышеприведенные содержательные характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение в следующем виде: Социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, ухудшающих качество жизни, с целью поддержания их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями. В основе данной дефиниции лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, направленных на поддержание доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизнеобеспечения; - специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления материальных средств в случаях утраты трудоспособности или места работы; - закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений.

  • Слайд 12

    Иначе говоря, Социа́льнаязащи́та — система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Социальная защита включает в себя социальное обеспечение, а также гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства. Основные принципы социальной защиты адресность гуманность комплексность обеспечение прав и свобод личности

  • Слайд 13

    Модели построения национальных систем социальной защиты. Существующие национальные практики социальной защиты отличаются между собой структурой и конфигурацией (сочетанием) важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размерами ресурсов, направляемых на их функционирование, а также доминирующей ролью одного из институтов социальной защиты. Значительное многообразие построения национальных систем социальной защиты объясняется комплексом причин: степенью социального, экономического и правового развития стран, особенностями географического их размещения, формой государственного устройства, культурными и историческими традициями, наличием развитого гражданского общества и т.д. При этом в ходе эволюции национальных систем социальной защиты различные их формы как бы дополняли друг друга, в связи с чем получалась различная комбинация частных, коллективно-групповых и государственных форм защиты, которая формировала модель социальной защиты.

  • Слайд 14

    Модель Бисмарка Базовыми характеристиками национальных систем социальной защиты, построенной по модели Бисмарка являются максимальный учет природы трудовых отношений, стремление сохранить уровень материального достатка работников в рамках профессиональных групп и категорий на основе обязательного социального страхования, выступающего основным институтом социальной защиты. Данная модель применяется во многих европейских странах: Германии, Франции, Австрии, странах Бенилюкса. Социальное страхование, организованное по модели Бисмарка, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.Гармоничное сочетание экономической деятельности и социального благополучия граждан достигается благодаря "страховой солидарности", которая обеспечивает нормативные основы для узаконивания значительной части перераспределительной деятельности государства благосостояния.

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Уровень социальных выплат (пенсий и пособий) при данной модели связан с величиной заработной платы, что обеспечивается с помощью «высокой культуры» социального страхования:  сохранение для застрахованных работников достигнутого уровня и качества жизни, социального статуса при наступлении социальных рисков, а также на предоставлении качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг; оптимального сочетания интересов субъектов правоотношений - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе, при этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового стажа; организация социального страхования по отдельным видам социальных рисков в форме товариществ взаимного страхования, в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков); сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов. Первый выражается в одинаковых для всех категорий занятых размерах отчислений на социальное страхование, второй - в гибких тарифах, позволяющих компенсировать затраты, связанные с различными последствиями социальных (профессиональных) рисков в зависимости от вредности или опасности условий труда, а также состояния (качества) используемой рабочей силы. Необходимой предпосылкой стабильного функционирования социального страхования является договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.

  • Слайд 17

    Модель Бевериджа Ее отличают следующие особенности: трехуровневый тип социальной защиты, закрепляющий за государством обязанности предоставления базовых гарантий социальной защиты всему населению, за работодателем - социальное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник), за работником - дополнительное личное страхование;ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, дополнительного профессионального страхования - на замещение (компенсацию) заработка, дополнительного добровольного личного страхования - на реализацию работниками своих личных возможностей в интересах собственной социальной защиты;обеспечение государством трех базовых условий жизнедеятельности населения - государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей) и предотвращение массовой безработицы

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Шведская модель  Главные цели шведской модели - это равенство и полная занятость, а сущностные компоненты - универсальная (всеобщая) система социального обеспечения, развитый и значительный по масштабу государственный сектор социальных услуг, политика солидарности в области заработной платы и активная политика занятости. Отличительные черты шведской модели: финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная шкала налогообложения доходов (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения); приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики; отраслевое договорное регулирование заработной платы и равномерное распределение доходов; активная государственная политика по созданию рабочих мест с целью достижения полной занятости, упреждающий характер мер по недопущению длительной безработицы; высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки населения Значительная роль дотаций из госбюджета в систему обязательного социального страхования объясняет активную роль государства в функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем. 

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Год введения общегосударственных социальных программ в ряде развитых стран

  • Слайд 23

    Классификация существующих систем социальной защиты по Эспинг-Андерсену в зависимости от типа "идеологии" государственного устройства: 1. Либеральный тип. Отличается стремлением государства к отделению социальной помощи от свободного рынка, к «адресной» помощи. Критерий предоставления социальной помощи - проверка нуждаемости, Главная цель - ликвидация бедности. Характерен для стран с англоговорящим населением, включая Великобританию, и Японии. 2. Консервативный тип. Критерий предоставления социальной помощи - проверка выполнения установленных обязанностей. Отличается применением классических бисмарковских систем социального страхования, стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель - сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде. Используется большей частью стран Западной Европы, скорее всего с германской ориентацией. 3. Социал-демократический тип. Критерий предоставления социальной помощи - установленный факт принадлежности к определенной группе или категории населения. Предполагает предоставление стандартных денежных или натуральных пособий или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи. Цель - перераспределение дохода. Используется в скандинавских странах.

  • Слайд 24

    Государственные формы Негосударственные формы Формы социальной защиты Доступное здравоохранение Льготы Доступное образование Пенсионное обеспечение Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг Меры социальной поддержки Добровольное социальное страхование Благотворительность Частные системы здравоохранения и др.

  • Слайд 25

    Система социальной защиты— это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. социальные гарантии социальное обеспечение социальное страхование социальнаяпомощь 2. Структура системы социальной защиты населения и ее характеристика.

  • Слайд 26

    Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр различных элементов, форм, методов, механизмов, систем и институтов управления социальными рисками 1. Отдельные нормативно-правовые элементы, которые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и социального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защита труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.^ 2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защиту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а также инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договора и трудовые контракты (см. табл.1).^ 3. Институты социальной защиты, представляющие собой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими возможностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения).

  • Слайд 27

    В системе социальной защиты выделятся следующие структурные составляющие: субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, гражданин и государство, а также специализированные органы государственной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и социального обеспечения, страховые организации публично-правового статуса; уровни социальной защиты: индивидуальный (работник – работодатель, гражданин и государство) и групповой (профессиональные союзы наемных работников и объединения работодателей); предмет социальной защиты и его структура: общественные отношения субъектов по поводу организации нормальной жизнедеятельности населения и защите его от рисков социального характера, включающие формирование и функционирование механизмов компенсации утраты трудоспособности и заработной платы, организации медицинской и социально-реабилитационной помощи; принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и солидарной взаимопомощи, социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) и формирование на этой основе специализированных институтов обязательного и добровольного социального страхования; критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производственной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологические нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки; нормы потребления продуктов питания и т.д.

  • Слайд 28

    ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ все население страны (обеспечение безопасности жизни людей, реализация интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития) социально-уязвимые группы населения отдельные группы и слои населения военнослужащие и т.д. работники образования работники предприятий с вредным производством инвалиды многодетные семьи неработающие пенсионеры женщины безработные и т. д.

  • Слайд 29

    объект социальной защиты работников включает в себя следующие сегменты: создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей; обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования; обеспечение работникам и членам их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

  • Слайд 30

    Федеральный уровень Региональный уровень Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство социальной защиты населения субъекта федерации -Проведение единой государ- ственной политики в области социального обеспечения; - Принятие законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих общие социальные процессы; - Установление единой системы государственных минимальных стандартов; - Разработка и реализация федеральных целевых программ территориальные органы по социальной поддержке государственные учреждения социального обслуживания населения -Координация вопросов социальный защиты (определение и реализация социальной помощи малообеспеченным слоям населения, организация адресной социальной помощи населению и др.); - Принятия законодательных и нормативных правовых актов в пределах разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ; - Разработка государственных стандартов социального обслуживания и административных регламентов; - Разработка и реализация региональных социальных программ Уровни реализации социальной защиты населения

  • Слайд 31

    3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

  • Слайд 32

    Историю самого понятия социального обеспечения можно исчислять с начала 30-х годов прошлого столетия. Впервые термин «социальное обеспечение» появился в "Акте о социальном обеспечении"(Sосiаl SecurityAct) в США в 1935г. и в "Акте о социальном обеспечении"(SocialSecurityAct) в Новой Зеландии в 1938г. В определении социального обеспечения ключевым моментом стал доклад У.Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: "социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака".

  • Слайд 33

    Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию. Социальное обеспечение — вид социальной защиты, направленный на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей.  СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети. 

  • Слайд 34

    Система социального обеспечения объединяет пенсионное обеспечение обязательное медицинскоестрахование государственное (обязательное) социальное страхование

  • Слайд 35

    основные виды социального обеспечения пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др.; содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях; медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

  • Слайд 36

    Экономическая основа социального обеспечения государственный бюджет Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней социальное страхование Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей

  • Слайд 37

    СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:  государственный характер устанавливаемых в обществе организационно - правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения; закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

  • Слайд 38

    Основные функции социального обеспечения: экономическая функция, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков; производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд; социальная (социально-реабилитационная) функция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;  политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

  • Слайд 39

    Система социального обеспечения объединяет пенсионное обеспечение обязательное медицинскоестрахование государственное (обязательное) социальное страхование

  • Слайд 40

    основные виды социального обеспечения пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др.; содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях; медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

  • Слайд 41

    Экономическая основа социального обеспечения государственный бюджет Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней социальное страхование Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей

  • Слайд 42

    Государственное социальноеобеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категория граждан с учетом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства. Предоставление государственного социального обеспечения не обуславливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме. Финансовые источники данного института социальной защиты – прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов

  • Слайд 43

    Социальное страхование -- это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория -- это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. 4. Социальное страхование, его виды и формы. В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введениястраховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальное страхование —это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования; защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

  • Слайд 44

    болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении Социальный риск– это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Основные социальные риски:

  • Слайд 45

    Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности. Обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

  • Слайд 46

    Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость или места работы). Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей. Сущность социального страхования состоит в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, представляющих собой часть расходов на рабочую силу, или как ее еще называют «резервируемой и перенесенной во времени» части заработной платы, и выплачиваемой в случае наступления страховых ситуаций (периодов утраты трудоспособности или места работы) в форме пособий, пенсий, оплаты медицинских и реабилитационных услуг. Пенсии и пособия в рамках систем социального страхования представляются по праву застрахованного, обусловленному самим фактом и степенью участия каждого застрахованного и его работодателя в финансировании данных систем. Условия и гарантии социального страхования определяются законами и нормативными правовыми актами, т.е. носят обязательный, публично-правовой характер.

  • Слайд 47

    Управляющими и организующими субъектами (страховщиками) могут выступать: государственные структуры и структуры публично-правового статуса, общества взаимного страхования, а также специальные финансово-кредитные учреждения, страховые фонды и страховые кассы. Определение уровня обязательных страховых платежей зависит от сложившихся в обществе уровней социальных гарантий для работающих в случаях наступления для них социальных рисков и определяется как результат компромиссных решений, достигаемых в ходе договорных процессов между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), в которых, как правило, принимает участие государство (устанавливает минимальные нормы защиты). Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования происходит на законодательной основе. Приняты новые законы: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001 г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.); Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998).

  • Слайд 48

    Социальное страхование отличается от личного рядом признаков: оно обязательно для плательщиков страховых взносов; страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного; страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка; государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат

  • Слайд 49

    основные принципыобязательного социального страхования : устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования

  • Слайд 50

    Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

  • Слайд 51

    Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников в рамках отдельных отраслей экономики или в рамках отдельных компаний, создание которых проводится в рамках долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений. Характер добровольных дополнительных систем социального страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, которым предусматривается система социальных гарантий для застрахованных: сохранение приобретенных прав застрахованного при перемене места работы, формы контроля за состоянием актуарного баланса страховой организации. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий, а также формы, при которых пенсионные активы отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями. Дополнительное (профессиональное) социальное страхование может быть организовано в обязательной форме, например, страхование жизни и здоровья государственных служащих, занятых на работах, связанных с повышенным риском (судьи, работники прокуратуры и МВД), опасными условиями профессионального труда (спасатели, пожарные, водолазы, испытатели самолетов и автомобилей и т.д.). Управление дополнительным социальным страхованием может быть организовано с помощью системы уполномоченных органов: негосударственных пенсионных фондов, обществ взаимного страхования, управляющих компаний и депозитариев.

  • Слайд 52

    Добровольное личное (частное) страхование граждан, организованное на договорной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определенными видами риска и ограниченными финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно основано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентности страховых взносов и выплат, а также увязки страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определенного периода времени). Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан, а поэтому зависит от индивидуальных возможностей и осознанных потребностей в социальной защите. Основные организационно-правовые формы – частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, банки, паевые инвестиционные фонды.

  • Слайд 53

    Определение форм социального страхования, основных их функций и задач значительного разнообразия в условиях труда работающих и природно-климатических зависит от организационно-правовых структур и финансового механизма, а также условий проживания. Например, в России требуется создание трех обязательных форм страхования – общего социального страхования, профессионального и территориального социального страхования. Обязательное общее социальное страхование должно охватывать все без исключения группы работающих независимо от форм собственности предприятий и организаций. Учет повышенного профессионального риска повреждения здоровья (уровень и тяжесть производственного травматизма и профессиональных заболеваний) лежит в основе системы обязательного профессионального социального страхования. Обязательное территориальное социальное страхование должно учитывать специфику условий труда и проживания в сложных и экстремальных природно-климатических условиях. Кроме того, сложившаяся в современной России в условиях рыночных преобразований высокая степень дифференциации доходов населения создает предпосылки для организации и добровольного страхования. Страхователями могут выступать как работодатели, так и сами работники. Вопрос о добровольном (дополнительном) страховании должен решаться в каждом конкретном случае с помощью коллективных договоров или индивидуально.

  • Слайд 54

    Ключевой аспект, который отличает страхование (как личное, так и обязательное социальное страхование) от других институтов социальной защиты состоит в том, что застрахованное лицо имеет право на страховые выплаты при условии, что оно было застраховано (оно самостоятельно или за него другим лицом уплачивались взносы) и подтвержден факт наступления страхового случая. В целом, других условий не выдвигается. Это предполагает, принципиальный момент – отсутствие проверки нуждаемости (т.е. проверки материального состояния данного лица). Кроме того, социальное страхование помимо компенсационных функций выполняет и ряд других: оценку социального риска и в тех случаях, где это возможно и предупреждение его последствий – профилактика риска. Система социального страхования отличается от других институтов социальной защиты (социальной помощи, личного страхования) тем, что в ее основе лежат виды и группы потребностей, которые могут с большой вероятностью возникнуть в будущем (замещение заработка в связи с болезнью, несчастным случаем, старостью), ее тесной связью с трудовыми отношениями (обязательный характер страхования занятого населения), широкий круг социальных гарантий реализации прав застрахованным (определение законом уровней гарантий, субъектов и порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг).

  • Слайд 55

    Объектом социального страхования является все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

  • Слайд 56

    Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

  • Слайд 57

    система обязательного социального страхования в России пенсионное страхование работающих от социальных рисков -- старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации; медицинское страхование; страховщики -- федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик -- Фонд социального страхования Российской Федерации; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик -- Фонд социального страхования Российской Федерации;

  • Слайд 58

    Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Обязательное медицинское страхование введено с 1993 года, в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных). Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

  • Слайд 59

    ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Пенсия - это ежемесячная пожизненная денежная выплата, которая выплачивается в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим страховой стаж. Существуют две модели пенсионного обеспечения: Первая, когда пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан и нетрудоспособной части населения. Другая модель основывается на накопительном принципе: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек формирует пенсию сам. Пенсионное законодательство России состоит в основном из двух законов – Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

  • Слайд 60

    Пенсии по старости подразделяются на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Трудовыми называются пенсии, финансируемые за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных), поступающих в виде соответствующей части Единого социального налога страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, т.е. из средств фонда оплаты труда. Государственными пенсиями называют пенсии, финансируемые за счет федеральных налоговых поступлений. В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

  • Слайд 61

    Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техно- генных катастроф; 6) нетрудоспособные граждане. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет пенсия по старости пенсия по инвалидности социальная пенсия.

  • Слайд 62

    Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях».Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Условия назначения трудовой пенсии по старости: - достижение мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет ; - Наличие страхового стажа не менее 5 лет.

  • Слайд 63

    Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, был сделан в 1991 году, когда был создан Пенсионный фонд(ПФ) Российской Федерации. ПФ является государственным социальным внебюджетным фондом. Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система ПФ включает центральный аппарат, региональные отделения и пункты уполномоченных.

  • Слайд 64

    Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого ПФ выполняет следующие функции:

    1. собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами; 2. взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 3. капитализирует свои средства; 4. контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов; 5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;6. финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

  • Слайд 65

    В настоящее время средства ПФ формируются за счет следующих источников:

    1.страховые взносы (например, работодатели – 28%); 2. средства ФБ, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий (например, пенсии военнослужащим); 3. средства государственного фонда социального страхования.

  • Слайд 66

    Страховые взносы поступают от плательщиков: работодателей и самозанятого населения. Федеральный бюджет направляет средства на выплату пенсий военнослужащим, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий, социальных пенсий, надбавок к пенсиям участников ВОВ, на покрытие расходов по доставке и пересылке пенсий. Фонд социального страхования перечисляет средства на выплату пенсий вследствие трудового увечья. Государственные службы занятости населения направляют средства на выплату пенсий тем безработным гражданам, которые имеют право оформить пенсию по старости раньше установленного возраста.

  • Слайд 67

    Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования РФ (далее – Фонд). К основным задачам Фонда относятся:

    1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям; 2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; 3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда.

  • Слайд 68

    Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС.

  • Слайд 69

    В качестве субъектов при ОМС выступают: - гражданин, - страхователь, - страховая медицинская организация (СМО), - медицинское учреждение. Страхователем работающих граждан являются их работодатели (организации и предприятия всех форм собственности, частные предприниматели). Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования (ОМС) в России были созданы федеральный, территориальные (региональные) фонды обязательного медицинского страхования и более тысячи филиалов.

  • Слайд 70

    Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям: необходимый и достаточный объем; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; адресность; учет территориальных особенностей; механизм доведения до получателя.

  • Слайд 71

    Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией. В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя. Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

  • Слайд 72

    Поступления из системы социальной защиты делят на три группы: денежные выплаты (пенсии, пособия); льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме; социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Социальные гарантии выполняют различные функции: алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне; защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания; стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

  • Слайд 73

    Пособия и льготы классифицируются следующим образом: льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг; льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте; льготы по приобретению лекарств; бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание; выплаты пособия по бедности; выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста; выплаты инвалидам; льготы по налогообложению; компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; выплаты пособий на детей и матерям; льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения; жилищные субсидии.

  • Слайд 74

    1. Пособие по беременности и родам выдается женщинам:•   подлежащим социальному страхованию, а также женщи­нам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, уч­реждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшест­вующих дню признания их безработными;•   обучающимся с отрывом от производства в образователь­ных учреждениях начального, среднего, высшего и после­вузовского профессионального образования;•   проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутрен­них дел;•   из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории ино­странных государств;•   из числа указанных выше при усыновлении ими ребенка (детей).Дополнительно к пособиям по беременности и родам жен­щины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно имеют право на единовременное пособие в размере 50% минимального раз­мера оплаты труда, установленного на день предоставления от­пуска по беременности и родам.

  • Слайд 75

    2.  Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.3. Ежемесячное пособие на детей. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семьи с детьми на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи с рождения до исполнения ребенку 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания ими обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет.Пособие на ребенка выплачивается на рожденных, усынов­ленных и принятых под опеку (попечительство) детей незави­симо от получения государственной пенсии на ребенка (со­циальной пенсии или пенсии по случаю потери кормильца) и  алиментов.Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечитель­ство) совместно проживающего с ним ребенка до возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

  • Слайд 76

    Пособия по безработице. В соответствии с Законом Россий­ской Федерации от 19 апреля 1991 г. о занятости населения (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г., дополнений и изме­нений к нему), гражданам, потерявшим работу и заработок, устанавливается пособие по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновре­менно с решением о признании гражданина безработным в по­рядке, определенном этим законом. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев органами Службы занятости населения может оказываться в пе­риод его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. С пособий по безработице производятся удерживания подоходного налога и по судебным решениям. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде без­работицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчис­лении в течение 18 календарных месяцев.Для безработных, трудовой стаж которых дает право выхода на полную пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного воз­раста, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия для этой категории не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Безработным, имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), с их согласия пен­сия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до уста­новленного законодательством срока выход на пенсию. За этот период Фонд занятости возмещает Пенсионному фонду выплачиваемую досрочно пенсию.

  • Слайд 77

    Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить свое материальное существование. Объем представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения. Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты – социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности (за счет перераспределения имеющихся в государстве ресурсов в пользу нуждающихся). Выплаты этой системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход. Главное основание для предоставления социальной помощи – отсутствие средств в объеме прожиточного минимума. Финансовыми источниками данного института социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы или/и за счет особого целевого социального налога.

  • Слайд 78

    Государственная социальная помощь предоставляется тем гражданам, чей уровень и условия жизни не соответствуют государственным социальным гарантиям. Типичными получателями социальной помощи обычно являются: семьи, в том числе воспитывающих детей, чей среднедушевой доход ниже устанавливаемого государством прожиточного минимума, например, в форме льгот при оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, при пользовании общественным транспортом, льготных цен на лекарства, выплат «детских» пособий и т.д.; нетрудоспособные граждане, не имеющие трудового дохода и приобретенных прав по системам обязательного социального страхования, которым предоставляется социальная помощь в следующих формах: социальные пенсии, содержание в интернатах, домах престарелых, бесплатные медицинские услуги. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Социальная поддержка включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

  • Слайд 79

    Соотношение характеристик обязательного социального страхования и социальной помощи

  • Слайд 80

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание. Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

  • Слайд 81

    Организационно-функциональное обеспечение социальной работы осуществляется социальными службами: государственными и муниципальными, а также негосударственными специализированными учреждениями и предприятиями, осуществляющие социальную работу. К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению. К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

  • Слайд 82

    Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: ● пенсионного обеспечения, включая федеральные и региональные службы социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды; ● социально-бытового обслуживания; ● социального обслуживания на дому; ● специализированного стационарного социального обслуживания; ● протезирования и технических средств реабилитации; ● специального транспортного обслуживания; ● медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; ● медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; ● детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения; ● специальные профессиональные образовательные учреждения; ● поддержки семьи, женщин и детей; ● реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; ● по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию); ● по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.; ● другие.

  • Слайд 83

    Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли — социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социального развития Российской Федерации, так и в структуре отраслей, здравоохранения,образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. В России оформление социальной работы, как специализированного института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена, — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. Значимым достижением в организации социальной защиты населения в России стало создание широкой сети социальных служб и института социальной работы за короткий срок. Начиная с 1989 г., и особенно в период с 1993 по 1996 гг., в стране появилось большое число разнообразных социальных служб, более чем в 50 высших профессиональных образовательных учреждениях открылись факультеты социальной работы, переориентацию на подготовку работников среднего звена в системе социальной работы получили средние профессиональные образовательные учреждения.

  • Слайд 84

    Инфраструктура системы социальной помощи в России включает в себя 800 региональных центров социального обслуживания инвалидов и престарелых, 1400 учреждений неотложной социальной помощи (беженцам, лицам без определенного места жительства, одиноких престарелых), которые обслуживают более 3 млн. человек в год. Правовое регулирование вопросов в системе социальной помощи происходит на основе федеральных законов: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке