Содержание
-
Административное право РФ
Тема 9. Административная деятельность, связанная с ограничением частной свободы
-
Тема 9.Административная деятельность, связанная с ограничением частной свободы. Содержание
2 1. Общие принципы деятельности государственного вмешательства 2. Регистрационная деятельность. 3. Разрешительная деятельность. 4. Другие формы общего государственного контроля: государственное регулирование цен (тарифов). установление лимитов и квот. техническое регулирование.
-
Общие принципы деятельности государственного вмешательства
3 С конституционно-правовой точки зрения деятельность государственного вмешательства – это ограничение прав, в рамках которого конкурируют индивидуальная свобода, в том числе свобода экономической деятельности как частный интерес и обеспечение безопасности, защита других лиц как публичный интерес. Перед государством стоит цель поиска баланса, в том числе баланса прямого и косвенного вмешательства.
-
4 В 1994, 1998, 2001 и в 2005 гг. проводились реформы по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности. В Указе Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" среди приоритетных направлений административной реформы – ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, – развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
-
Альтернатива государственному вмешательству
5 Саморегулирование – это установление стандартов, правил и норм для участников экономической деятельности без участия государственных органов, а также обеспечение контроля их соблюдения, равно как и обеспечение контроля соблюдения технических регламентов и стандартов, утвержденных государственными структурами. Внедрение обязательных СРО – участники рынка ценных бумаг, арбитражные управляющие, оценщики, строители. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
-
Регистрационная деятельность. Понятие и правовая природа
6 Правовая природа государственной регистрации: государственный учет (не влечет юридических последствий, хотя может выступать административно-правовой обязанностью – учет налогоплательщиков, дактилоскопическая регистрация, географических наименований и т.п.) юридическая легализация (закон связывает правовые последствия в виде государственного признания права – напр., право собственности – статьи 131, 299 и 658 ГК РФ )
-
7 При юридической легализации главная проблема – влияние регистрации на судьбу самого права. Право может признаваться после государственной регистрации, но возникает оно не в результате этой регистрации. Определение Конституционного Суда РФ от 5.07.2001 №154-О: государственная регистрация – формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав, удостоверение со стороны государства юридической силы правоустанавливающих документов, не затрагивающее самого содержания права
-
8 Государственная регистрация – это юридически значимое действие, подтверждающее (признающее) обстоятельство, с которым закон связывает возникновение правовых последствий. В литературе убедительно демонстрируется процессуальная несостоятельность заявлений об оспаривании государственной регистрации без оспаривания самого зарегистрированного права Сергеева И.В. О некоторых проблемах, связанных с оспариванием государственной регистрации права // Арбитражные споры. СПб., 2005. № 3. С. 87 – 101.
-
Цели государственной регистрации
9 Как мера, связанная с ограничением прав и установлением дополнительных обременений для граждан регистрация может устанавливаться только законом и только в целях: обеспечения безопасности, защиты прав и охраняемых законом интересов, укрепления стабильности гражданского оборота путем обеспечения надлежащего выполнения гражданских обязательств и в фискальных целях, т.е. для учета объектов налогообложения
-
Регистрационная деятельность. Принципы осуществления
10 1. Открытость регистрационных сведений, за исключением персональных данных. 2. Платность регистрационной деятельности. Плата - государственная пошлина, обязательный неналоговый платеж (Гл. 25.3 Налогового кодекса). 3. Осуществление федеральными органами исполнительной власти. 4. Осуществление на государственном языке Российской Федерации.
-
11 5. Юридическое значение регистрации имеет внесение данных в государственный реестр, регистр или кадастр. Правоудостоверяющий документ самостоятельного правового значения не имеет. 6. Регистрация осуществляется в режиме «реального времени», т.е. по состоянию на текущий момент. 7. В результате государственной регистрации возникает юридическая презумпция существования зарегистрированного факта или права.
-
Регистрационная деятельность. Объекты регистрации
12 ЛИЦА возникновение статуса участников гражданского оборота (Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), приобретение специальной правоспособности (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации") фиксация юридически значимого положения проживания по определенному месту жительства (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), акта гражданского состояния (Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"), статуса безработного (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
-
13 2. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, в отношении которого регистрируются права: земельные участки, здания, строения и сооружения и отдельные помещения в них (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и водные суда (ст.16-22 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Гл.3 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ)
-
14 3. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, регистрация которых необходима для допуска к эксплуатации (для участия в дорожном движении, ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") или для выполнения полетов (ст.33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ). 4. ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ для защиты интересов правообладателей - фильмы (ст. 5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации") и иных объектов интеллектуальной собственности (ст.1232 ГК РФ)
-
15 5. ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья граждан, причинять ущерб окружающей среде: оружие (ст. 8 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии") вещества и продукция (ст. 43 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), пищевые продукты, материалы и изделия (ст. 10 Федеральный закон от 2.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), опасные производственные объекты (Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), линейные объекты связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (Федеральный закон от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"), вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества (Федеральный закон от 4.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
-
16 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВ – средства массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации") – ценные бумаги (ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг") 7. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»).
-
Регистрационная деятельность.Реестры, регистры и кадастры
17 Это информационные базы данных, которые содержат сведения, позволяющие идентифицировать регистрируемый объект и правообладателя В кадастрах также оценка стоимости объекта, его состояние. Объекту присваивается уникальный номер, который указывается в правоудостоверяющих документах и служит дополнительным способом идентификации. Форма ведения – как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае расхождения данных электронной и бумажной формы приоритет отдается бумажной.
-
Регистрационное производство
18 Юридические особенности: процедурные отношения возникают между лицом, которое желает зарегистрировать объект и государственным органом. В некоторых случаях может предусматриваться и участие других лиц – например, прежнего правообладателя. обязанность регистрации может возникать вследствие наступления какого-либо обстоятельства (например, приобретения объекта), однако инициатива по началу процедуры не может исходить от регистрирующего органа
-
19 Стадии: (1) инициирование процедуры регистрации – обращение о регистрации, представление документов, их прием, первичная проверка полноты и правильности оформления. (2) анализ и юридическая экспертиза документов в отношении полноты и непротиворечивости сведений документов. (2а) в случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов – приостановление регистрации для проведения экспертизы в отношении документов. (3) принятие решения о регистрации, внесение данных в реестр, регистр или кадастр и выдача заявителю документа, подтверждающего регистрацию.
-
Разрешительная деятельность: особенности правового регулирования
20 Альтернативы: разрешение по умолчанию, последующий контроль Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // ПиЖ 2000 №29: деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный кругучастников; деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи (деятельность в области производства, хранения и продажи алкогольной продукции)
-
21 Для разрешительной системы характерны следующие особенности: –существует в тех областях, где требуется обеспечение безопасности, защита интересов граждан и государствапри условии, что обеспечить безопасность другими средствами невозможно. – действует относительный запрет осуществлять конкретный вид деятельности – до получения разрешения. – единый перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом (+ рядом законом дополнительно), конкретизируется в Постановлении Правительства (где определяется в том числе и уполномоченный орган), а процедура регулируется актами уполномоченного органа.
-
22 – субъекты РФ осуществляют лицензирование в ряде отраслей, например в сфере продажи алкогольной продукции, - когда это установлено Федеральным законом или Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" ) – разрешение выступает административно-правовым ограничителем экономической (хозяйственной деятельности): отношения в рамках самой этой деятельности остаются гражданско-правовыми; – как правило, деятельность по выдаче разрешений платная
-
23 – разрешение выдается на определенный срок, в течение которого по собственному желанию организация или гражданин не может отказаться от разрешения – выдача разрешения осуществляется индивидуальным административным актом – после выдачи разрешения возможен контроль за деятельностью – участники лицензионного производства: соискатель лицензии, лицензиат, лицензирующий орган.
-
Понятие и виды лицензий и специальных разрешений
24 Аккредитация – для подтверждения компетентности субъекта в области осуществляемой им деятельности, применяется в сфере оказания услуг связи, в области образования и науки, в избирательном процессе, в банковском деле, в области аудиторской деятельности, в области контроля за экспортом, в области физкультуры и спорта, в области социальной защиты инвалидов, при промышленном производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области журналистики (СМИ), при организации медицинского страхования. Разрешение на совершение определенных действий – разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на торговлю.
-
25 Разрешение на реализацию отдельного проекта (например, разрешение на строительство конкретного здания) Федеральный закон «Об архитектурной деятельности» 17.11.1995 и Градостроительный кодекс Специальное разрешение (право) выданное физическому лицу – водительские права, разрешение на ношение и хранение оружия, допуск к государственной тайне
-
26 Лицензия на добычу полезных ископаемых или добычу объекта животного мира, доступ к радиочастотам – как форма распоряжения объектом, находящимся в собственности государства Лицензия как разрешение на ведение определенного рода экономической деятельности. Лицензируется профессиональная деятельность, в отличие от других видов разрешений
-
Лицензионное производство
27 Стадии подача заявки, проверка соответствия лицензионным условиям, принятие решения о выдаче лицензии, максимум 45 дней исполнение решения – выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, контроль за соблюдением лицензионных условий. Аттестация как форма проверки соблюдения лицензионных условий. приостановление действия лицензии и отмена действия лицензии – в судебном порядке. Может быть упрощенный порядок для заключивших договор страхования ответственности и имеющих сертификат соответствия международным стандартам. Решение принимается в 15 дней, проверки не проводятся.
-
Установление лимитов и квот
28 Применяется в иных целях, нежели разрешение – в целях обеспечения и защиты прав и интересов граждан. Квотирование применяется в области трудоустройства несовершеннолетних и инвалидов, в области внешнеторговой деятельности, в качестве меры экономической политики, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, при государственном регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров, например озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, при добыче рыбы и морепродуктов.
-
Государственное регулирование цен (тарифов)
29 Цели – как и при квотировании – для защиты социальных интересов. Объекты - как правило, продукция естественных монополий, ЖКХ, транспорт. Нормативное регулирование: Общее – Указ Президента РФ от 28.02.1995 №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №239. Специальное – Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О лекарственных средствах", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об ипотечных ценных бумагах", "О связи".
-
30 Способами регулированияцен могут служить: индексация цен; установление фиксированных цен; установление предельных (максимальных и минимальных) цен; установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок; установление предельного уровня рентабельности; установление гарантированных цен.
-
Техническое регулирование
31 Федеральный законот 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и революция системы стандартов. Предпосылки Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.): стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный. 2) национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным; 3) в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.
-
32 Технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технический регламент может быть принят: международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; федеральным законом; указом Президента Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации. Прочие стандарты, в том числе международные и национальные.
-
33 Оценка соответствия техническим регламентам: Государственный контроль Аккредитация Испытания Регистрация Подтверждение соответствия (декларирование соответствия – Постановление Правительства РФ от 7.07.1999 №766 и сертификация – Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №766) Приемка и ввод в эксплуатацию.
-
34 Правила переходного периода (до 2010 года): до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. На сегодня принято 6 технических регламентов: 5 Федеральных законов и 1 Постановление Правительства РФ.
-
Контроль за монополистической деятельностью
35 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусматривает: государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.