Содержание
-
Административное право РФ
Тема 1. Административное право как отрасль права
-
Тема 1. Административное право как отрасль права. Содержание
2 Предмет административного права Метод административного права Административные правоотношения Нормы административного права Структура административного права Место административного права в системе отраслей права
-
2. Метод административного права
3 Понятие отраслевого метода правового регулирования. «классическая теория» А.Я. Вышинского: императивный и диспозитивный метод теория «единого метода» В.Д. Сорокина: предписание, запрет и дозволение как универсальные общеправовые методы теория «режима правового регулирования» С.С. Алексеева: метод – это совокупность принципов и презумпций Метод административного права следует отличать от административных методов или методов реализации властных полномочий государственной администрации.
-
4 Особенности административно-правового метода: 1. Участники правоотношения юридически неравны между собой. 2. Административные правоотношения чаще всего возникают независимо от воли их участников. 3. Содержание правоотношения (права и обязанности сторон) не зависят от воли их участников. 4. Санкции носят характер карательной ответственности перед государством.
-
5 Модели административного права: Закрытая модель адм. права – стремление к максимальной эффективности государственного управления. Цели деятельности администрации определяются политической элитой, не лежат в сфере правового регулирования и не подконтрольны судам Открытая модель адм. права – нормативно-правовое (конституционное) целеполагание как общий принцип правового регулирования
-
6 Требования к механизму административно-правового регулирования: нормами административного права должны исчерпывающе определяться пределы и основания властных полномочий государственных органов; усмотрение органов не должно предполагать возможности расширения вмешательства либо установления дополнительных обременений для частных лиц; недопустимо применение административно-правовых норм по аналогии.
-
3. Административные правоотношения
7 Признаки административных правоотношений состав участников этих отношений: один из участников представляет государство содержание правоотношения: реализация публично-правовых функций государства. В действиях лица, действующего от имени государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение сторон
-
8 Основание возникновения административного правоотношения – сложный юридический состав (1) материально-правовое основание – события либо действия (правомерные или неправомерные), (2) формально-правовое основание – совершение действий, юридически закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания.
-
9 Субъекты административного правоотношения государственные органы должностные лица и служащие, государственные организации (учреждения и предприятия), частные лица – граждане (граждане Российской Федерации, иностранцы и апатриды), коллективные объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации. Объект административного правоотношения – реализация государственных функций, а именно защита публичных, государственных интересов и обеспечение интересов частных лиц.
-
10 Содержание административного правоотношения А.И. Елистратов: «Момент долга или обязанности сохраняет в публичном праве доминирующее значение». Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовывать по своему усмотрению), а как публично-правовое полномочие – одновременно и право, и обязанность по отстаиванию публичных интересов. Для частного лица реализация его правовых возможностей также становится не только правом, но и обязанностью. Лишь в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность.
-
11 Виды административных правоотношений I. По составу субъектов: 1) между государственными органами, в зависимости от подчиненности органов субординационные и координационные отношения. 2) между должностными лицами и сотрудниками одного государственного органа. отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных. 3) между государственными органами и подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 4) между государственными органами и частными лицами (гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. 5) Отношения между государственными учреждениями и частными лицами (гражданами и организациями). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер, если в их основании лежит заключение договора.
-
12 II. По цели, которая преследуется властным субъектом при вступлении в правоотношение, регулятивные и охранительные отношения. III. По характеру властного воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и предоставляющими.
-
4. Нормы административного права
13 Нормы административного права определяют: статус участников административных правоотношений (компетенцию органов государственной власти, формы и порядок реализации властных полномочий) формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов
-
14 Особенностью диспозиции административно-правовых норм выступает преобладание в них предписания над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным для уголовного права) – см. Сорокин В.Д. Избранные труды. СПб., 2005. С.401. Чаще всего административно-правовая норма содержит правовую обязанность для участников административных правоотношений. Исключение – охранительные административные нормы, которые устанавливают запрет.
-
15 Виды административно-правовых норм: регулятивные и охранительные материальные и процессуальные и проч.
-
Принципы административного права
16 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными социальными ценностями и непосредственное действие прав и свобод (ст.2 и18 Конституции РФ). Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна 2. Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле.
-
17 3. Принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ) предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности. 4. Принцип законности формальное соответствие полномочиям, вытекающим из закона и соответствие по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом.
-
18 5. Принцип судебного контроля за административной деятельностью: Действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П). Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации: должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).
-
19 6. Принцип единства системы государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
-
20 7. В экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. Государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип).
-
5. Структура административного права
21 Структура советской науки административного права : Общая часть: общие вопросы (понятие и природа гос.управления), участники административных отношений, формы и методы осуществления государственного управления, законность и дисциплина в управлении. Особенная часть: административно-политическая сфера социально-культурная сфера экономическая сфера.
-
22 Проблема Особенной части: развитие правового регулирования приводит к невозможности охватить все сферы осуществления исполнительной власти при их изучении регулирование в отдельных областях носит, как правило, комплексный характер и приводит к появлению комплексных правовых институтов и «отраслей»: коммерческое, экологическое и спортивное, образовательное, транспортное, медицинское право.
-
23 Общая часть: – теория административных правоотношений – понятие и особенности правового положения субъектов административных правоотношений, – система и структура органов исполнительной власти, – учение об административном действии, – правила административного процесса, – виды деятельности органов исполнительной власти, – контроль за деятельностью государственных органов.
-
6. Место административного права в системе отраслей права
24 Соотношение административного и конституционного права: конституционно-правовые отношения складываются между частным лицом и государством в целом, а административно-правовые – между частным лицом и отдельным государственным органом (кроме судов). внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные – либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельных государственного органа.
-
25 Соотношение административного и гражданского права: см. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // X cб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926. теорияинтереса ("publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singu lorum utilitatem"). теория субъектов теория метода регулирования Англо-саксонская система не предполагает автономность правового регулирования, в государствах континентальной правовой семьи (Германия, Франция) наоборот исключается распространение норм частного права на государственные органы.
-
26 Трудовое право: в 2003-2005 годах создана система автономного административно-правового регулирования отношений государственной службы. Комплексные правовые отрасли выделены исключительно по предмету правового регулирования, включая нормы административного и других отраслей права.
-
Административное право РФ
27 Белов Сергей Александрович, к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права belov@jurfak.spb.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.