Содержание
-
Что такое цивилизация?
Древнегреческий историк Фукидид считал признаками «эллинства» (цивилизации) государственность, которая обеспечивает общественный порядок; высокий уровень культуры и благосостояния; защищенность прав человека.
-
XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации.Это понятие для просветителей означало:
Смягчение нравов в обществе Просвещенность людей; Высокий уровень их духовного развития; Главный показатель – гражданское общество, в котором должны обеспечиваться права и свободы всем его членам, где не остается места для произвола правителей.
-
Прогресс – совершенствование человечества в процессе его исторического развития.
-
Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварство цивилизация Накопление знаний; Технические усовершенствования; Повышение уровня жизни «Война всех против всех» (Т.Гоббс XYIIв.) Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нециви- лизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)
-
Главные базовые характеристики цивилизации:
Государственность и система права; Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; Письменность, формирование науки; Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; Усложнение социальной структуры общества.
-
XYIII век – период зарождения двух основных теорий цивилизации. Цивилизация – это живой организм. (позитивисты) Англ. Философ Г.Спенсер XIX в.
-
Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций.
Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие общественной жизни Все культурно-исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на существование, так как реализует неповторимую модель развития. Теория культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский Цивилизация – наиболее творческий этап развития культурно-исторического типа.
-
Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936)
Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; Каждая великая культура создала свою « картину души». Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы»
-
А.Тойнби (188901975)«Исследование истории»
Цивилизации познаются только в сравнении; Признание циклической схемы развития цивилизации; Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями. Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования.
-
Закон «вызова-и-ответа» Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. Последователями Тойнби были историки, объединив- шиеся вокруг журнала «Анналы» (Блок, Бродель)
-
XX век – появление новых стадиальных теорий.
Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу.
-
Американский историк О.Тоффлер
В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера
-
Теория «стадий роста» У.Ростоу «традиционное Общество» «переходное общество» «Стадия сдвига» Индустриальное общество («стадия зрелости») Общество «высокого массового потребления»
-
Типология цивилизаций По Н.Я.Данилевскому По А.Тойнби По О.Шпенглеру «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; «одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); «двухосновные» – европейская (культура и политика); «объединительная» – гармоничное соединение различных начал. «первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; «вторичные» – возникающие в ответ на вызов; «третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; ( к сер.XXв. не более 7-8) Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельность всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробо-византийскую, греко-римскую, западную ит.д.
-
-
Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной
Утрачивается зависимость от естественной среды; Наука тесно связана с производством; Городское население преобладает над сельским; Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; Демократизация политической системы; Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; Личность освобождается от связи со своей социальной средой; Идет процесс глобализации; Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.
-
Общественно-экономическая формация Способ производства надстройка Производительные силы Производственные отношения люди Средства труда Предметы труда Орудия труда обмена распределения собственности политика идеология ценности
-
Формационный подход к изучению истории.
достоинства(по мнению сторонников) Позволяет увидеть общее в историческом развитии разных народов; Представить историю как единый процесс; Установить законы исторического развития; Предложить периодизацию всемирной истории. Недостатки (по мнению критиков) Многие народы не проходили в своем развитии через все формации; Большинство общественных процессов не могут быть объяснены без искажений с экономических позиций; Недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных обществ и народов.
-
Цивилизационный подход к изучению истории.
достоинства Позволяет изучать историю во всем ее многообразии; Ориентирует на изучение тех сторон, которые обычно выпадают у сторонников формационного подхода(ценности, психология и т. д.); В центр исследования ставится человек и его деятельность. недостатки Становится невозможен взгляд на историю как на единый процесс развития человечества; Создает возможность полного отрицания единства истории; Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития.
-
Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 11 класс.- Москва: Просвещение, 2008 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.