Содержание
-
ФГБОУ ВО«Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова»Ростовский филиал
Презентация по учебной дисциплине«ИСТОРИЯ»для студентов 1 курса очной формы обучения Тема презентации: «ВВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ КАК НАУКА» Автор презентации: к.и.н., доцент А.В. Щербина Ростов-на-Дону, 2015 План презентации
-
План презентации
История как научная дисциплина Цивилизационный подход к изучению истории Историческая периодизация Факторы самобытности истории России Выводы Контрольные вопросы Литература 2 Титульный слайд
-
1
ИСТОРИЯКАКнаучная дисциплина 3 План презентации
-
НиколаосГизис «Аллегория Истории»
4 План презентации
-
Значения термина «история»
5 Греческое слово ἱστορία (отсюда латинское historia, вошедшее в европейские языки) означало «рассказ о прошлых событиях». Сейчас слово «история» используется в двух основных значениях: История — это процесс развития человеческого общества (прошлое человечества). История — это научная дисциплина (система наук), которая изучает процесс развития человечестваво всем его многообразии. План презентации
-
Геродот (ок. 484—425 гг. до н.э.)
6 Древнегреческий историк, впервые применивший термин «История» для названия своего 9-томного труда, посвященного истории различных народов, впервые попытался при описании прошлых событий проследить их связь с современностью. Геродот провозгласил за историей не только познавательную функцию, но и воспитательную – передачу из поколения в поколение социально значимой исторической информации, сохранения исторической памяти. План презентации
-
Из «Истории» Геродота
7 «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом». План презентации
-
Прогностическая функция истории
8 Древнегреческий историк Фукидид(около 460—400 гг. до н.э.) полагал, что работы историков, прежде всего, должны быть полезными для читателя, в том числе и с точки зрения возможности в будущем аналогичных событий, «могущих когда-нибудь повториться по свойству человеческой природы в том или же сходном виде». Прогностическая (практически-политическая) функция истории была закреплена римскими авторами в крылатом латинизме: Historiaestmagistra vitae (История – наставница жизни). План презентации
-
Тит Ливий (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), «История Рима от основания города»
9 «Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель в меру своих сил задумывался над тем, какова была жизнь, каковы нравы, каким людям и какому образу действий — дома ли, на войне ли — обязана держава своим зарождением и ростом, пусть он далее мыслью последует за тем, как в нравах появился разлад, потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо... В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что здесь видишь всякого рода поучительные примеры в обрамлении величественного целого; здесь и для себя, и для человечества ты найдешь, чему подражать, здесь же чего избегать: бесславные начала, бесславные концы». План презентации
-
Сергей Федорович Платонов (1860—1933 гг.)
10 «От историков ждали такого изложения событий прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой – обращал историю в “скрижаль откровений и правил” практического характера». План презентации
-
Историзм
11 В XIX столетии в Германии возникло новое научное направление – историзм (Historismus), утвердившее принцип, что культура и институты современной эпохи могут быть правильно поняты лишь в исторической перспективе; история – это ключ к пониманию современного мира. Одним из основоположников историзма был Леопольд фон Ранке(1795—1886 гг.) автор работы «История латинских и германских наций с 1494 по 1514 гг.» План презентации
-
Принцип историзма
12 Принцип рассмотрения исторических фактов, событий и явлений в динамике их изменения, в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также в связи с конкретно-историческими условиями их существования («в контексте эпохи»). Принцип историзма означает оценку изучаемых исторических явлений с учетом тех конкретно-исторических условий, которые их породили, умение давать им оценку не с позиций, современных историку, а с учетом внутренних законов изучаемой эпохи. Историзм предполагает подход к действительности как развивающейся, изменяющейся во времени системе. ! План презентации
-
Историческая память
13 Потрясения XX века, с одной стороны, разочаровали людей в прогностической числе истории, а, с другой, убедили в необходимости сохранения и приумножения исторической памяти как гарантии против ошибок прошлого. Важную роль в формировании исторической памяти играет историческая наука, призванная противостоять псевдонаучным спекуляциям и опасным для общества историческим мифам (таким, например, как мифы национализма). План презентации
-
ДжеффриБарраклоу (1908—1984 гг.)
14 «Человек – животное историческое, с глубоким ощущением собственного прошлого; и если он не получит целостной картины прошлого благодаря ясной и достоверной истории, он обретет ее с помощью истории туманной и лживой. Такой вызов не может проигнорировать не один историк, хоть сколько-нибудь убежденный в ценности своей работы; и ответ на этот вызов не в том, чтобы уклоняться от вопроса о “практическом значении”, а в том, чтобы принять его как факт и выяснить, что из этого следует». План презентации
-
Исторический факт
15 Исторический факт (лат. factum — «сделанное», «свершившееся») — это: явление или событие, имевшее место в истории; отражение исторического события в исторической науке (факт-знание). Именно на исторических фактах базируется историческое знание, от их полноты и достоверности зависит возможность познания прошлого и его правильной интерпретации. План презентации
-
Исторический источник
16 Историк имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект изучения. Поэтому знание фактов историк получает через исторический источник. Историческим источником может быть любое свидетельство прошлого, отражающее деятельность людей. Изучением исторических источников занимаются источниковедение, а также археология и вспомогательные исторические дисциплины. План презентации
-
Виды исторических источников
17 письменные источники; вещественные источники (орудия труда, оружие, предметы быта, жилища и т.д.); этнографические источники (остатки древнего быта различных народов, сохранившиеся в обычаях и традициях); фольклорные источники (устное народное творчество — предания, песни, сказки, былины); лингвистические источники (имена, слова, географические названия); кино-, фото-, аудио- и видеодокументыи т.д. План презентации
-
Источниковедение
18 Источниковедение — фундаментальная историческая дисциплина, занимающаяся приемами выявления, классификации, обработки исторических источников, а также разработкой методов изучения и использования источников. Источниковедение позволяет установить подлинность (а зачастую также авторство и время создания) исторического источника, достоверность извлекаемых из него исторических фактов. План презентации
-
Археология
19 Археология — историческая дисциплина, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества. Археологические данные дают нам представления не только о дописьменных этапах развития человечества, но и более поздних его периодах. План презентации
-
Этнография и этнология
20 Этнография и этнология — «науки о народах», изучающие их происхождение, расселение, быт и культуру. Этнография собирает и обобщает сведения о происхождении (этногенезе), языке, культуре, обычаях, верованиях различных народов в прошлом и настоящем. Этнология формирует «теорию этноса», определяет принципы классификации языков, народов и культур, закономерности их развития, а также методы и способы обработки этнографического материала. План презентации
-
Вспомогательные исторические дисциплины (начало)
21 палеография (внешние признаки рукописных источников); археография (правила и методы издания исторических источников); метрология (исторические меры длины, веса, площади, объема и т.д.); хронология (различные исторические системы счисления времени и современные методики обработки датирующей информации),; сфрагистика и геральдика (печати и гербы); нумизматика (денежно-весовые системы, монеты и надписи на них); План презентации
-
Вспомогательные исторические дисциплины (окончание)
22 генеалогия (родословие, проблемы происхождения семей и родов); ономастика (дисциплина об именах собственных и их происхождении); дипломатика (формулярный анализ и изучение содержания делопроизводственных актов); эпиграфика (надписи и эволюцию знаков письма на твердых поверхностях); историческая география; историческая демография (изучение народонаселения в прошлом) и др. План презентации
-
Объект истории
23 Объектом изучения истории может быть: человек в обществе (французский историк Марк Блок (1886—1944 гг.)определил историю как «науку о людях во времени»); общество в целом, а не отдельные люди; те или иные стороны деятельности людей (экономика, политика, духовная жизнь и т.д.). План презентации
-
Многообразие историй
24 В зависимости от объекта, история делится на: историю стран и народов (России, Франции, США и т.д.), в более общем смысле — историю континентов (Европы, Африки, Азии и Америки) и всемирную историю, которая изучает основные этапы развития всего человечества; историю отдельных видов человеческой деятельности — экономики, политических отношений, государства и права, войн, культуры и образования, науки и техники, этики и религии и т.п.; социальную историю (история социальных групп людей), а также историческую антропологию (изучающую «историю поведения и привычек» людей) и др. План презентации
-
Методы исторического исследования
25 Метод (от греч. μέθοδος — «путь») — систематизированная совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели; способ решения научной проблемы. Наиболее часто в исторической науке используются три группы методов: общенаучные методы; собственно исторические методы; специальные методы, заимствованные из других (в основном гуманитарных ) наук. Современные направления в исторической науке, такие, как социальная история, основаны на междисциплинарном подходе (т.е. разрабатываются не только историками, но и социологами, политологами, философами, психологами, экономистами, юристами, математиками и т.д.) План презентации
-
Общенаучные методы и история
26 Историк использует следующие общенаучные (общие для всех научных дисциплин) методы: методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический метод, логический метод, метод классификации и типологизациии др.). План презентации
-
Собственно историческиеметоды исследования
27 методы, основанные на различных вариантах исследования процессов во времени (хронологический, проблемно-хронологический, синхронистический, метод периодизации); Методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса (сравнительно-исторический, ретроспективный или метод исторического моделирования, структурно-системный). План презентации
-
Специальные методы
28 математические и статистические методы измерения и анализа исторических процессов (иначе именуемые количественными методами; существует даже специальная историческая дисциплина – клиометрия1); социологические методы; методы социальной психологии. 1Клиометрия– от имени греческой музы Клио, считавшейся покровительницей истории как науки. План презентации
-
Историческая интерпретация
29 Историческая интерпретация (лат. interpretatio — истолкование, объяснение ) – связь отдельных исторических фактов, событий и явлений в систему, создание цельной исторической концепции. Поскольку различные историки оперируют разным набором фактов, используют разные научные методы и дают историческим событиям различное истолкование, существует множество исторических интерпретаций, описывающих одно и то же историческое прошлое. План презентации !
-
Историография
30 Историография — это история исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране, а также по отдельной дисциплине (предмету). Историография позволяет оценить и сопоставить исторические интерпретации. Историографией также раньше называли исторические труды (в этом смысле историография = истории как науке). План презентации
-
2
Цивилизационныйподход к изучению истории 31 План презентации
-
Питер Брейгель «Вавилонская башня»
32 План презентации
-
Европоцентризм в истории
33 Поскольку история как наука создавалась прежде всего европейскими учеными, то за образец изучения истории других стран и народов они первоначально брали историю самой Европы История Европы являлась эталоном человеческого прошлого (европоцентризм). Считая одним из важнейших показателей социального развития технический прогресс (и вытекающую из него военную мощь), европейцы полагали себя передовыми нациями, а другие народы – отсталыми. Европоцентризм породил всемирно-исторические интерпретации истории. ! План презентации
-
Всемирно-исторические интерпретации
34 Всемирно-исторические интерпретации предполагают, что для всех стран и народов существуют единые законы (принципы, факторы) развития. Все страны (народы) проходят в своем развитии одинаковые этапы, причем эволюция имеет прогрессивный характер — от более примитивных форм организации общества к более совершенным, т.е. есть «передовые» и «отсталые» страны. Всемирно-исторические интерпретации также иногда именуются линейными и формационными. ! План презентации
-
Марксистская концепция истории
35 Созданная Карлом Максом (1818—1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895 гг.)концепция истории основана на признании в качестве этапов развития человечества последовательно сменяющих друг друга этапов, или формаций, каждая из которых более прогрессивна по отношению к предыдущим (прежде всего в экономическом и отношении). Общественно-экономическая формация — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ. Маркс также упоминал азиатский способ производства, но не объяснил его специфики. План презентации
-
Общественно-экономические формации (по Марксу)
36 План презентации
-
Культурно-исторические интерпретации
37 Реакцией на европоцентризм стало появление культурно-исторических интерпретаций истории. Среди основоположников культурно-исторического подхода – русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822—1855 гг.), автор работы «Россия и Европа». Культурно-исторические интерпретации чаще именуются цивилизационными, так как они оперируют понятием цивилизация. ! План презентации
-
Цивилизация
38 Термин происходит от лат. civilis— «гражданский» Понятие цивилизация используется в нескольких значениях: определенный этап развития общества (противоположный «дикости» и «варварству»); определенный уровень материального и духовного развития общества; общество, локализованное во времени и пространстве — т.е. экономико-географические, культурно-исторические, религиозные и др. особенности развития страны (народа) или группы стран. План презентации
-
Цивилизация как культурно-исторический тип
39 Цивилизация представляет собой культурно-историческую систему, эволюционирующую во времени (от генезиса до распада). Поскольку каждая цивилизация самобытна, данный термин часто вступает синонимом слова культура, так как локальная цивилизация и есть самобытная культура (в широком значении культуры как всего созданного людьми). При цивилизационном подходе не отрицаются существующие между различными локальными цивилизациями взаимовлияния, наличие у различных цивилизаций общих черт развития., а также передача различных черт от одной цивилизации другим во времени и в пространстве. План презентации !
-
Локальная цивилизация
40 Локальная цивилизация — особый культурно-исторический тип, отражающий экономико-географические, социальные, политические, культурные и исторические особенности развития отдельного народа (страны) или группы народов (стран), порожденные уникальной совокупностью внешних и внутренних факторов развития. (об исторических факторах развития см. ниже ) План презентации
-
Региональная и мировая цивилизация
41 региональная цивилизация — группа соседних народов (стран), близких по факторам, типу развития и/или историческому прошлому. мировая цивилизация — совокупность локальных и региональных цивилизаций в отдельную историческую эпоху. Некоторые специалисты также выделяют глобальные цивилизации – некие «суперциклы» мировой истории. Так, один из подобных суперциклов включил мировую историю с эпохи Средневековья (т.е. с V-VI века н.э.) до конца XX столетия. План презентации
-
Факторы, определяющие характер (тип) цивилизации
42 природно-климатический фактор; геополитический фактор (географическое положение и взаимоотношения с другими странами/народами); этнический фактор (языковые и культурные особенности народа, его происхождение); конфессиональный (религиозный) фактор ; экономический фактор (уровень и характер экономического развития); фактор социальной организации и др. План презентации
-
А.Дж.Тойнби (1889-1975) «Постижение истории»
43 Западный историк Арнольд Джозеф Тойнби выделял 37 типов цивилизаций, относящихся к трем поколениям (этапам развития мировой цивилизации). К последнему, третьему этапу Тойнби относил 5 типов цивилизаций: Западное общество. Православно-христианское общество (Византия, Россия, страны Юго-Восточной Европы). Исламское общество. Индуистское общество. Дальневосточное общество (Юго-Восточная Азия). План презентации
-
3
Историческая периодизация 44 План презентации
-
Клод Верлинд «Марионетки»
45 План презентации
-
Историческое время
46 Историческое время включает временные интервалы, объединяющие те или иные исторические события. Оно описывает не только отдельные события, а явления (процессы). Восприятие времени людьми субъективно и в разные исторические эпохи его течение (т.е. темпы изменений социальной действительности) ощущались по-разному. В различных культурах потребность датировать события порождала различные исторические календари, сопоставлением которых занимается историческая хронология. План презентации !
-
Разное историческое время
47 Благодаря французской Школе «Анналов» (фр. École des Annales, с конца 1920-х гг.) сформировалось представление о множественности исторического времени, которое одновременно развивается в: долгосрочной перспективе («большой длительности»), раскрывающей основные условия материальной жизни, воздействие на человечество окружающей среды, менталитет народов и состояние умов (этим занимается тотальная история); среднесрочной, представляющей «жизненный цикл» форм социальной, экономической и политической организации общества (социальная история) и краткосрочной — на уровне личностей и событий (событийная история). План презентации
-
Историческая периодизация
48 Периодизация – подразделение прошлого на отрезки времени по какому-либо признаку (исторические периоды, века, эпохи). Историческая периодизация — выделение в развитии отдельного народа (страны), региона (группы стран) или человечества тех или иных этапов, в течение каждого из которых действуют неизменные факторы развития. Стабильность факторов развития на том или ином этапе определяет последовательность и связь происходящих исторических процессов, а смена факторов приводит к качественному изменению общества. План презентации !
-
Эпохи всемирной истории (начало)
49 Традиционное деление всемирной истории основано на истории стран Европы: Первобытнообщинный период (доцивилизационный) – от возникновения человека до первых цивилизаций Древнего Востока и появления письменной истории (IV-III тыс. до н.э.); Эпоха ранних (локальных) цивилизаций Древнего Востока (IV-III тыс. – начало I тыс. до н.э.); План презентации
-
Эпохи всемирной истории (продолжение)
50 Античная (греко-римская) эпоха – (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.); Средние Века, по времени соответствующие эпохе европейского феодализма (с V-VI по XIV вв.); Эпоха Возрождения (начало XIV— началоXVII века), иногда именуемая «поздним Средневековьем», а иногда – «ранним Модерном»; План презентации
-
51 Новое Время (Эпоха Модерна) – время утверждения капитализма в Еропе (XVI—XIX вв.); Новейшее Время – историческая эпоха, предшествующая Современности( обычно с начала XX в. по конец XXв., но иногда отсчитывается с середины/второй половины XIX в., времени завершения индустриальной революции во многих странах Европы) Современность (с конца XX в., часто с момента окончания «Холодной войны»). План презентации
-
Периодизация по принципу развития производства
52 Архаическое (непроизводящее, охотничье-собирательское ) общество – до эпохи неолита (VIII-V вв.) или возникновения крупных земледельческих цивилизаций Востока, основанных на ирригационном земледелии (IV тыс. до н.э.) Аграрное (аграрно-ремесленно, агро-письменное общество), основанное на ручном труде и простом производящем хозяйстве (до середины XVIII – середины XIX в.) Индустриальное общество, основанное на машинном производстве (вторая половина XVIII – XX вв.) Постиндустриальное(информационное, современное) общество – с последнего десятилетия XX в. План презентации
-
Проблемы периодизации России
53 Если европейская историография в основном придерживается общих принципов периодизации истории стран Западной Европы, то в русской историографии нет общепринятых критериев периодизации. Критериями (κριτήριον — «признак для суждения», «мерило») периодизации могут выступать различные сферы деятельности людей, социальные институты и феномены человеческой культуры (экономика, государство, церковь и религия, наука и техника и проч.) План презентации
-
Историк-эмигрант Георгий Владимирович Вернадский (1888-1973)
54 «История — это непрерывный процесс, который не имеет пауз, и любое предложенное нами деление, конечно, будет весьма схематичным и произвольным. Тем не менее история может изучаться только по частям, и деление на периоды нужно оценивать положительно, если оно не механическое, а в историческом процессе выделены важные события». «Соотнесение этих событий с их местом в истории русского народа покажет читателю историческую перспективу...» План презентации
-
Николай Михайлович Карамзин (1766—1826 гг.)
55 «Гораздо лучше, истиннее, скромнее история наша делится на древнейшую от Рюрика до Иоанна III, на среднюю от Иоанна до Петра и новую от Петра до Александра [I]. Система уделов была характером первой эпохи, единовластие — второй, изменение гражданских обычаев — третьей». План презентации
-
Периодизация истории России по аналогии с европейской историей
56 Исходя из цивилизационного подхода, российская история может быть соотнесена и со следующими периодами в становлении мировой цивилизации: Средневековая цивилизация (IX — начало XVI вв.). Прединдустриальная цивилизация (с середины XVIпо XVIII в.). Индустриальный, или зрелый капитализм (с последней трети XVIII в. до последней четверти XX в.). План презентации
-
Периодизация истории России по аналогии с мировыми цивилизациями
57 По аналогии с европейской историей, прошлое России иногда делят на следующие крупные исторические эпохи (этапы): Средние века (до конца XVI в.). Новое время (XVIII — начало XX вв.) и Новейший период (с начала XX в. или с 1917 г.). Однако такая периодизация имеет своим слабым звеном проблему «Русского Средневековья»: насколько развитие допетровской России было схоже с историческим путем Западной Европы? План презентации
-
Критерий эволюциигосударственного строя
58 С середины XIX столетия [трудов Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879 гг.)] многие историки основывают свою периодизацию на эволюции государства Российского как самом очевидном критерии, отражающем смену исторических эпох. При таком подходе, каждой новой исторической эпохе соответствовал свой тип государства. Смена типа (модели) государственного устройства означала и смену исторической эпохи. План презентации !
-
Периодизация истории России с позиций государственной школы
59 Древнерусское государство и Русские земли (IX —конец XV вв.) Московское государство (конец XV — конец XVIIвв.) Российская империя(рубеж XVII/XVIII в. — начало XX в.) Советская Россия/СССР(1917—1991 гг.) Современный период (с конца 1991 г.) План презентации
-
4
Факторысамобытностиистории России 60 План презентации
-
Василий Суриков «Боярыня Морозова»
61 План презентации
-
Исторические факторы иисторические интерпретации
62 Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер и/или специфические черты. Различные исторические интерпретации основаны на разной трактовке исторических событий, понимании причин и факторов развития общества, его закономерностей (законов). Большинство интерпретаций относятся к двум основным группам: монистические интерпретации и плюралистические интерпретации. План презентации
-
Монистические интерпретации
63 Монистические интерпретации (от греческого μόνος — «один», «единственный») — концепции, которые считают, что историческое развитие обусловлено одним ведущим фактором: развитием экономики, религией, классовой борьбой или др. Примером монистической интерпретации истории является государственная школа в русской историографиивторой половины XIX века (ведущий фактор развития – государство) и марксизм (экономика). План презентации
-
Плюралистические интерпретации
64 Плюралистические интерпретации (от лат. pluralis — «множественный») выделяют совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих развитие общества (см. выше ). К числу плюралистических интерпретаций относится и цивилизационный подход. В каждую историческую эпоху набор факторов, определяющих развитие цивилизации, а также ведущая роль одного или нескольких факторов может существенно отличаться от факторов других эпох. План презентации !
-
Россия – Европа или Азия?
65 Со времени опубликования «Философического письма»Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856 гг.) в русском обществе обсуждается вопрос о принадлежности России к западной (или же восточной) цивилизации. Сам Чаадаев писал, что «мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого». Начатый в 30—50-е гг. XIX века спор западников и славянофилов сейчас продолжается как дискуссия о специфике российской цивилизации и факторах самобытности истории России. План презентации
-
Василий Осипович Ключевский (1841—1911 гг.) о древнерусской истории
66 «С первобытным культурным запасом, принадлежащим всем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсем не похожей на ту, в которую несколько раньше попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы». План презентации
-
Факторы самобытности истории России
67 Среди факторов самобытности истории России (т.е. исторических факторов, определяющих специфику российского исторического пути), большинство историков выделяют следующие: природно-климатический фактор; геополитический фактор; конфессиональный (религиозный) и фактор социальной организации. План презентации
-
Природно-климатическиеусловия России (начало)
68 Природно-климатические условия России обусловлены более суровыми, по сравнению с Западной Европой, климатическими условиями и, следовательно, более коротким циклом сельскохозяйственных работ. Российский ландшафт также имеет свои особенности — он практически не защищен естественными преградами и изобилует реками и их притоками — естественными путями сообщения. Невысокая продуктивность сельского хозяйства отчасти компенсируется значительными массивами неосвоенных земель. Поэтому традиционно в России преобладал экстенсивный путь развития, что уже в Новое Время (с начала XIX в.) породило проблему эффективности хозяйства. План презентации
-
Природно-климатическиеусловия России (окончание)
69 В России экономика и социальные отношения длительное время развивались «вширь», т.е. распространялись на новые (колонизируемые) территории, что вызывало у государства стремление ужесточить контроль над населением, прикрепить работников к земле. Низкий объем производимого в России совокупного продукта порождал для государства и правящей элиты постоянные финансовые проблемы и также требовал жесткой государственной централизации,без которой невозможно было изъятие значительной части произведенной продукции. План презентации !
-
Геополитический фактор (начало)
70 Геополитический фактор обусловлен указанными выше ландшафтными условиями, а также промежуточным положением России между Европой и Азией. Любые нашествия из Азии в Европу и обратном направлении как правило прокатывались через территорию нашей страны. Это порождало перманентную экстремальную ситуацию, необходимость всегда быть в готовности отразить внешнюю угрозу, а также стремление достичь неких «естественных границ» (в виде морей, проливов, береговой зоны). План презентации !
-
Геополитический фактор (окончание)
71 Геополитическое положение России также определило то обстоятельство, что на ее народы, их быт, формы государственного устройства, правовые институты, культуру всегда было сильно влияние не только Запада, но и Востока. Не случайно многие известные русские мыслители (Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой, А.А. Кизеветтер, Н.А. Бердяев) именовали Россию Евразией и полагали, что у нас возник уникальная евразийская цивилизация, не похожая ни на западное, ни на восточные общества. План презентации !
-
Конфессиональный фактор (начало)
72 Конфессиональный фактор определен тем, что Россия формировалась прежде всего как христианское православное государство. С раннего средневековья наметилось религиозное противостояние православной Руси и католического Запада. Это привело к религиозной, а с ней и политической и культурной изоляции России в Европе, на почве которой сформировались мессианские концепции типа «Москва — Третий Рим». План презентации
-
Конфессиональный фактор (окончание)
73 Религиозная изоляция сделала невозможным или очень проблематичным использование в России достижений западной цивилизации. Только со времени Петра I Россия стала активно входить в Европу, как член семьи христианских держав. Также, в отличие от запада, в России с давних времен (Ордынского ига) сосуществовали бок о бок люди, исповедовавшие христианство и ислам. Таких традиций религиозной веротерпимости Европа не знала до Новейшего времени. План презентации !
-
Специфика социальной организации России (начало)
74 Все указанные выше факторы обусловили специфику социальной организации России. Ячейкой общества выступали не человек или семья, а община, коллектив. Человек приобретал место в обществе и общественную значимость постольку, поскольку он выступал как член той или иной общины, сословия, социальной группы. Традиционным для России было общинное, корпоративное строение, преобладание коллективных интересов над частными. Современные историки еще называют такое положение «корпоративным крепостным правом». План презентации !
-
Специфика социальной организации России (продолжеие)
75 Государство в России также выступало мощным самостоятельным факторов развития, интересы государства во все периоды русской истории выступали как приоритетные по отношению к частным (личным) интересам россиян. Не было разделения на государство и гражданское общество, преобладал стереотип: только государство обладает реальной властью, имеет право на инициативу, а подданные не имеют реальных прав, но лишь обязанности в отношении государства. План презентации
-
Специфика социальной организации России (окончание)
76 В силу этого в России традиционно существовала сильная, жестко централизованная государственная власть, а демократические традиции практически не развились. Ситуация стала меняться в эпоху модернизации (XVIII—XX вв.), которая привела к формированию суверенно-автономного индивида, или личности. Становление института гражданства с признаваемыми государством личными, политическими (а позже и социально-экономическими) правами трансформировало политическую организацию общества и создало базис для утверждения республиканского строя и демократического политического режима. Но смена модели общественного устройства была для России крайне болезненной, проходила через революции, гражданскую войну и крайне жесткий сталинский режим. План презентации
-
Пьер Миньяр «Клио»
77 План презентации
-
Выводы (начало)
78 История как наука занимается изучением прошлого отдельных стран (народов) и всего человечества. Как научная дисциплина, история имеет познавательную, воспитательную и прогностическую функции. Историческое знание относительно, поскольку историк не может непосредственно наблюдать прошлое и изучает только доступные ему исторические факты. Для построения исторических концепций важное значение имеет владение такими историческими дисциплинами, как источниковедение и историография. План презентации
-
Выводы (продолжение)
79 Объектом исторического знания является люди во времени, т.е. человеческое общество в конкретные исторические эпохи во всем многообразии сторон его деятельности и во всей совокупности входящих в него индивидов. Для изучения прошлого историки применяют как общенаучные, так и собственно исторические и специальные методы, разработанные другими науками. План презентации
-
80 В зависимости от принимаемых исследователем в расчет факторов, исторические интерпретации могут быть (1) монистическими или (2) плюралистическими. Современная история отказалась от унифицированной трактовки исторического пути человечества, основанного на европоцентристском подходе. Популярным в историографии стал цивилизационный подход к изучению истории. План презентации
-
Выводы (окончание)
81 В методических и научных целях прошлое человечества, отдельных стран и народов делится на исторические эпохи (периоды, этапы, века), обладающие собственной спецификой в сравнении с другими эпохами. Одной из важнейших проблем отечественной истории является выяснение специфики исторического пути нашей страны и ее места в мировом историческом процессе. План презентации
-
Контрольные вопросы (начало)
82 Что представят собой история как наука? Каковы основные функции истории? Охарактеризуйте принцип историзма. Что такое «исторический факт»? Какие существуют виды исторических источников? Что является объектом истории? Какие существуют исторические дисциплины? В чем разница между источниковедением и историографией? План презентации
-
Контрольные вопросы (продолжение)
83 В чем принципиальное различие всемирно-исторических и культурно-исторических интерпретаций? Каковы значения термина «цивилизация»? Охарактеризуйте понятие «историческое время». Зачем нужна историческая периодизация? Какие существуют периодизации истории нашей страны? План презентации
-
Контрольные вопросы (окончание)
84 Чем различаются монистические и плюралистические интерпретации? Какие можно выделить факторы самобытности истории России? Опишите каждый из названных Вами факторов. План презентации
-
Литература
85 Отечественная история : элементарный курс : учебное пособие / под ред. проф. И. М. Узнародова, проф. Я. А. Перехова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2006. – С. 5—10 Назырнова, Е. А. Практикум по отечественной истории : учебное пособие / Е. А. Назырнова. — М. : Вузовский учебник : ИНФА-М, 2009. — С. 5—9. Щербина, А. В. Отечественная история : учебное пособие / А. В. Щербина. – Часть 1 (IX—XVII вв.). – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010. – С. 6—25 План презентации
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.