Содержание
-
Лекция 4. Типология культур
4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и национальные культуры 4.2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и Юга 4.3. Исторические типологии культур 4.4. Формационные и цивилизационные типологии культур. 4.5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 4.6. Культурологическая концепция О. Шпенглера 4.7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби 4.8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина
-
Типология культур – это выделение и классификация основных типов культур на основании их сходства
-
4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и национальные культуры
Мировая культура – это синтез лучших достижений национальных культур всех народов, отражающий общеродовые связи человечества. Основой современной мировой культуры считается европейская культура городского типа. Мировая культура современности носит глобальный характер.
-
Компоненты мировой культуры
Высокая художественная культура Продукция массовой культуры Элементы социального поведения Международное право, в котором фиксируется признание культурной самобытности народов Наука как всеобщее достояние Мировая культура включает множество локальных культур – этнических и национальных
-
Этническая культура – это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Этнические культуры возникли в древности в форме племенной культуры; её формируют этносы.
-
Этнические (народные) культуры
Этнос (греч. племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, единой культурой, языком, сознанием своего единства и отличия от других образований, самоназванием (этнонимом). Исторические формы этнических общностей: род, племя, народность, нация.
-
Этническая культура
В рамках этнической культуры люди связаны общностью происхождения (кровным родством), совместно осуществляемой деятельностью. Черты этнической культуры: местная ограниченность (локализация), узкое социальное пространство (племя, община, этническая группа), консерватизм, преемственность, господство традиций, привычек.
-
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными связями. Национальная культура является фактором и результатом формирования нации.
-
Признаки национальной культуры
Письменность Сформировавшийся литературный язык Специализированные области культуры Система образования Система культурных учреждений (театры, музеи, библиотеки и т.д.).
-
4.2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и Юга
Традиционно под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу и Северную Америку.
-
-
-
-
Запад – это целостный культурно-цивилизационный комплекс, который характеризуется господством принципов и ценностей материализма, практицизма, рационализма, индивидуализма, свободы и демократии
-
-
Признаки западной культуры:
Основа западной культуры – ускоренный технический прогресс, приоритет экономики, бизнеса в решении проблем. Потребительское отношение к природе Склад ума логический В социальной сфере – большое разнообразие норм, динамизм, ускоренный темп жизни, предприимчивость Инновационность, расшатывание традиций
-
Восток – это альтернативный «Западу» культурно-цивилизационный комплекс, для которого характерны духовность, идеализм, иррационализм, общинное начало, коллективизм, тоталитаризм
-
-
Признаки восточной культуры:
Консервативность, отсутствие исторической динамики Основа восточной культуры – традиции Человек связан с социальной группой, подчинен ей Неотделимость человека от окружающей природы, созерцательность Консерватизм, аскетизм, конформизм Церемониальность социальных контактов Искусство возвышенное, изящное, условное, декоративное, утонченное Символ восточной культуры – человек в лодке без вёсел.
-
Восток и Запад в диалоге культур
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
У-вей – термин китайской философии, особенно даосизма. Означает созерцательную пассивность, недеяние, «не-влияние». Мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать, он не нуждается в поправках, вмешательстве. Энергия из реальности должна быть перенаправлена на духовный рост. Мудрый человек предпочитает «недеяние», то есть делает только то, что требует от него Природа, следовать внутренней природе, не совершать насилия над собой. Символом восточной культуры является человек в лодке без весел.
-
-
-
-
-
-
-
Культура Юга – это культура народов субтропического пояса – Африки, Океании, Меланезии (около миллиарда человек)
-
Признаки культуры Юга:
Формы материального производства примитивные Застойность культурной жизни, колонии европейских государств Разнообразие этнического состава Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск.
-
Формы материального производства примитивныеЗастойность культурной жизни, это бывшие колонии европейских государств
-
Разнообразие этнического состава
-
Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши
-
Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши
-
Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции
-
Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск
-
4.3. Исторические типологии культур
Археологическия типология: культура каменного века: Культура палеолита – древнего каменного века Культура мезолита – среднего каменного века Культура неолита нового каменного века Культура века металлов (медного, бронзового и железного веков)
-
Типология культуры, построенная на основе европейской истории
Первобытная культура Античная культура Средневековая культура Культура эпохи Возрождения Культура Нового времени Современная культура
-
Типология культуры Э. Тайлора и Л. Моргана
Дикость – период от появления человека до становления гончарства Варварство – от изобретения гончарного производства до появления письменности Цивилизация – после появления письменности
-
Типология культур по их отношению к традициям: выделяют традиционные культуры и инновационные (современные) культуры. Инновационный (современный) тип складывается в европейской культуре Нового времени начиная с XVII века.
-
Типология культур Маргарет Мид
-
4.4. Формационные и цивилизационные типологии культур
-
Формационный подход к типологии культуры (К. Маркс и Ф. Энгельс)
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-политическая формация. Общественно-политическая формация – совокупность уровня развития производительных сил и производственных отношений, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. История рассматривается как общечеловеческая и как смена общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация – более высокий тип организации общества. Тип культуры совпадает с типом формации (первобытная культура, феодальная культура и т.д.)
-
-
Механизм перехода от одной общественно-экономической формации к другой
-
4.5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Основной труд – «Россия и Европа» (1870). Основные идеи:
Нет единой для всего человечества непрерывной мировой истории, имеются уникальные культуры с неповторимым содержанием. Центральное понятие – «культурно-исторический тип» – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. В мировой истории Данилевский насчитывал 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский – уединенный, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический), индийский – уединенный, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский, или европейский. Кроме того Данилевский выделяет два погибших американских типа – мексиканский и перуанский, и два формирующихся типа – славянский и «новоамериканский».
-
Основные идеи теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (продолжение):
Данилевский выделяет преемственные и уединенные типы. Преемственные типы успевают больше и превосходят уединенные цивилизации. В этом заключается объяснение западного прогресса и восточного застоя: преемственные строятся не заново, а на основе пересмотра прежнего культурно-исторического типа. В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация. Цивилизация – это этап расцвета культуры, на котором она проявляет себя в основных 4-х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере. На основе творческих сфер Данилевский выделяет 4 типа культуры: первичные, одноосновные (еврейская культура – религиозная, римская – политическая), двухосновные (европейская культура – научная и промышленная), четырехосновные.
-
Славянский тип культуры в теории Н.Я. Данилевского
Четырёхосновных культур, проявивших себя в четырех разрядах деятельности (религиозной, культурной, политической, общественно-экономической) пока нет, однако он предполагал, что это будет славянский тип: «Этот тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности, которые разрабатываются его предшественниками. Это будет первый полный четырёхосновный культурно-исторический тип».
-
4.6. Культурологическая концепция немецкого философа, историка, теоретика культуры Освальда ШпенглераОсновной труд – «Закат Европы» (1918). Основные идеи:
Отрицание единого всемирно-исторического развития человечества. Как и Данилевский, он полагал, что всемирную историю составляют независимые, неповторимые культуры, со своей логикой развития. Всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур: египетскую, античную, индийскую, вавилонскую, китайскую, арабскую, западную и мексиканскую. Поскольку культуры оригинальны, непохожи, Шпенглер отрицал возможность продуктивного диалога между разными культурами.
-
Основные идеи концепции О. ШпенглераВ основе любой культуры лежит прасимвол, который является источником её своеобразия, формирует то, что Шпенглер назвал «душой культуры».Я
-
Соотнесенность понятий «культура» и «жизнь». Культура – особый сверхорганизм. Как любой живой организм, она имеет индивидуальную судьбу, проходит в своём развитии жизненный цикл, длящийся около тысячелетия, и имеющий: Фазу детства (мифологический этап); Фазу зрелости (метафизико-религиозный этап); Фазу старости (цивилизация). Неизбежность гибели культур. Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает. Для цивилизации характерны кризис духовной культуры (морали, искусства, литературы) и развитие материальной составляющей (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает.
-
4.7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби (1889-1975).Изложена в 12-томном труде «Исследование истории». Единица исторического исследования должна быть больше во времени и пространстве, чем национальное государство. Тойнби вводит понятие «локальная цивилизация» – обособленный и замкнутый социокультурный мир.
-
-
-
-
-
Общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды – это функция творческого меньшинства, которое выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом.
-
А. Тойнби разработал теорию «вызова – ответа». Возникновение и развитие цивилизации определяется способностью творческого меньшинства найти и дать правильный ответ на вызов природной или исторической ситуации.
-
Генезис цивилизации Тойнби воспроизводит в концепции «Вызова-и-Ответа». Импульсом для возникновения цивилизации становится Вызов среды обитания, на которое творческое меньшинство дает адекватный Ответ. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и социальные.
-
Теория «Ухода-и -Возврата» творческого меньшинства: когда новые идеи не воспринимаются инертным большинством, творческие личности, добровольно или по принуждению, удаляются, происходит вынужденный Уход. Когда большинство обращается за помощью для выхода из кризиса, происходит Возврат творческого меньшинства, который дает успешный Ответ на Вызов среды.
-
Механизм мимезиса
Ответы творческого меньшинства на Вызов среды принимает форму, понятную нетворческому большинству, оно стремится подражать меньшинству и возникает мимесис– добровольное подражание. Когда власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и моральным авторитетом в обществе, это способствует возникновению и расцвету цивилизации. В период расцвета цивилизации массы подражают элите. Однако постепенно силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается неспособным справиться с новыми проблемами, не может дать адекватный Ответ на Вызов среды. Элита захватывает власть, превращается в замкнутую касту, опирается не на дарования и авторитет, а на силу оружия. Значительная часть населения превращается в «пролетариат», главным признаком которого является не бедность и низкое происхождение, а чувство неудовлетворенности. Это деструктивная часть общества способствует разрушению и гибели цивилизации.
-
-
4.8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина (1889-1968)изложена в 4-томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937–1941). П.А. Сорокин выделял идеациональную, чувственную и идеалистическую культуры, которые представляют собой культурные суперсистемы.
-
Идеациональная (идеационная) культура существовала в Европе в Средние века. Её главная ценность – Бог. Тема идеацонального искусства – сверхчувственное царство Божие; его герои – Бог, его окружение, ангелы, святые, грешники. Её темы – тайны мироздания, воплощения, искупления, спасения. Стиль искусства символичен. Его цель – не развлекать, не веселить, а приблизить верующего к Богу. Мир – это временное прибежище человека, отношение к нему отрицательное или безразличное.
-
Чувственная (сенситивная) культура появилась в конце XI в. в Европе. Она утверждала познание объективной действительности сенсорно, чувственно. Эта культура светская и утилитарная. Темы чувственной культуры – природа, человек, реальные события, его герои – фермеры, крестьянки, рабочие. Её идеалы – комфорт, благополучие, личное счастье, эпикуреизм (склонность к удовольствиям, к изнеженной жизни).
-
Идеалистическая культура означает органическое слияние идеациональной и чувственной культур, основана на их синтезе: чувства уравновешиваются интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Человек стремится удовлетворять как духовные, так и материальные потребности, хотя духовные рассматриваются как более высокие.
-
В любую эпоху существуют все три типа культуры, но один из них доминирует. Сорокин сделал вывод о циклической смене культурных суперсистем. Причину кризиса современной культуры он видел в разрушении чувственной формы культуры западного общества, за которой последует новая интеграция
-
-
Понятие цивилизации в современной культурологической мысли
-
Этапы взаимодействия цивилизаций по С. Хантингтону
1. До 1500 г. – «случайные встречи»: контакты между цивилизациями либо отсутствовали, либо были ограниченными. Цивилизации разделены в пространстве и времени. На передачу достижения одной цивилизации другой уходили столетия. 2. С 1500 г. по XIX в. - формируется моноцивилизационная система с лидерством западноевропейской цивилизации. До этого времени в течение многих веков западная цивилизация отставала в развитии, но в XI–XIII вв. она начинает бурно развиваться на основе достижений других цивилизаций, в результате чего одни цивилизации погибли, другие были покорены. Создаются величайшие западные колонии. Отношения становятся неравноправными. 3. XX – начало XXI в. Формирование полицивилизационной системы. Отношения между цивилизациями более интенсивны и более равноправны. Запад утрачивает лидерство. Началом этого периода Хантингтон считает утверждение марксизма в России, возникновение мировой социалистической системы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.