Содержание
-
Художественная культура ислама
План: 1. Введение. 2. Шедевры исламской архитектуры. А) Мечеть в Кордове. Б) Медресе Улугбека в Самарканде. В) Минарет аль-Мальвия. Г) Дворец Альгамбра. Д) Львиный дворик. Е) Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 3. Характерные черты изобразительного искусства. А) Арабеска. Б) Каллиграфия. В) Куфи. 4. Литература Арабского Востока. А) стихи Рудаки и Низами. Б) поэма «Шахнаме» Фирдуоси. В) творчество Омара Хайяма.
-
1. Введение.
VIIв.- возникновение Арабского халифата. - возникновение ислама (мусульманства) Коран – состоит из 114 сур (глав) и Сунна. Покорность и вера в Аллаха и Мухаммеда. «Величайшее украшение человека – знания» Ислам – основа развития культуры ислама. Культура мусульманских стран(Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана, государств Средней Азии и Северной Африки, Турции и Южной Испании) занимает важное место в мире.
-
2. Шедевры исламской архитектуры.
Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций (кирпичную кладку, колонные залы, мозаику….) Были разработаны новые типы зданий (мечети, минареты, медресе, мавзолеи, караван-сараи, крытые рынки, роскошные дворцы.) Мечеть- «место для совершения земных поклонов» Мечеть в Кордове(с.217)- лучший образец мусульманского зодчества. Это колоссальный зал со множеством колонн (>600) и 19 нефами. Для колонн используется яшма, порфир, мрамор и отсутствует основание. Лес колонн, «вырастающих» из пола рождает чувство бесконечности. Минарет- башня для призыва верующих на молитву (муэдзин, 5 раз). Минарет аль-Мальвия(с.219)-гигантское сооружение 50 м. в высоту. Форма усечённого конуса со спиралевидным пятиярусным пандусом. Медресе - высшие учебные заведения (семинарии). Медресе Улугбека и медресе Шир-Дор в Самарканде- жемчужины архитектуры Средней Азии. Прочтите второй абзац сверху и рассмотрите рисунок на с. 218.
-
Лучшим образцом светской архитектура считается дворец Альгамбра в Южной Испании (с.219). Относится он к мавританскому стилю. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворец от внешнего мира. Предназначен для приемов послов и жизни эмира (правителя). В ансамбль входят павильоны, залы мечеть, гарем, баня. Центром личных покоев эмира является Львиный дворик- четырёхугольный сад со скульптурной композицией-фонтаном(12 львов), апельсиновыми деревьями и изящными тонкими колоннами(124), арками, сводами. Выдающимся памятником исламской архитектуры является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре(с.221). Он расположен на платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлён каллиграфическим орнаментом, инкрустированным чёрным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремлённым ввысь золочёным 10-тиметровым шпилем. Купол обрамлён четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трёхъярусных минарета. Мавзолей расположен на берегу реки в большом парке с фонтанами и каналами. Интерьер Тадж-Махала составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями(с.221). Другой особенностью усыпальницы является акустический эффект – слово, произнесённое шёпотом усиливается и звучит под сводом 16 секунд.
-
Характерные черты изобразительного искусства.
Изобразительное искусство ислама представлено орнаментом каллиграфией и книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнамента является арабеска(с.222). Это сложный линейно-геометрический узор с включением различных мотивов (птицы, растительность, животные, звёзды, надписи, фантастических существ..) В культуре Востока высоко ценилось искусство каллиграфии(с.223). Ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма – признак чистой души. Написание букв осуществляется справа налево, сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На Востоке ценилось не количество и быстрота написанного, а качество и красота исполнения. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи(с.223). Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Иногда надпись представляет собой фриз или панно. Позднее было создано ещё шесть мусульманских канонизированных почерков.
-
Литература Арабского Востока.
Основоположником персидской литературы является Рудаки (860-941). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» Фирдуоси(ок. 940-1020/1030). Она расказывает историю царей до завоевания Персии арабами. Эта поэма о борьбе добра со злом, о преданности родине, о трудном выборе жизненного пути. С.223-отрывок из поэмы. Азербайджанский поэт Низами (ок.1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия. Поэт, математик и философ Омар Хайям (ок.1048-после1122) создаёт философские четверостишия- рубаи- призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье. С.224-отрывок. Часть рубаи – это раздумья над Кораном. С.224-225-отрывок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.