Содержание
-
1
Коммерциализации НИОКР (Коммерциализация результатов учебной и научно-технической деятельности ВУЗов)
О.Г.Дьяченко, Директор Центра трансфера технологий МГУ имени М.В.Ломоносова
-
Три задачи современного университета (ВУЗа)
- Образовательная деятельность
- Научно-исследовательская деятельность
- Инновационная деятельность
ВУЗы – важнейший источник инноваций:
- фундаментальные и прикладные исследования
- кадры
- интеллектуальная собственность
-
Что такое инновации и инновационная деятельность ?
В законодательстве отсутствует определение «инновация и «инновационная деятельность»!
"инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
"инновационная инфраструктура" – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
-
А попроще?
- Инновационная деятельность – деятельность в сфере разработки и практического использования (коммерциализации) результатов научных исследований, технических, технологических и организационно-экономических нововведений;
- Инновации – результат внедрения новшества с целью получения экономического, социального, экологического или иного вида эффектов.
- Новшество - оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности. В качестве видов оформления можно рассматривать (патенты, товарные знаки, ноу-хау, открытия и т.д.).
-
Необходимые условия для эффективной коммерциализации ВУЗовских технологий и разработок:
1) наличие нормативно-правовой базы ВУЗа в области инновационной деятельности и управления ИС,
2) наличие патентно-лицензионной политики ВУЗа с учетом получения финансового (коммерческого) результата при повышении конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности,
3) наличие действующей инновационной инфраструктуры
-
Инновационная инфраструктура
Основные элемента инновационной инфраструктуры:
Федеральные (Минобрнауки, ФАНИ, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) и региональные органы исполнительной власти
- Патентные агентства
- Венчурные фонды
- Научные парки, технопарки, технополисы
- Центры научно-технической информации
- Центры трансфера технологий
- Инновационные фонды
- Бизнес инкубаторы
- Кадровые, учебные и информационные центры
- Инновационно-технологические центры
- Наукограды
- Особые экономические зоны
-
Инновационная инфраструктура МГУ
- Отдел инновационной деятельности и трансфера технологий
- Отдел международной и региональной кооперации в научной и инновационной сфере
- Инновационный инкубатор
- Управление инновационной политики и организации инновационной деятельности
- Центр трансфера технологий МГУ
- Научный парк МГУ
-
Технологический аудит
Выявление результатов учебной и научно-технической деятельности ВУЗа, имеющих практическое применение и коммерческий потенциал.
Цели технологического аудита:
- выделить новые технологии, обладающие коммерческим потенциалом
- выделить новые возможности для реализации результатов исследовательской деятельности:
- навыки, знания, опыт, оборудование,
- идентифицировать наиболее вероятные пути реализации каждой из возможностей
- соединить воедино весь широкий спектр имеющихся в наличии услуг и оборудования
-
Технологический аудит в ВУЗах и исследовательских институтах
- Установить характер всех связей данной организации с промышленностью
- Проанализировать текущие работы и оценить все возможные преимущества
- Выявить возможности получения дохода
- Мотивировать сотрудников
- Использовать анкеты, позволяющие производить количественную обработку ответов, для сбораинформации от сотрудников
- Использовать стратегическое планирование
-
Процедура технологического аудита
- Выделение приоритетов различных категорий "технологии"
- Выделение приоритетов преимущественных и разрешенных путей трасфера технологии
- Информирование сотрудников о целях и методах технологического аудита для обеспечения их участия и поддержки уже на начальной стадии
- Применение кратких анкет для фокусировки внимание людей на процессе технологического аудита
- Предварительное определение списка сотрудников, которые должны быть проинтервьюированы (и/или которых следует опросить с помощью анкет)
- Обработка анкет сразу после их сбора
- Отбор аудиторской группы. Интервьюеры должны понимать важность научно-технической работы, иметь широкий кругозор и опыт работы
- Проведение интервью
- Составление тезисов по результатам интервью, в которых необходимо отразить выявленный потенциал, возможные пути трансфера технологии и предлагаемые действия
- Передача тезисов интервьюируемому сотруднику для комментария и правки до принятия окончательных выводов
-
Отчет о технологическом аудите
- Краткое описание ключевого опыта, технологии и оборудования
- Краткое описание дополнительного опыта, технологии и оборудования
- Краткое описание контрактов и взаимоотношений с промышленностью в прошлом и настоящем
- Краткое описание контрактов на исследования, источников финансирования и кооперации
- Наиболее вероятные направления будущих исследований
- Преподавание и учебные курсы
- Области взаимодействия внутри и вне подразделения
- Специфические области и возможности
- Прочее (включая лимитирующие факторы)
-
Варианты трансфера технологий (коммерциализации результатов учебной и научно-технической
деятельности)
- Контракты на исследования
- Технические и аналитические услуги
- Консультационные услуги
- Лицензионные соглашения
- Совместные предприятия
- Учебные программы
- Конструкторские услуги
- Образование новых высокотехнологичных компаний
- Производство продуктов
- Другие (например, использование уникального оборудования промышленными предприятиями)
-
Пути коммерциализации ВУЗовских научных разработок и технологий
- НИОКР
- Лицензирование
- Start-up
- компании
- Российские и зарубежные компании
- Контракты
- Совместные лаборатории
- Программы
- ФСР МП НТС:
- ТЕМП
- ПУСК
- 2004-07: более
- 60новых компаний
Главные направления:
1) Химия и новые материалы
2) Биотехнологии и фармацевтика Производство научного оборудования
4) Экология
МГУи Samsung Electronics
МГУи Деко-геофизика
РусАл, Норильский никель, Microsoft,
Intel Corporation,
Samsung Electronics,LG Chem,etc.
Совместное патентование
-
Центр электрохимического материаловедения
Лаборатория фундаментальных исследований проблем получения алюминия
Образование
Наука
Технологии
Программа магистерского обучения по специальности
«Электрохимическое материаловедение»
Студенты, бакалавры
- МГУ, РХТУ (Москва),
- ГУЦМЗ (Красноярск),
- УПИ (Екатеринбург),
- КГТУ(Казань),
- ЮРХТУ (Новочеркасск)
Магистры, специалисты
- Создание новых анодных материалов для перспективных технологий получения алюминия
- Поиск новых электролитов для получения алюминия.
- Разработка новых катодных материалы для твердооксидных топливных элементов
- Получение новых катодных материалов для литий-ионных аккумуляторов
- Изготовление керамических анодов
- Промышленные испытания металлических анодов
- Метод получения смачиваемого покрытия подины осаждением диборида титана в штатном
- режиме электролиза
- Разработка оригинальной конструкции вертикального электролизера с инертными анодами и смачиваемыми катодами
- Оптимизация дисперсных металлов группы Pt для метанольных топливных элементов
- Электроситнез функциональных материалов
-
Выбор пути
Что следует учитывать:
- стадия научной разработки (технологии)
- основные участники и их интересы (возможный конфликт интересов)
- ваша роль в каждом случае
- кому будет принадлежать интеллектуальная собственность
- возможные риски
- источники финансирования и т.д.
-
Участники инновационной деятельности:
- ученые,
- научные центры (университеты, институты),
- малые инновационные компании,
- финансовые структуры (венчурные фонды, банки, бизнес-ангелы),
- ИТЦ, научные и технопарки, бизнес-инкубаторы, ЦТТ и т.д.,
- промышленные предприятия и корпорации,
- государство
-
Финансирование НИОКР
- Финансовый разрыв в цепочке жизненного цикла НИОКР
- Фундаментальные
- НИОКР
- Бюджетное финансирование НИОКР в рамках ВУЗов и академических НИИ
- Прикладные
- НИОКР
- Прототип
- Бизнес-идея
- Start-up
- компании
- Разрыв!
- ФСР МП НТС
- Финансирование пром. компаниями и венчурными фондами
- Средства для инвестиций МИП:
- Гранты и собственные средства
- Бизнес-ангелы
- Венчурные фонды
- Долговое финансирование
-
Проблема коммерциализации ВУЗовских технологий
Несовершенство законодательства в области инновационной деятельности и, в частности, ИС:
- отсутствует определение понятий «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационный продукт».
- отсутствует механизм учреждения “spin-off" компаний для ВУЗов.
- не разработан механизм и процедуры передачи технологий от ВУЗов промышленным предприятиям и компаниям (у ВУЗов не права продажи лицензий и уступки патентных прав!).
2. Отсутствие финансирования на начальном этапе (3-5 лет) инновационной инфраструктуры ВУЗов.
3. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры.
4. Отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий.
-
Законы, влияющие на науку и инновационную деятельность(IV глава ГК РФ с 01.01.08)
- Об информации, информатизации и защите информации
- Об особых экономических зонах
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании
- О приватизации государственного и муниципального имущества
- Налоговый Кодекс
- Бюджетный Кодекс
- Таможенный Кодекс
- О госпрогнозировании и программах соцэконом-развития РФ
- Об образовании
- О науке и научно-технической политике
- О распределении полномочий …(122 ФЗ)
- Об инвестициях в РФ
- О техническом регулировании
- Патентный закон
-
Законы, намеченные к принятию и изменению
- О (государственных и муниципальных) автономных учреждениях
- О передаче технологий
- О фондах поддержки науки и инноваций
- О государственных автономных некоммерческих организациях
- О закупках для государственных нужд
- О коммерческой тайне
- О внесении изменений в Налоговый Кодекс, направленных на стимулирование инновацион-
ной деятельности
- О внесении изменений в законодательные акты …
- О служебных изобретениях
- О секретах производства (ноу-хау)
- О научно-технической информации
- О распоряжении правами гос-ва на р-ты научно-технической д-ти
-
Изменения в законодательстве
- Что необходимо:
Дать определение понятий «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационный продукт».
Четко определить процедуру передачи технологий от ВУЗов и научных организаций промышленным предприятиям и компаниям.
Закрепить за ВУЗами и научными организациями право распоряжаться интеллектуальной собственностью, созданной их сотрудниками.
Создать экономические стимулы для внедрения инновационных технологий на промышленных предприятиях.
Избавить малые инновационные компании от мелочной регламентации и «опеки» их деятельности.
- Что вредно:
Создавать налоговые льготы инновационным компаниями («научные оффшоры»).
-
Добро пожаловать в мир инноваций!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.