Содержание
-
Лекарство от стресса
Арт-педагогические приемы работы с детьми в образовательном процессе на занятиях искусствоведческого циклаШишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Сущность арт-педагогики
состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Арт-педагогика – лекарство от стресса
Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
- Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
- Одним из таких средств является арт-педагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь).
-
Сущность арт-педагогики
Воспитательная функция
- воздействует на нравственно-этические, эстетические,
- коммуникативно-рефлексивные основы личности
- способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.
- реализует психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами,
- восстанавливает эмоциональное равновесие,
- Помогает переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли
-
Л. С. Выготский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов и другие исследователи в области психологии и педагогики искусства придавали и придают особое значение средствам искусства в формировании субкультуры личности ребенка и отмечают необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Искусство - «лекарство»
Переход из дошкольного учреждения в школу является для ребенка определенным стрессом.Это усиливает его психическую напряженность, в результате в большей степени проявляются имеющиеся отклонения в развитии: гиперактивность или выраженная заторможенность, страхи, повышенная утомляемость и т.п.Искусство помогает преодолеть подобные проблемы, поскольку способно оказать регулирующее воздействие на ребенка, снять напряжение, помочь адаптации его к новым условиям.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
- Художественное эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
- На уроках художественно-эстетического ряда, на занятиях объединений дополнительного образования педагог имеет прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учеников ситуации успеха.
-
Игры - упражнения
Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.Рисунок на асфальте.
- Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.
- На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).
- Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.
-
Пластилиновая живопись
Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Отпечатки
- Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки, пузырчатая полиэтиленовая упаковка, пробкой и т.д.).
- Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
-
Изображение своего настроения
- Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
- Можно использовать и компьютерную графику.
-
Победа над страхом
- Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается.
- После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».
- А может он ему понравится и он перестанет его бояться…
-
Кляксы
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
-
В каждой кляксеКто-то есть,Если в кляксуПальцем влезть.В этой кляксе -Кот с хвостом,Под хвостом -Река с мостом,Судоходная рекаДля судов и судака.На мосту -Чудак с чудачкой.Под мостом -Судак с судачкой,И плывут туда-сюдаВсевозможные суда:Туда плывут с тудачками,Сюда плывут с сюдачками,Отражаются в рекеСудаки с чудачками,Чудаки с судачками.Этой кляксе - конец,Надо сделать новую,В ней - огромный дворецИ балкон с коровою!
-
Рисование на мокрой бумаге
- Обычный способ, но очень позитивно воздействует на ребенка.
- Много неожиданностей, тем и привлекает…
-
Рисование абстрактными формами, линиями
-
Рисование «мягкого» пейзажа
Для рисования предлагается
- Пейзаж-море
- Пейзаж- облака, небо
- Пейзаж- пустыня (песок)
- Космические дали
- Пейзаж-впечатление и др.
-
Рисование в воздухе
- Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
- Упражнение выполняется в парах.
- Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять.
- Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
-
Пальцевая живопись.
Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
-
Примеры работы
-
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Примеры работ художников
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Крупный масштаб .Волшебный салют. Работа с глиной, пластилином. Коллаж. Работа с бумагой.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Работа с гиперактивными и расторможенными детьми
в работе с такими детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин... Эти материалы стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение.Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам».Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Работа с эмоционально «зажатыми» детьми
- Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев.
- Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Музыка для настроения
Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание).Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина).Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
-
Занятия с учителями
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.Арт-педагогика –интересное, перспективное направление, требующее всестороннего изучения и исследования.Применению арт-педагогических методов нет никаких препятствий, кроме желания учителей изобразительного и музыкального искусства.
-
Выводы
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.В арт-педагогике я вижу мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся на уроке.Использование средств арт-педагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.
-
Использованные Интернет Ресурсы
- http://www.artkeramica.ru/artpedagogica.htm
- http://zdd.1september.ru/2006/23/6.htm
- http://www.science-education.ru/29-1046
- http://omskpress.ru/news/21509/Воспитание_набрызгом/2011.03.09/
- http://www.cathedral.ru/news/142
- Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.