Содержание
-
Тема 12. Личность и общество
СОЦИОЛОГИЯ Презентация курса для студентов всех специальностей.
Преподаватель: Кошевая О.Н., канд. социол. наук, доцент кафедры ВИПС Владивосток 2009.
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙКАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.
-
План лекции
- Содержание понятия «личность».
- Социализация личности.
- Основные теории социализации личности.
- Социальный статус и социальная роль.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В ходе изучения данной темы студент должен:
- Знать что представляют из себя личность как объект социологического исследования.
- Уметь: осуществлять анализ места и роли личности в системе общественных отношений.
- Иметь навыки: социологического анализа личности.
-
Источники
- Парето В. Социалистические системы // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Вебер М. Аграрная история древнего мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Вебер М. История хозяйства. Город // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Зиммель Г. Философия труда // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Парсонс Т. Структура социального действия // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Парсонс Т. Система современных обществ // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Парсонс Т. О постороении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Шюц А. Смысловая структура повседневного мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. – 335с.
-
- Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Мид Г. Сознание, самость и общество // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
- Гидденс, Энтони. Социология [Текст] : учебник для вузов. : пер. с англ. / Э. Гидденс, К. Бердсолл. - 2-е изд., выполн. по 4-му англ. изд. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
- Зомбарт, Вернер Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 2 : Торгаши и герои : раздумья патриота. Евреи и экономика / В. Зомбарт ; пер.с нем. Д. В. Кузницын, А. П. Шурбелев. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 652,[4] с.
- Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 1 : Буржуа : к истории духовного развития современного экономического человека : пер. с нем. / В. Зомбарт. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 636,[3] с.
- Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 3 : Исследования по истории развития современного капитализма : Роскошь и капитализм. Война и капитализм / В. Зомбарт ; пер. с нем. Д. В. Кузницын. - СПб. : Владимир Даль, 2008. - 478,[2] с.
- Сорокин, Питирим Александрович. Преступление и кара, подвиг и награда [Текст] : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. / П. А. Сорокин ; вступ. ст., сост.и примеч. В. В. Сапова. - М. : Астрель, 2006. - 618, [6] с.
- Хабермас, Юрген. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. / Ю. Хабермас, Бенедикт XVI (папа ; Ратцингер Й.) ; пер. с нем. В. Витковского. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. - 112 с. : ил. - (Современное богословие).
- Эрнер, Гийом. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Г. Эрнер; пер. с фр. Н. Кисловой. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. - 272 с.
-
Материал для восстановления знаний
1. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя
1) социальные изменения;2) социальный прогресс;3) социальный регресс;4) социальная реформа.
2. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации
1) социальные изменения;2) социальный прогресс;3) социальный регресс;4) социальная реформа.
-
3. Социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий
1) структурные социальные изменения;2) процессуальные социальные изменения;3) функциональные социальные изменения;4) мотивационные социальные изменения.
4. Социальные процессы, касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.
1) структурные социальные изменения;2) процессуальные социальные изменения;3) функциональные социальные изменения;4) мотивационные социальные изменения.
-
5. Прогресс знания как основной фактор социальных изменений определял
1) Огюст Конт;2) Герберт Спенсер;3) Макс Вебер;4) Карл Маркс.
6. Усиление социальной солидарности как основной фактор социальных изменений определял
1) Огюст Конт;2) Герберт Спенсер;3) Макс Вебер;4) Карл Маркс.
-
7. «Эволюция – замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения». Это основной тезис следующей теории:
1) Теории циклического развития (О.Шпенглегр, А.Тойнби)2) Концепции социокультурной динамики (А.С.Ахиезер)3) Системной теории социального изменения (Т.Парсонс)4) Концепции социального развития Э.Гидденса.
8. «Социкультурная динамика – постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами противоположных идеалов – вечевого и авторитарного ». Это основной тезис следующей теории:
1) Теории циклического развития (О.Шпенглегр, А.Тойнби)2) Концепции социокультурной динамики (А.С.Ахиезер)3) Системной теории социального изменения (Т.Парсонс)4) Концепции социального развития Э.Гидденса.
-
9. Культура социальной или демографической группы
1) доминирующая культура;2) субкультура;3) контркультура;4) культура-захватчик.
10. Врачи являются представителями
1) доминирующей культуры;2) субкультуры;3) контркультуры;4) культуры-захватчика.
Материал для восстановления знаний
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал
- Вопросы для самопроверки
- Задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- Индивид
- Индивидуальность
- Индивидуум
- Личность
- Общество
- Профессионализация
- Социализация
- Социализация дотрудовая
- Социализация послетрудовая
- Социализация трудовая
- Социальная роль
- Социальный престиж
- Социальный статус
- Человек
-
Учебный материал
Вопросы лекции:
- Содержание понятия «личность».
- Социализация личности.
- Основные теории социализации личности.
- Социальный статус и социальная роль.
-
1. Содержание понятия «личность»
Личность – человек как индивидуальность, как субъект сознательной, социально значимой деятельности, одно из основных понятий социологии; системное качество человека, устойчивая совокупность социально-значимых черт и способностей, обусловленных его включенностью в общественные взаимодействия.
1. Содержание понятия «личность»
-
Основные положения социологического определения понятия «личность»:
- акцент на значении индивидуальности и индивидуальных различий;
- представление личности в виде некоей гипотетической структуры;
- учет жизненной истории индивидуума и перспектив развития;
- выделение тех характеристик личности, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.
-
1. Содержание понятия «личность»
-
1. Содержание понятия «личность»
-
1. Содержание понятия «личность»
-
1. Содержание понятия «личность»
-
1. Содержание понятия «личность»
-
2. Социализация личности
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей.
- Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание.
- Виды социализации: первичная, вторичная.
- Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
-
2. Социализация личности
-
3. Основные теории социализация личности
1. Зигмунд Фрейд
Основные человеческие потребности: эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти). Эти силы действуют на бессознательном уровне и порождают напряжение.
Модель личности: Ид – воплощение основных влечений человеческого существа, которые требуют немедленного удовлетворения. Эго – сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к поиску наслаждения с требованиями общества. Суперэго – культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом.
Развитие личности: Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Сублимация – преобразование эгоистичных стремлений в социально приемлемое поведение.
3. Основные теории социализация личности
-
2. Жан Пиаже
В основе теории социализации лежит идея о стадийности когнитивного развития.
- I стадия – сенсомоторная. Уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.
- II стадия – дооперациональная. Уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.
- III стадия – конкретных операций. Уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.
- IV стадия – формальных операций. Уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.
-
3. Лоренс Колберг.
В основе теории Колберга лежит учение о развитии морального мышления.
- I стадия – доконвенциональный уровень. Правильно то, что приятно.
- II стадия – конвенциональный уровень. Правильно то, что согласуется с культурными нормами.
- III стадия – постконвенциональный уровень. Правильно то, что соответствует абстрактным этическим принципам.
3. Основные теории социализация личности
-
4. Кэрол Гиллиган утверждает, что мальчикам свойственен подход справедливости и они опираются на формальные правила в определении правильного и неправильного; девочкам же – подход заботы и ответственности, влияние ситуативного фактора.
5. Джорж Герберт Мид.
«Я» - часть личности индивида, которая складывается из самосознания и образа «Я»; продукт социального опыта.
Зеркальное «Я» - образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.
I и Me. «Я»= I+Me. I – активная, субъективная сторона личности. Ме – пассивная, объективная сторона личности.
3. Основные теории социализация личности
-
3. Основные теории социализация личности
-
6. Эрик Х. Эриксон.
- Стадия 1. Младенчество: вызов доверия (против недоверия).
- Стадия 2. Ходунковый возраст: вызов автономии (против соменния и стыда).
- Стадия 3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины).
- Стадия 4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноценности).
- Стадия 5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности).
- Стадия 6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции).
- Стадия 7. Средний зрелый возраст: вызов продуктивности (против инертности).
- Стадия 8. Преклонный возраст: вызов интеграции (против отчаяния).
-
4. Социальный статус и социальная роль
- Социальный статус – положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением.
- Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом.
- Социальный престиж – оценка, которую общество дает статусу или должности.
-
Вопросы для самопроверки
- В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
- Какова структура личности?
- В чем суть статусно-ролевой концепции личности?
- Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?
- Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?
- Что такое девиантное поведение и какие способы борьбы с ним выработало общество?
-
Задания для самопроверки
- Прокомментируйте высказывание: «Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее».
- Что такое ролевой конфликт? Перечислите его основные причины.
- Перечислите основные проблемы социализации личности в современном обществе.
- С какими проблемами самореализации сталкивается человек в современных условиях? Перечислите и обоснуйте свой ответ.
- Является ли культура важнейшим фактором социализации? Обоснуйте ответ и приведите примеры.
-
Рекомендуемая литература
- Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Дашков и К0, 2007. – 384 с.
- Кравченко, А.И. Социология: учебник для студ. несоциол. спец. естественно-научных, техн. и гуманитар. вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил.
- Общая социология: учебное пособие для студ. вузов / [авт.: А. Г. Эфендиев, Е. И. Кравченко, Г. В. Пушкарева и др.]; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
- Павленок, П.Д. Социология: учебное пособие для студ. вузов / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К*, 2008. – 580 с.
- Фененко, Ю.В. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. В. Фененко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т), М-во иностр. дел РФ. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 232 с.: ил.
- Шарков, Ф.И. Социология: курс лекций: учеб-ное пособие для студ. вузов / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов; Междунар. акад. бизнеса и управления. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2007. – 160 с. – (Курс лекций).
-
Спасибо за внимание!
-
Использование материалов презентации.
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.