Презентация на тему "Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений"

Включить эффекты
1 из 50
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений" рассказывает о социальных изменениях и основных социологических подходах к изучению социальных изменений, культуре как фактор социальных изменений.

Краткое содержание

  1. Социальные изменения и основные социологические подходы к изучению социальных изменений
  2. Культура как фактор социальных изменений

Содержание

  • Слайд 1

    Тема 11. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

    ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

    СОЦИОЛОГИЯ. Презентация курса для студентов всех специальностей.

    Преподаватель: Кошевая О.Н., канд. социол. наук, доцент кафедры ВИПС, Владивосток 2009.

  • Слайд 2

    План лекции

    1. Социальные изменения и основные социологические подходы к изучению социальных изменений
    2. Культура как фактор социальных изменений

  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В ходе изучения данной темы студент должен:

    • Знать что представляют из себя социальные изменения и какую роль в этом играет культура.

    Уметь: осуществлять анализ социальных изменений.

    Иметь навыки: анализа социальных изменений.

  • Слайд 4

    Источники

    • Парето В. Социалистические системы // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Вебер М. Аграрная история древнего мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Вебер М. История хозяйства. Город // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Зиммель Г. Философия труда // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Парсонс Т. Структура социального действия // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Парсонс Т. Система современных обществ // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Парсонс Т. О постороении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Шюц А. Смысловая структура повседневного мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. – 335с.

  • Слайд 5

     

    • Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Мид Г. Сознание, самость и общество // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    • Гидденс, Энтони. Социология [Текст] : учебник для вузов. : пер. с англ. / Э. Гидденс, К. Бердсолл. - 2-е изд., выполн. по 4-му англ. изд. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
    • Зомбарт, Вернер Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 2 : Торгаши и герои : раздумья патриота. Евреи и экономика / В. Зомбарт ; пер.с нем. Д. В. Кузницын, А. П. Шурбелев. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 652,[4] с.
    • Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 1 : Буржуа : к истории духовного развития современного экономического человека : пер. с нем. / В. Зомбарт. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 636,[3] с.
    • Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 3 : Исследования по истории развития современного капитализма : Роскошь и капитализм. Война и капитализм / В. Зомбарт ; пер. с нем. Д. В. Кузницын. - СПб. : Владимир Даль, 2008. - 478,[2] с.
    • Сорокин, Питирим Александрович. Преступление и кара, подвиг и награда [Текст] : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. / П. А. Сорокин ; вступ. ст., сост.и примеч. В. В. Сапова. - М. : Астрель, 2006. - 618, [6] с.
    • Хабермас, Юрген. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. / Ю. Хабермас, Бенедикт XVI (папа ; Ратцингер Й.) ; пер. с нем. В. Витковского. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. - 112 с. : ил. - (Современное богословие).
    • Эрнер, Гийом. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Г. Эрнер; пер. с фр. Н. Кисловой. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. - 272 с.

  • Слайд 6

    Материал для восстановления знаний

    1. Соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы

    1) социальный статус;
    2) позиция;
    3) социальная роль;
    4) страта.

    2. Неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп или членов группы

    1) неравенство;
    2) стратификация;
    3) социальное неравенство;
    4) социальная стратификация.

  • Слайд 7

     

    3. Система неравенства, формирующаяся как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении

    1) неравенство;
    2) стратификация;
    3) социальное неравенство;
    4) социальная стратификация.

    4. Структурированное социальное неравенство

    1) неравенство;
    2) стратификация;
    3) социальное неравенство;
    4) социальная стратификация.

  • Слайд 8

     

    5. Основным критерием политической стратификации является

    1) ранг во властной иерархии;
    2) образовательный уровень;
    3) размер собственности;
    4) род занятий.

    6. Под совокупностью статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами, М.Вебер полагал

    1) большую социальную группу;
    2) страту;
    3) сообщество;
    4) класс.

  • Слайд 9

     

    7. «Стратификация не необходима, но и не неизбежна. Она возникает из конфликта групп». Это основной тезис следующего методологического подхода:

    • 1) функционального;
    • 2) структурно-функционального;
    • 3) конфликтологического;
    • 4) эволюционного.

    8. «Стратификация естественна, необходима, и неизбежна. Она связана с многообразием функций, социальных ролей и потребностей». Это основной тезис следующего методологического подхода:

    1) функционального;
    2) структурно-функционального;
    3) конфликтологического;
    4) эволюционного.

  • Слайд 10

     

    9. Богатство, престиж и власть – эти критерии стратификации были выделены

    1) К.Марксом;
    2) М.Вебером;
    3) Л.Уорнером;
    4) Т.Заславской.

    10. Советская теория «двух с половиной классов» не выделяла в структуре советского общества следующий класс

    1) класс пролетариата;
    2) класс крестьянства;
    3) прослойка интеллигенции;
    4) базовый класс.

    Материал для восстановления знаний

  • Слайд 11

    Содержание

    1. Ключевые понятия
    2. Учебный материал
    3. Вопросы для самопроверки
    4. Задания для самопроверки
    5. Рекомендуемая литература

  • Слайд 12

    Ключевые понятия

    1. Деловая культура
    2. Доминирующая культура
    3. Знания
    4. Изменение
    5. Изменение социальное
    6. Контркультура
    7. Криминально-мафиозный менталитет
    8. Культура
    9. Культурные универсалии
    10. Менталитет
    11. Ментальный слой деловой культуры
    12. Мозаично-прагматический псевдоменталитет
    13. Нормы
    14. Православно-российский менталитет
    15. Прозападно-капиталистический менталитет
    16. Регресс
    17. Реформа
    18. Речь
    19. Советско-социалистический менталитет
    20. Социальная революция
    21. Социальная эволюция
    22. Социальное развитие
    23. Социальный прогресс
    24. Социкультурная динамика
    25. Субкультура
    26. Убеждения
    27. Ценности социальные
    28. Ценностный слой деловой культуры
    29. Эволюционная теория развития культуры
    30. Язык

  • Слайд 13

    Учебный материал

    Вопросы лекции:

    1. Социальные изменения и основные социологические подходы к изучению социальных изменений
    2. Культура как фактор социальных изменений

  • Слайд 14

    1. Социальные изменения и основные социологические подходы к изучению социальных изменений

    Изменение – процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

    Изменение социальное – переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм.

  • Слайд 15

     

    Социальное развитие - такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

  • Слайд 16

     

    Социальный прогресс - всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Это обобщающее понятие включает в себя экономический, технический и культурный прогресс.

    Регресс — процесс, противоположный прогрессу, попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.

    Реформа — это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

  • Слайд 17

     

    Типы социальных изменений:

    1) эволюция - постепенные, плавные, частичные изменения общества;

    2) революция - относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

  • Слайд 18

     

    Виды социальных изменений:

    1. структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);
    2. процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);
    3. функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);
    4. мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

  • Слайд 19

     

    Классические эволюционные социологические подходы к изучению социальных изменений:

  • Слайд 20

     

    Социологические эволюционные подходы к изучению социальных изменений (1-я пол. ХХ в.)

  • Слайд 21

     

    Социологические революционные подходы к изучению социальных изменений.

  • Слайд 22

    2. Культура как фактор социальных изменений

    • Культура - освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе, обществе и себе самом; все, созданное руками и разумом человека.
    • Культура — «то сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Э. Тайлор).

  • Слайд 23

     

    Английский этнограф, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Основатель этнографии и антропологии.

    Автор эволюционной теории развития культуры. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.

    Автор анимистической концепции происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.

    В 1871 г. избран членом Королевского научного общества, в 1896 г. стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете.

    Основные сочинения: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881).

  • Слайд 24

     

    Без культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему детей джунглей. Они после определенного возраста уже не могут освоить язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что у таких детенышей не было общения с людьми, они не могли усвоить самую элементарную культуру.

  • Слайд 25

     

    Культурные универсалии, присущие всем культурам Старого и Нового Света: язык, возрастная градация, сексуальные ограничения, спорт, вступление в брак, похоронные ритуалы, нательные украшения, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, гостеприимство, запрет на кровосмешение, обычай дарить подарки

  • Слайд 26

     

    У Энтони Гидденса есть любопытная зарисовка о народах племени Накирема: «Народ Накирема верит, что, если не исполнять определенный ритуал, зубы выпадут, десны начнут кровоточить, челюсти станут шамкать, а самого человека покинут друзья и отвергнут любовники. Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед своим ртом, состояние которого, по их мнению, сверхъестественным образом воздействует на все общественные отношения. Ежедневный ритуал, неукоснительно соблюдаемый каждым Накирема, включает и специфические манипуляции с ротовой полостью. Накирема берут в рот пучок свиной щетины, покрытый магическим порошком, и выполняют там серию каких-то чрезвычайно формализованных движений».

  • Слайд 27

     

    Культура – способ, методом ценностного освоения действительности.

    Менталитет — это исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении, присущее той или иной социальной группе (общности) и ее представителям.

  • Слайд 28

     

    Менталитет в современном российском обществе:

    • Советско-социалистический менталитет как результат прежнего общественного строя, сохранения советских социалистических традиций

  • Слайд 29

     

    Прозападно-капиталистический менталитет как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы.

  • Слайд 30

     

    Православно-российский менталитет, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции.

  • Слайд 31

     

    Криминально-мафиозный менталитет, расцветающий пышным цветом в новых социально-экономических условиях.

  • Слайд 32

     

    Мозаично-прагматический псевдоменталитет — порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких менталитетов.

  • Слайд 33

     

    Элементы культуры:

    1. Речь, язык.

    Культура изменяет язык. И язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры.

  • Слайд 34

     

    Культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом, танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могут конкурировать с языком. Язык выполняет функции ретранслятора культуры.

  • Слайд 35

     

    2. Знания и сведения об окружающем мире: естественно-научных, технических, политических, социальных и т. п. Знание существует вне отдельного человека.

    3. Убеждения — это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение, мироощущение. Убеждения — чувственно-эмоциональная, волевая сторона знания человека, группы, нации и т. п.

    Между знанием и убеждениями устанавливаются сложные и неоднозначные связи. Знать - это еще не значит действовать в соответствии с этой информацией.

  • Слайд 36

     

    4. Нормы. Норма - средства социальной регуляции поведения индивидов и групп.

  • Слайд 37

     

    5. Ценности. Ценностисоциальные – 1) значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностям общества, социальных групп или личностей; 2) нравственные и эстетические требования выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

  • Слайд 38

     

    Пять столпов ислама. 1. Шахада — свидетельство, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад посланник Бога. 2. Ежедневная пятикратная молитва (намаз или салят). 3. Закят — налог в пользу бедных. 4. Пост в Рамадан. 5. Хадж — паломничество в Мекку.

    Заповеди Моисея гласили: «И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою (чтобы тебе было хорошо и), чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:1–17)

  • Слайд 39

     

    Субкультура - культура социальной или демографической группы.

  • Слайд 40

     

    Целостность культуры всегда предполагает известный синтез между общечеловеческими ценностями и национальной культурой.

  • Слайд 41

     

    Изменение культуры возможно в форме заимствования

    В печати было любопытное сообщение о том, что группа отставных менеджеров японской компании «Тойота» спасла от банкротства знаменитую немецкую фирму «Порше». Японцы за три года научили немцев работать «по-японски», сократили персонал на 19%, производственные площади — на 30%, а автомобилей стали делать больше.

  • Слайд 42

     

    «Современное искусство — преимущественно музей социальной и культурной патологии. Покамест оно — искусство поношения и унижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности».

    Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М., 1992. С. 254.

  • Слайд 43

     

    Деловая культура - культура предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.

  • Слайд 44

     

    Ценностный слой деловой культуры - культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.

    Ментальный слой деловой культуры – культурный феномен, который связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.

  • Слайд 45

     

    Особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:

    • склонность к манипулированию, к сокрытию своих интересов, стремление завуалировать цели;
    • решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;
    • установка на сиюминутную выгоду;
    • управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе, бизнес по-русски: ударили по рукам и разошлись: один пошел искать деньги, другой — товар;
    • психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.

  • Слайд 46

    Вопросы для самопроверки

    • Как соотносятся понятия «изменение социальное», «социальное развитие», «социальный прогресс», «регресс социальный», «реформа», «социальная эволюция», «социальная революция»?
    • Какие эволюционные теории развития общества вам известны?
    • Какие революционные теории развития общества вам известны?
    • Какое влияние оказывает культура на динамику общества?
    • Какую роль в социальных изменениях оказывает субкультура?
    • Что такое субкультура, культура захватчик, контркультура, доминирующая культура?

  • Слайд 47

    Задания для самопроверки

    1. Определите культуру как способ ценностного освоения окружающей действительности.
    2. Объясните роль языка как первоосновы культуры.
    3. Выделите различия западной и восточной культурных систем, традиций.
    4. Определите влияние компьютеризации на развитие современной культуры.
    5. Определите связь культуры и идеологии и их влияние на социальные изменения.
    6. В чем состоит особенность современной деловой российской культуры? Определите ее влияние на социокультурные изменения.
    7. Охарактеризуйте корпоративную культуру как непременный атрибут любой организации. Определите ее роль в формировании и развитии организации.

  • Слайд 48

    Рекомендуемая литература

    1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Дашков и К0, 2007. – 384 с.
    2. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студ. несоциол. спец. естественно-научных, техн. и гуманитар. вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил.
    3. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов / [авт.: А. Г. Эфендиев, Е. И. Кравченко, Г. В. Пушкарева и др.]; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
    4. Павленок, П.Д. Социология: учебное пособие для студ. вузов / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К*, 2008. – 580 с.
    5. Фененко, Ю.В. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. В. Фененко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т), М-во иностр. дел РФ. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 232 с.: ил.
    6. Шарков, Ф.И. Социология: курс лекций: учеб-ное пособие для студ. вузов / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов; Междунар. акад. бизнеса и управления. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2007. – 160 с. – (Курс лекций).

  • Слайд 49

     

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 50

     

    Использование материалов презентации.

    Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

    Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд