Содержание
-
Школы одного фактора
старший преподаватель кафедры Прокофьева А.В.
-
Сер. и 2я 1/2XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эволюционизм становится ведущим принципом в объяснении общественных процессов.Он опирается на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития. Лекция IV, V: Школы одного фактора
-
В основе школ одного фактора лежит поиск учеными главного фактора, определяющего социальные процессы развития общества, направления исторического процесса. Все они базировались на натуралистической доктрине. Разница была лишь в научных подходах - какой стороне придавалось решающее значение. В натуралистической традиции сформировались географическая, биоорганическая и расово-антропологическая школы и социал-дарвинизм. Обществоведческими концепциями, активно претендовавшими на выход в социально-политическую практику, стали антропологическая школа и социал-дарвинизм. 2-я половина ХIХ века - редукционистский этап в развитии социологии. Лекция IV, V: Школы одного фактора
-
Основание для классификации натуралистических школ: выдвижение на 1й план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки. Биоорганическая школа — структура социального целого Расово-антропологическая школа — влияние биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, Социальный дарвинизм — борьба за существование и естественный отбор Географическая школа — географическая среда и пространственное размещение людей Лекция IV, V: Школы одного фактора
-
Социал-Дарвинизм
Лекция IV, V: Школы одного фактора
-
Социал-Дарвинизм – социологическая концепция, сводящая закономерности социального развития к аналогиям с закономерностями биологической эволюции. Особенный акцент был сделан на принципах естественного отбора, борьбы за существование и выживании наиболее приспособленныхв качестве ключевых основ жизни общества. Наиболее общий признак – рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между общественными движениями и институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами. Лекция IV, V: Школы одного фактора
-
Герберт Спенсер (1820-1903)
Борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Он выделял 2 типа борьбы за существование; 1) военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; 2) промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Приверженность доктрине laissez-faire и разработка принципа «выживание сильнейшего». Лекция IV: Школы одного фактора
-
УолтерБеджгот (1826-1877)
Естественный отбор в биологическом смысле играл роль на начальных периодах истории. Основные социальные законы: стремление одних людей к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций. Акцент на межгрупповом конфликте и внутригрупповой сплоченности. Выделял 2тенденции:к изменчивости => нововведенияк подражанию => социальная сплоченность Лекция IV: Школы одного фактора
-
Людвиг Гумплович (1838-1909)
Объект социологии - социальная группа, предмет социологии - система движений этих групп, повинующихся вечным и неизменным законам (закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей). Придерживался концепции исторической эволюции. Социальный реалист: индивид – реальность второго порядка, продукт группового опыта. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Межгосударственные и межплеменные конфликты - главные формы социальных конфликтов. Отвергал теорию классовой борьбы, противопоставил ей доктрину борьбы рас в русле социал-дарвинизма. Автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства (данную концепцию переносил в т.ч. и на образование наций). Лекция IV: Школы одного фактора
-
группам свойственно: Стремление к самосохранению и постоянному повышению своих благополучий => стремление властвовать и порабощать другие группы =>при столкновении данных стремлений происходит борьба за власть Борьба между ордами (физико-антропологические и этнические признаки) =>возникновение государства =>борьба между государствами/борьба внутри государств Борьба рас (раса обусловлена социальными, а не биологическими признаками). Людвиг Гумплович (1838-1909) Лекция IV: Школы одного фактора
-
Автор теории «этноцентризма»: разный характер отношений внутри и между группами. Внутри группы: сплоченность, солидарность, уважение к выработанным в группе ценностям. Между группами: враждебность, недоверие, взаимное презрение. Людвиг Гумплович (1838-1909) Лекция IV: Школы одного фактора
-
Социология - особая философская наука, выступающая в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. Основными явлениями и процессами социальной жизни Ратценхофер считал следующие: размножение и самосохранение индивидов; изменение индивидуального и социального типов; борьба за существование и абсолютная враждебность рас; чередование социализации и индивидуализации общественных структур; расовая дифференциация; пространственное расположение; господство и подчинение; эволюция интересов; государство; глобальное общество. предметная область социологии Густав Ратценхофер (1842-1904) Лекция IV: Школы одного фактора
-
Густав Ратценхофер (1842-1904)
Ратценхофер полагал, что социологические закономерности близки химическим и, особенно, биологическим закономерностям. Основой его социологического учения являлась концепция конфликта интересов. Социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Основная задача социологии: изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания», коренящихся в биологии человека и определяемых «первичной силой» и «внутренним интересом», являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. Интерес - осознание прирожденных биологических потребностей и импульсов, которые обуславливают борьбу за существование. Типология интересов: Прокреативный (продолжение рода) Физиологический (питание) Индивидуальный (самоутверждение) Социальный (охватывает все групповые и родственные связи индивида) Трансцендентные (религиозные и мировоззренческие потребности). Лекция IV: Школы одного фактора
-
Уильям Самнер (1840-1910)
Основной принцип социологии: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эволюция прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же «естественна», как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство – естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Выступал против реформирования социальных институтов. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек: способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. Все стандартизированные формы поведения – продукт 4 основополагающих мотивов: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. Обычаи не есть результат сознательной воли человека и по сути – фундаментальные биологические потребности людей. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Уильям Самнер 1840-1910
Разработка понятий: «мы-группа» или «внутренняя группа» («we-group», «in-group»). Отношения в «мы-группе» отличаются сплоченностью, солидарностью. «они-группа» или «внешние группы» («they-group», «out-groups»).Отношения с «они-группами» характиризуются враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней”. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Альбион Смолл (1854–1926)
Под влиянием концепций Ратценхофера утверждал, что интерес – основная единица социологического анализа. Вся социальная жизнь в конечном счете состоит «в процессах развития, приспособления и удовлетворения интересов». Интерес – «неудовлетворенная способность, соответствующая нереализованному условию и направленная на такое действие, которое реализует указанное условие». Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интерес имеет два аспекта: субъективный – желание, и объективный – то, в чем испытывается потребность, “желаемая вещь”. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Теоретические итоги «+»
Сформулирован ряд парадигмальных понятий. Новое осмысление традиционной конфликтной модели социальных отношений (анализ внутрисоциальных и межсоциальных конфликтов). Перемещение внимания от рассмотрения человечества и глобальных обществ к социальной группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Вклад в изучение нормативных аспектов социального поведения, обычаев, моды, группового самосознания. Осознание роли конкуренции как необходимого для общества свободного соревнования… Лекция IV: Школы одного фактора
-
Теоретические итоги «-»
Биологический редукционизм как таковой. Преувеличение роли конфликта в социальной жизни. Истолкование метафоры “борьба за существование” исключительно в духе конфликта. В сфере массового сознания и практической политики, вульгаризованные социал-дарвинистские идеи нередко служили обоснованием аморализма и беззакония, а “выживание сильнейшего” выступало как право сильного во внутренней и внешней политике. Само приписывание социальным конфликтам статуса “естественности”, вечности и неустранимости способствовало их оправданию, сохранению и усилению. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Расово-антропологическая школа
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Как особое направление в социальной мысли расово-антропологическая школа складывается ко второй половине XIX века. Источники формирования концепций: труды французского историка и философа Виктора Курте де Лиля («Политическая наука, основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях» 1835) и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса(«О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию»1849). Основатель школы: Жозеф-Артюр де Гобино. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Основные принципы
Различные общества, социальные и культурные группы (классы, сословия, этнические группы, профессиональные группы и т. д.) - это в основе своей расово-антропологические образования. Социальное поведение людей и культура целиком обусловлено их биологической наследственностью. Неравноценность человеческих рас и антропологических типов => неравноценность соответствующих психических, социальных и культурных черт. Обосновывалась пагубность смешения рас и антропологических групп с т.зр. биологического, социального или культурного развития. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Тезис о неравноценности различных рас сочетался у некоторых представителей школы (в частности, у Гобино) с утверждением о равноценности различных цивилизаций. Акцент на обусловленности специфических особенностей различных обществ и культур прежде всего расовыми и антропологическими различиями. Недооценка роли природных, исторических, социальных и культурных факторов. Подчеркивалась роль биологической наследственности при недооценке роли наследственности социальной: традиций, социальных институтов и отношений. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Основные идеологические функции: обоснование необходимости привилегий определенных социальных групп и слоев, переключение социальных напряжений и конфликтов на этнические и расовые, обоснование экспансионистской внешней политики. Сторонники школы выступали против демократии, что проявилось в стремлении поставить общество и культуру на службу определенной расе или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сословного или этнического). Лекция IV: Школы одного фактора
-
Жозеф-Артюр де Гобино (1816–1882)
Расизм – часть элитистского мировоззрения. Главная теоретическая проблема – поиск «реальных» иерархий, а внутри них «подлинных» элит. Иерархия рас => все прочие иерархии Отвергал все виды равенства: классовое,сословное, расовое* (расовое неравенство наиболее фундаментальное). Главный субъект исторического развития– раса*(отождествляемая с этнической группой). Расы детерминируют социальные институты, а не наоборот. Считал, что «чистых» рас не существует:расовые типы бесчисленное множество разсмешиваются между собой. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Предложил трехступенчатую иерархическуюлестницу. Белая: ум+сила+красота=гармония =>уникальность и господствующее положение (высшее место внутри белой расы – аийцы) Желтая: утилитаризм, не герои, не добиваются высоких достижений в деятельности Черная: неспособность к рациональному самоконтролю и осмысленным целенаправленным действиям. Отмечал превосходстводругих рас в области чувств (искусство возникает только при смешении черной и белой расы). Лекция IV: Школы одного фактора
-
Естественные законы социального мира: законы отталкивания и притяжения рас Феномен смешения = 1) необходимый источниквозникновения и развития цивилизаций иодновременно 2) причина их вырождения. Цивилизация – локальный организм, проходящий одни и те же стадии развития (выделил 10 цивилизаций в истории человечества). Выступал против колониализма, т.к.колониальные завоевания способствуютсмешениям рас и вырождениюевропейской цивилизации. Выступал против демократии, наихудшей форме государственного устройства по его мнению. Отрицал идею прогресса (гибель европейской цивилизации, омассовление, «обезлюдение» Земли). Лекция IV: Школы одного фактора
-
Хаустон Чемберлен (1855-1927)
Считал, что наивысшее достояние Европы -создание «тевтонской» культуры (тевтонская раса — наследница «арийской»). Утверждал, что немцы - воплощение наиболее ценного «западно-арийского» расового типа. ЧезареЛомброзо(1836-1909) (представитель итальянской криминологической школы) Преступность биологически-наследственно обусловлена, преступник как на психически ненормальный человек. Политические революции - психоантропологическое явление, выражение устремлений гениальных и психически ненормальных людей. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Мэдисон Грант (1865-1937)
Наследственность и расовая предрасположенность в истории более мощные факторы, чем среда и воспитание (расовые черты тесно связаны с психологическими и социальными признаками, но не с языковой и национальной принадлежностью). Формирование населения Европы – результат 3-х последовательных волнвторжений 3-х основных рас: нордической(воины, моряки, путешественники, организаторы,правители, аристократы),альпийской(хорошие земледельцы) и средиземноморской(умственные достижения и искусство). Нордики находятся под угрозой уничтожения. Рекомендовал проведение евгеническойполитики, направленной на сдерживаниеразмножения слабых и дефективных индивидов. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936)(антропосоциология)
Пытался истолковать антропометрические данные и, прежде всего, сравнительный статистический анализ головного указателя (процентное отношение наибольшей шириныголовы к ее наибольшей длине). Низкий головной указатель – долихокефалы Высокий головной указатель – брахикефалы Ввел понятие «социальный отбор» и перечислил6 его форм (военный, политический,религиозный, моральный, правовой,экономический). Отбор пагубен. «Вывел» «закон эпох»: «С доисторическихвремен головной указатель имеет тенденцию кпостоянному и повсеместному росту». Лекция IV: Школы одного фактора
-
ОттоАммон (1842-1916) (антропосоциология)
Стремился соединить принципы социальногодарвинизма и расизма в анализе социальныхинститутов. Считал, что брахикефалы - потомки коренного населения Древней Европы, а долихокефалы - потомки германских завоевателей. Лекция IV: Школы одного фактора В другом «законе» пытался установитьуниверсальную связь между величинойголовного указателя человека и его классовой принадлежностью (чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот). => долихокефалы (европейская или арийская раса) превосходит брахикефалов (альпийская раса) Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936)(антропосоциология)
-
Людвиг Вольтман (1871-1907)
Отрицал расовые основы социальной иерархии + сторонник социализма. Его расизм был преимущественно националистическим и представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии германского национал-социализма. Утверждал превосходство европеоидной (кавказской) расы, а внутри нее – северно-европейской (германской). Говорил о неспособности «низших» рас к усвоению настоящей» цивилизации. Считал пагубными расовые смешения. Отвергал прямолинейный характер эволюции (сравнение с разветвленным деревом). Лекция IV: Школы одного фактора
-
ФрэнсисГальтон (1822-1911)
Делает вывод о наследственной обусловленности одаренности. Из 2-х факторов индивидуальных различий, среды и наследственности, решающую роль отводил последней. Считал различные расы неравноценными в отношении одаренности. Отстаивал необходимость поднятия уровня талантливости и обеспечения хорошей наследственности для будущих поколений. Один из создателей евгеники. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Идеи представителей расово-антропологическои школы позволяют лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков; Важное значение имеют исследование и учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, а также комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой; Можно говорить о перспективности междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики. Теоретические итоги «+» Лекция IV: Школы одного фактора
-
Научная ценность концепций минимальна => данные концепции не могут являться источником серьезных идей. Многие проблемы, на которых делали акцент представители расово-антропологической школы, находятся за пределами социальной науки. Исследования представителей школы были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. Расовые и антропологические различия существуют реально, однако специфические особенности различных обществ и культур зависят, прежде всего, от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Основные идеологические функции учения - обоснование необходимости привилегий определенных социальных групп и слоев (классовый и этнический расизм), переключение социальных конфликтов на этнические и расовые, а также в обоснование экспансионистской внешней политики. Теоретические итоги «-» Лекция IV: Школы одного фактора
-
Географическая школа
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Географический детерминизм
Данная школа признает ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социологического анализа географическую среду. Также для этой школы характерны недооценка масштабов исторической деятельности человечества по преобразованию природной среды в культурную и недооценка потенциала изменений, заложенного во внутреннем взаимодействии социальных и духовных факторов. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Два полюса мнений о значении географической среды
Лекция IV: Школы одного фактора *географическое направление в общественной мысли отнюдь не совпадало с узким географическим детерминизмом, который был только частью этого направления
-
Генри Бокль (1821-1862)
Развитие человеческого общества в большей мере зависит от действия физических причин (климат, ландшафт, почва и пища). Главные – почва и климат. 2 типа ландшафтов и их влияние на типы деятельности: Европа: рассудочная, логическая, подчинение природы человеку. Южный континент: сильное воображение, человек подчиняется природе. Большие успехи стран Европы в своем развитии, чем государства на остальных континентах. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Карл Риттер(1779-1859)
Идея взаимодействия природы и культуры, взаимосвязанности всех элементов, формирующих исторически конкретную географическую область. Земля - единый «организм», делимый на внутренне связанные, целостные регионы. Для правильного определения границ этих регионов необходимо всестороннее описание ландшафта, климата, растительности, животного мира, человека в его историческом взаимодействии с прежними элементами среды и др. В его географии важнейшее место занимал человек и история. Она должна объяснять как человек влияет на обитаемое им пространство и как сам «воспитывается», трудясь либо в благоприятных, либо в суровых условиях. Лекция IV: Школы одного фактора
-
География Физическая география Социальная география (Антропогеография) Политическая Историческая Статистическая Экономическая Культурная Лекция IV: Школы одного фактора
-
Фридрих Ратцель (1844-1904)
Предмет антропогеографии – изучение человеческого рода в той мере, в какой последний в своих жизненных проявлениях определяется географической средой. Государства возникают и функционируют как живые организмы, подверженные естественным процессам роста и упадка и в качестве таковых не могут быть удержаны в строгих границах. Необходимые признаки для возникновения государств: Ареал Пространство Местоположение Выживание наций или культур связано с их способностью к экспансии и улучшению своего географического положения. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Карл Хаусхофер (1869-1946)
Глава школы германской геополитики. Из арсенала геополитики были почерпнуты печально известные аргументы о недостаточности «жизненного пространства» и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Жан Жак-ЭлизеРеклю (1830-1905)
Научный интерес: влияние внешней, в основном географической среды, на общество. Подчеркивал двусторонний характер взаимодействия социальной и географической среды. Выступал за реализацию принципов гуманизма и братства народов, свободу личности и идею общественного прогресса как развития и оптимального использования обществом лучших качеств людей. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Юхан Рудольф Челлен (1864-1922)
Автор термина «геополитика», трактовал ее как учение о государстве -географическом организме, соединяя понятия географического детерминизма, социального дарвинизма, биолого-органических и расово-антропологических теорий. Лекция IV: Школы одного фактора
-
ЭллсуортХантингтон (1876-1947)
Обоснование существования тесных корреляций между изменениями («пульсациями») климата и прогрессом или упадком цивилизаций. Основные опосредующие связи выглядели при этом так: Климат влияет на здоровье населения Климат влияет на физическую и умственную активность,производительность труда и, следовательно, вызывает колебания деловых и экономических переменных общества Поскольку цивилизация есть функция энергии и производительности нации, то полезные или негативные колебания климата детерминируют рост, упадок и перемещения цивилизаций. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Поль Видаль де ЛаБлаш (1845-1938)
Основатель французской школы социогеографии. Центром внимания в его исследованиях стали постепенные исторические изменения, которым подвергается среда в результате сменяющегося образа жизни. Ландшафт для Видаля - не просто продукт естественной последовательности событий, а результат труда человека, создающего новые условия существования для грядущих поколений. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Проблематика географического направления в общественных науках не исчерпана до сегодняшнего дня. В наши дни в невиданных размерах возросло воздействие человека на природу, все больше выявляется ее значение для человека и неразрывная связь с его деятельностью. Воздействие на окружающую среду может быть успешным лишь тогда, когда оно подчиняется ее законам и учитывает основные связи целого, иначе негативные последствия скажутся на самом человеке как части природы. Преемственность между географической школой и социальной экологией. Лекция IV: Школы одного фактора Теоретические итоги «+»
-
Психологическая школа
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Все социальные законы сводятся к «законам индивидуальной человеческой природы» => социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Рождение экспериментальной психологии и ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Психологизм — характерная черта «второго позитивизма» (махизма, эмпириокритицизма). Лекция IV: Школы одного фактора
-
Переориентация психологии с субъективисткой ориентации и психологии индивида нач. XIX в. (поиск истоков социального поведения исключительно в психике индивида) на психологию групп и социальную психологию в последней трети XIX в (высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, требуется учет сложных социальных факторов). В это же время социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим направлением в социологии. Психологическая социология отнюдь не была единым целым и подразделялась на ряд направлений, которые брали за основу разные типы психологии. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Психологический эволюционизм: Л.Ф.Уорд и Ф.Г.Гиддингс
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Лестер Франк Уорд (1841-1913)
Спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социогения — высшая ступень эволюционной лестницы, синтез всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Социальные институты — результат развития скорее психических, чем витальных сил. Основанием социологии - психология. Первичной социальной силой являются желания (голод и жажда и половые потребности). На основе этих первичных желаний складываются более сложные, интеллектуальные, моральные и эстетические желания, с помощью которых Уорд пытался объяснить поступательное развитие общества, его «улучшение». «Коллективный телезис», носителем которого является государство. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Франклин Генри Гиддингс (1855-1931)
Общество — это «психическое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения». «Первичный и элементарный» субъективный социальный факт - это «сознание рода», т. е. «такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой»; духовное единство разумных существ, делающее возможным их сознательное взаимодействие друг с другом, при сохранении индивидуальности каждого. Продукты «СР»: общественное мнение, культурные традиции, коллективные настроения и социальные ценности. Трактовка классовой структуры общества: «общественные классы» по степени развития у принадлежащих к ним индивидов «сознания рода», т. е. чувства солидарности: «социальный класс»: активная защита существующего общественного строя «несоциальный класс»: узкий индивидуализм и равнодушие к общественным делам «псевдосоциальный класс»: бедняки, стремящиеся жить за счет общества «антисоциальный класс»: инстинктивные или привычные преступники, у которых сознание рода почти исчезло и которые ненавидят общество и его институты Лекция IV: Школы одного фактора
-
Инстинктивизм:У. Мак-Дугалл
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Уильям Мак-Дугалл (1871-1938)
Теоретической основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Инстинкт – «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует определенная первичная эмоция. Под каждое общественное явление подводится инстинкт или группа инстинктов. Наибольшее социальное значение придается стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов . Лекция IV: Школы одного фактора
-
«Психология народов»:М.Лацарус, Г.Штейнталь и В.Вундт
Лекция IV: Школы одного фактора
-
ГейманШтейнталь (1823-1899)МорицЛацарус (1824-1903)
Все народы обладают народным духом. Народный дух - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание; содержание народного духа раскрывается при изучении языка, мифов: морали и культуры в рамках «исторической психологии народов» и «психологической этнологии». Говорили о создании новой науки – «психологии народов». Лекция IV: Школы одного фактора
-
Вильгельм Вундт (1832-1920)
Реальное содержание зрелого сознания не охватывается физиологической психологией. Высшие психические процессы, и прежде всего мышление, являются результатом исторического развития общества людей и потому должны изучаться особой наукой. Возражал против прямой аналогии индивидуального и народного сознания. Народное сознание - творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности — языка, мифах и морали. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Групповая психология и теория подражания: Г.Лебон и Г.Тард
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Гюстав Лебон (1841-1931)
Европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа», или «масса», — это группа людей, собравшаяся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая куда угодно следовать за своим лидером. Среди лидеров часто встречаются люди с резко выраженными чертами психических отклонений. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. => резкая критика революционного движения, и особенно социализма. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Габриэль де Тард (1843-1904)
Стоит на позиции номинализма: общество – продукт взаимодействия индивидов. Критикует аналогии с биологическим организмом и механизмом, а также эволюционизм. Элементарное социальное отношение - передача или попытка передачи верования или желания. «Общество — это подражание». Всякое нововведение - продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего - творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму «подражания». Тард схематично рисует процесс распространения новшеств путем подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока он не натыкается на встречную волну, исходящую из другого центра. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Интеракционизм:У.Джеймс и Ч.Х.Кули
Лекция IV: Школы одного фактора
-
Интеракционизм
В центре внимания процесс взаимодействия индивидов. Личность выступает субъектом взаимодействия, и понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Уильям Джеймс (1842-1910)
Содержание эмпирического «Я» личности как «общий итог того, что человек может назвать своим» включает три элемента: 1) материальное «Я», включающее в себя тело, одежду, семью и собственность; 2) социальное «Я», т. е. признание, которое индивид получает со стороны окружающих; поскольку наше окружение неоднородно, можно сказать, что человек обладает столькими же различными социальными «Я», сколько существует различных групп людей, мнением которых он дорожит; 3) духовное «Я», т. е. совокупность его психических особенностей и склонностей. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Джеймс Марк Болдуин (1861-1934)
В своем анализе идет от личности к обществу. С точки зрения психологии социальная организация совпадает с организацией человеческой личности и ее самосознания. Структура личности и ее самосознания не просто отражает организацию общества, но тождественна с ней. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Чарльз Хортон Кули (1864-1929)
«Органический подход» (не в смысле биологического органицизма!!!) в признании изначального единства личности и общества. «Органическая точка зрения подчеркивает одновременно единство целого и особую ценность индивида и объясняет одно через другое». Социальное сознание группы и сознание индивида бессмысленно рассматривать по отдельности. «Личность» и «общество» не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения. Лекция IV: Школы одного фактора
-
Критиковал крайне «номиналистические» и «реалистические» ориентации, равно как инстинктивизм и теорию подражания в объяснении социальных явлений. Признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Непременное условие развития самосознания - общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих. Сознательное действие всегда действие социальное, т.е. сообразное с теми представлениями о своем Я, которые складываются у других людей. Лекция IV: Школы одного фактора
-
В рамках концепции «зеркального Я» человеческое Я включает: 1. представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3. вытекающее отсюда специфическое самочувствие вроде гордости или унижения. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Социальное сознание индивида не совпадает с сознанием всего общества, т.к. последнее выходит за пределы внутреннего мира человека. «Единство общественного сознания состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей...» Лекция IV: Школы одного фактора
-
Кули принадлежит заслуга в разработке понятия «первичная группа», в которойлежат истоки социальной организации. Первичная группа – это кооперация и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу, небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, отличающихся интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В них индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Они составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух». Лекция IV: Школы одного фактора
-
Обзор учебной литературы:
Социал-дарвинизм: А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов.-5-е изд.-М.:Книжный дом «Университет»,2001.(Лекция 5) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 4,§ 2,3) История социологии: В 3 кн.:Учебник/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (ХIХ-первая половина ХХв.).-М.:ИНФРА-М,2004. (Самнер, Смолл стр.466) Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Гумплович стр.52; Самнер стр.174, Смолл стр.179) Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002.(Самнер стр.66; Смолл стр.68). История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.Ответственный редактор - академик ИС РАНГ.В. Осипов.-М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001. (Глава 10,п.1) Географическая школа: Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004. (Глава 4,§ 5) Лекция IV: Школы одного фактора
-
Расово-антропологическая школа: А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов.-5-е изд.-М.:Книжный дом «Университет»,2001.(Лекция 5_2) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 4,§ 4) Психологическая школа История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.Ответственный редактор - академик ИС РАНГ.В. Осипов.-М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001. (Глава 3) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 6) История социологии: В 3 кн.:Учебник/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (ХIХ-первая половина ХХв.).-М.:ИНФРА-М,2004. (Лебон и Тард стр.116; Уорд и Гиддингс стр.478) Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Уорд стр.177; Гиддингс стр.180, Мак Дугалл стр.184; Тард и Лебон Глава 3, п.3.2.) Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002. (Уорд стр.67). Лекция IV: Школы одного фактора
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.