Содержание
-
Методы социологии в проектной деятельности
Запрягаева Н.Ю. учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 38
-
Работа по методу проектов обязательно требует исследовательской работы учащихся. Основная черта проектной деятельности это поиск информации, её обработка и представление для социализации творческого продукта. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы
-
По доминирующей деятельности учащихся выделяют
практико-ориентированные проекты исследовательские проекты информационные проекты творческие проекты ролевые проекты
-
Навыки в применении социологических методов исследования формируются в процессе изучения курса«Основы социологии»
Индивидуальный или групповой проект является зачетным по итогам изучения курса «Основы социологии» Проектная деятельность с применением навыков социологического исследования способствует формированию различных ключевых компетенций: - личностных; - предметных; - метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных).
-
В социологии используют четыре основных метода исследования
опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (не включенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). В профильном курсе «Основы социологии» учащиеся, работающие над проектами, применяют анкетирование, интервью, реже – анализ документов (проекты типа «Информационное пространство»)
-
Социологическая анкета
Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Грамотно составленная анкета по сути является самостоятельным проектом.
-
Учащиеся школы № 38 с использованием методов социологии создают два типа проектов
1. Информационные проекты (направлены на сбор сведений о проблемах общественной жизни) Для этого подбираются типовые анкеты различных организаций (ВЦИОМ, Левада-центр и др.) по заданной проблеме, и результаты социологического опроса в школе сравниваются с общероссийскими. Презентация результатов проходит через сайт школы и школьную газету. Например: мониторинг: «Проблемы толерантности в школе № 38», 10-11 класс; «Сквернословие есть смерть души» 10 класс и др.
-
2. Исследовательские проекты
(создаются в соответствии с интересами учащихся и предполагают самостоятельную разработку социологических анкет, их обработку и презентацию результатов) Среди исследовательских социологических проектов, созданных школьниками за последние годы, можно выделить наиболее значимые: «Современная семья глазами подростков», 10 класс; «Как прекрасен этот мир. О культуре» – 11 класс; «Как прекрасен этот мир. О любви» – 11 класс и др. «Социальные сети» – 11 класс; «Национальная идея» – 10 класс; «Структура свободного времени подростков» – 10 класс Любой проект выполняется по определенному алгоритму, но является уникальным и неповторимым. Каждый проект разрабатывается с учетом личностных особенностей учащихся.
-
Результаты анкетирования по проблеме отношения к прекрасному«Как прекрасен этот мир»
Фрагменты проекта В анкетировании приняли участие: 9а (24 анкеты); 10а (14 анкет); 11а (24 анкеты).
-
Определениепрекрасного учащимися
А. необыкновенно красивое, привлекающее внимание Б. полное высокого значения, возвышенное В. гармония, присущая миру в целом Г. всё прекрасно, когда хорошее настроение
-
Потребность в общениис прекрасным
-
Самое прекрасное в мире
Семья – 38% Любовь – 32% Природа – 20% Верность друзей – 13% Вся жизнь – 8% Бог, душа – 5% Архитектура СПб – 5%
-
В чём вы ищите красоту
-
Досуговые предпочтения учащихся
Кино – 67% Парк – 38% Концерт – 32% Театр – 31% Кафе – 25% Церковь – 20% Клуб – 18% Выставка – 12%
-
Какие книги предпочитают учащиеся
-
Выводы
Позитивные: На основании данных сводного анализа можно сделать вывод о продуктивности системы гуманитарного образования учащихся. Учащиеся, в целом, демонстрируют культурологическую и общекультурную компетентность. Так, при ответе на вопрос о гениях в разных видах искусства не было сделано ни одной фактической ошибки. Была продемонстрирована осведомленность в современной культуре, развитии кинематографа. Проблемно-постановочные: К сожалению, 12% старшеклассников не любят читать, а более 20% предпочитают чтение продукции массовой культуры (любовные романы, фэнтези). Есть определенные затруднения при ответах на вопросы о театре и киноискусстве; происходит смешение подлинных шедевров и продукции масскульта. Необходимо развивать целостную программу в рамках воспитательной системы школы, направленную на углубление интереса к классическим формам культуры. Это поможет удовлетворить потребность в общении с прекрасным, которую испытывают 60% старшеклассников.
-
Проект «Современная семья глазами школьников»
Фрагмент
-
Авторитет
матери, отца, старшего поколения семьи
-
Пояснения к диаграммам № 1 и № 2
1. На графиках представлены показатели авторитета матери, отца, старших родственников бабушки, дедушки). Показатели намного выше, чем в среднем по России. Во многих регионах России только 32% матерей и 26% отцов имеют полный авторитет у своих детей. Во всех семьях воспитание детей осуществляется на основе женской психологии. Мамы занимаются воспитанием детей в 90% случаев, отцы – в 50%, и это достаточно высокий показатель по сравнению с общероссийским. Это участие отцов нужно усиливать, так как из-за отсутствия в воспитании роли отца острыми становятся вопросы гендерно-ролевой идентификации детей, особенно мальчиков. 2. Если посмотреть на ответы на вопрос об оценке отношений в семье, то мы увидим, что как хорошие и нормальные оценивают семейные отношения подавляющее большинство школьников. С возрастом оценка становится более критичной. И нельзя забывать, что за 20% конфликтных семей стоят трагедии детей как самых беззащитных участников этих отношений. (Второй столбец –нормальные отношения).
-
Оценка отношений в семье№ 1
-
Желание иметь семью родительской модели№ 2
-
Выводы
Интересно сравнить эти данные с желанием иметь в будущем такую же семью, как семья родителей. При оценке отношений как хороших в 84 % случаев учащимися 6-х классов лишь 60 % детей хотят иметь такую же модель семьи. У восьмиклассников это 35%, а в 10-11 классах количество снижается до 28 %, а отказ от родительской модели повышается до 56%. Столбцы: хорошие отношения; нормальные; конфликтные К сожалению, большинство родителей не готовы научить детей тому, с чем они должны встретиться – первой любви, отцовству, материнству, умению строить счастливую семью и быть за неё в ответе. Лишь 36% шестиклассников, 25% восьмиклассников и 25% учащихся старших классов дали положительный ответ на этот вопрос. Столбцы: да, нет, не знаю, частично
-
Подготовила ли семья к встрече с первой любовью, к семейной жизни
-
Основные формы наказанияв семье
-
Выводы
Всего 4-х человек из опрошенных 77 не наказывают. В остальных семьях наказание – один из методов воспитания. Основные формы наказания, представленные в столбцах – чтение морали, отказ в деньгах или покупке вещей, физическое наказание, домашний арест. Особенно поражает цифра: 15% старшеклассников подвергаются физическим наказаниям.. Распространены окрики (более 50% в 6 классе. Работа по дому в качестве наказания: 20% в 6 классе, 35% в 8 классе, Хотя, как известно, выполнение домашних обязанностей не может быть наказанием. Один из видов наказания – отказ от общения с ребенком. В 1-11 классах – 21% случаев. И это при том, что в 10% случаев родители общаются с ребенком редко (в 10-11 классах – редко более 20%).
-
Жизненные ценности
-
К слайду «Жизненные ценности»
Столбцы: семья, любовь, здоровье, образование. Важнейшая функция современной семьи это функция интеллектуального общения. Назначение её в обеспечении взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Поэтому настораживает тот факт, что в редкие минуты общения с детьми родители чаще всего беседуют с ними об учёбе: 64% случаев в 6 классе, 70% – в 8 кл., 50% – в 10-11 кл. Для большинства родителей именно учёба является наиболее актуальной проблемой воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о событиях дня ( примерно 60%); о друзьях ( 6 кл. – 48%; 8 кл. – 30%; 40% в старших классах); о будущем. ( 40% в старших классах) и значительно реже о книгах, искусстве, спорте. Это говорит о том, что школьные годы воспринимаются родителями и педагогами как промежуточный этап жизни, «подготовки» к будущему. Главными ценностями в жизни современного человека, по мнению подростков являются: семья, любовь, здоровье, образование, дружба (75%). Интересуют их работа и карьера. Важны для детей патриотизм: 37% в старшей школе, 20% – в 8 классе; 16% в 6 классе. Религия: 25% в старшей школе, 27% – в 8 классе; 35% в 6 классе.
-
Возможность усыновления
-
Итоги
В наших детях велик запас милосердия. Возможность усыновления детей-сирот видят 20% восьмиклассников и 34% старшеклассников. Итак, проблемы, связанные с воспитанием детей, напрямую зависят от их возраста. Наиболее проблематичным возрастом является подростковый. В ходе исследования выяснилось, что в подростковом возрасте обостряется проблема отсутствия контакта между родителями и детьми. Родители должны расти вместе со своими детьми и эмоционально, и интеллектуально. Воспитание – непрерывный процесс, в котором участвуют оба родителя. . Анкета для опроса составлена школьниками на основе анкет ведущих социологических институтов. В 2009-2011 годах анкетировались учащиеся 6,8, 10, 11 классов.
-
Ход работынад исследовательским проектом «Улыбка»
8 класс Предмет: «Обществознание» (1 час в неделю). Время работы над проектом – полугодие. Применение методов социологии – частичное. Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, – гендерные взаимоотношения современных подростков. В 8 б классе сложились неуважительные взаимоотношения мальчиков и девочек. Перед руководителями проекта учащимися 8 б класса Ахмедовой А., Дюпиной А., Рогожиной И. стояла задача разобраться в причинах этой проблемы.
-
Этапы работы над проектом
Информационный этап: включал в себя изучение представлений подростков друг о друге, изучение возрастных и гендерных особенностей подростков, сбор предложений по улучшению взаимоотношений. Исследовательский этап: включал в себя формулировку вопросов для социологической анкеты. в процессе обсуждения оставлены варианты вопросов с наиболее корректными формулировками. Был принят окончательный вариант анкеты.
-
Проведен опрос учащихся. Анкеты обработаны. Составлен аналитический отчет. Появилась новая задача – как разрешить выявленные проблемы взаимоотношений. Здесь появилось слово «УЛЫБКА» и новый исследовательский этап: многоаспектность значения улыбки в жизни людей. Были сделаны сообщения о влиянии улыбки на здоровье, об отражении улыбки в искусстве и рекламе. Творческий этап работы над проектом: фотосессия «Улыбнитесь». Продукт: презентация. Результат: улучшение взаимоотношений в классе, отмеченное всеми учителями и учащимися.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.