Содержание
-
Модельное законодательство СНГ в информационной сфере: его настоящее и будущее
Ульяна Зинина
к.ю.н.
-
Теория модельного законодательства
- Носит рекомендательный характер («мягкое право»)
- Является «предправом» по своей сути
- Содержит нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений
- Основной вопрос – оценка и обозначение предмета регулирования
-
Модельное законодательство СНГ – теория
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес
Типовые (модельные) законы МПА СНГ представляют собой адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты
Принятие национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран СНГ и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права
Информация с официального сайта МПА СНГ, подготовленная к 15-летию МПА СНГ www.iacis.ru/html/?id=20 а также
-
Существующее модельное законодательство:
Всего принято более 200 модельных законов
Принято законов в информационной сфере:
- О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках СНГ
- Об авторском праве и смежных правах (новая редакция)
- О трансграничном спутниковом телевизионном радиовещании и международном спутниковом информационном обмене»
- О персональных данных
- О международном информационном обмене
- Модельный Гражданский кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств (часть третья: раздел 5. Интеллектуальная собственность)
- О телекоммуникациях
- О праве на доступ к информации
- Об информатизации, информации и защите информации»
- Об электронной цифровой подписи
- Модельный уголовный кодекс (в части касающейся)
- О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий
Готовятся к принятию:
- Информационный кодекс для государств – участников СНГ
- Об Интернете
- Об электронной торговле
- Об интеллектуальной собственности
- О парках информационных технологий
- О телемедицинских услугах
-
Существующие проблемы:
- Множественность актов
- Дублирование по предметам регулирования
- Противоречие друг другу
- Низкая законодательная техника
- Несоответствие международной (европейской) практике
- Последствия: невозможность использования на национальном уровне
-
Проект модельного закона СНГ «Об Интернете»: структура
- Общие положения
- Принципы регулирования
- Основные направления регулирования
- Заключительные положения
-
Сфера применения:
«Устанавливает принципы и определяет основные направления регулированияправовых отношений, возникающих при использовании Интернета
В целях гармонизации регулирования указанных отношений, а также
В целях обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений»
-
Проблемы:
Отношения, возникающие при использовании сети Интернет, не являются чем-то особенным и новым для права, к ним применяются нормы материального и процессуального права, применимые к отношениям, возникающим и без использования сети
Закон должен устанавливать конкретные права и коррелирующие им юридические обязанности, но не принципы регулирования,
Основанием возникновения правоотношения неявляется сама по себе сеть Интернет, а только юридические факты
-
«Отношения, возникающие при использовании сети Интернет»
- Защита авторских прав
- Гражданский кодекс, Закон об авторском праве
- Право на информацию
- Закон о праве на информацию, закон Об информатизации
- Защита персональных данных
- Закон о персональных данных
- Электронная торговля
- Закон об электронной торговле
- Спам
- Закон о рекламе, КоАП
- Интернет-казино
- Закон о гос.регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр
- Защита прав потребителей
- Закон о защите прав потребителей
- Компьютерные преступления
- Уголовный кодекс, Модельный уголовный кодекс
- Доступ к Интернету
- Закон о связи, О телекоммуникациях
- Доменные имена
- Правила регистрации национальных регистратур
-
Ограничение действия закона (п.3 ст.1)
«Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах:
обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе»
Т.е. исключены главные отношения, в отношении которых возникают споры в сети Интернет, остальные важнейшие отношения вообще никак не упомянуты в проекте
-
Возникающая коллизия с действующим модельным законом
Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г.
ст.22 «Использование информационно-телекоммуникационных сетей»:
«использование информационно-телекоммуникационных сетей в … деятельности граждан и организаций государства не может служить основанием установления в отношении таких лиц требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием их деятельности без использования сети Internet. Использование сети Internet гражданами и организациями не является основанием для освобождения таких лиц от соблюдения требований, установленных национальными нормативными правовыми актами»
-
Нормы прямого действия:
Из 15 статей – примерно 2,5 статьи «почти» прямого действия:
- ст.2 – определения, используемые в законе
- п.3 ст.9 – регистрация доменных имен
- ст.11 - определение места и времени совершения юридически значимых действий
- п.1 ст.13 – обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам
-
Определения (ст.2):
6 определений и статистика их использования в тексте:
- Доменное имя (3 раза, включая само определение)
- Интернет-сайт (1 раз в самом определении)
- Интернет (много раз)
- Уполномоченный орган (2 раза)
- Управление Интернетом (1 раз)
- Оператор услуг Интернета (часто)
-
Проблемы:
Целесообразность большинства из указанных определений в тексте проекта закона не очевидна, т.к. не раскрыты содержания главных отношений с их участием, либо они не несут никакой смысловой нагрузки
Некоторые из них уже определены в модельном законе СНГ «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г.
Определения проекта вступают в противоречие с уже принятыми модельными законами
-
О регистрации доменных имен (п.3 ст.9)
«Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран»
Нарушение ч.2 ст.4 Конституции – «2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»
Нарушение законодательства одной из стран выполняется в порядке взаимного признания судебных решений по уголовным и гражданским делам, либо применяются нормы международного частного права
Решение проблемы в проекте модельного закона нельзя признать корректным
Вопрос: а что делать с доменными именами третьего уровня?
-
Определение места и времени совершения юридически значимых действий (ст.11)
«Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства»
- Не учитывается местонахождение объекта, на который направлено юридически значимое действие
- Неприменимо, например, к договорам, стороны которых расположены в разных местах
- Не решается ни один из спорных моментов
-
Обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам (п.1 ст.13)
«Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов»
Постановление Правительства РФ №538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Эффективность – почти нулевая
Механизмы исполнения не предусмотрены, список информации размыт до бесконечности, что не соответствует европейскому опыту
-
Европейский опыт: специальный закон
Директива ЕС 2006/24/EC о сохранении информации созданной или обработанной в связи с оказанием услуг связи и внесении изменений в Директиву ЕС о защите персональных данных
Конкретный список информации:
- идентификация источника связи;
- идентификация вызываемого абонента;
- идентификация даты, времени и продолжительности сеанса связи;
- идентификация типа связи;
- идентификация типа оконечного оборудования;
- идентификация местонахождения оконечного оборудования.
Дифференциация сроков хранения по видам услуг связи
Предусмотрена финансовая компенсация
Эффективность - доказана
-
Основные выводы:
Действующее модельное законодательство СНГ не эффективно, что приводит к использованию не модельных законов СНГ, а европейского (международного) опыта
Проект модельного закона Об Интернете не имеет предмета регулирования, не содержит никаких практических рекомендаций по разрешению возникающих конфликтов
Все главные вопросы, возникающие при использовании сети Интернет, в настоящее время уже регулируются в действующем модельном законодательстве (и национальном)
Нормы «почти» прямого действия проекта нельзя признать корректными и целесообразными
Содержание проекта больше подходит для Рекомендаций, Концепций
Необходимо вносить изменения в уже действующие законы, хотя его эффективность будет на том же уровне, что и остальных модельных законов
-
Спасибо за внимание!
Ульяна Зинина
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.