Содержание
-
Урок № 32
Тема: «Наши соседи»
-
Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке, с такими словами:
– Подойди, дорогая, стань мне на плечи и вскарабкайся по шесту.
– Да, учитель, – ответила она и сделала так, как он велел.
И акробат сказал:
– Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста.
Но ученица ответила:
– Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, оберегая себя и заботясь о других, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста!
Вопросы к классу:
- В чем смысл притчи?
- Как бы вы ее назвали?
- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- значение общения с соседями для жизни человека;
- противоречивость влияния соседей на процесс социализации подростка.
Знать:
- термины и понятия «соседи», «уровень приблизительного знакомства», «уровень поверхностного знакомства», «уровень контактного знакомства», «уровень глубокого знакомства», «квартальное знакомство», «домовое знакомство»;
- положительные и отрицательные стороны общения с соседями.
Уметь:
- характеризовать особенности отношений с соседями;
- описывать и анализировать различные уровни знакомства;
- выявлять отличия соседства в городе и в деревне;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- задуматься над проблемой толерантного отношения к людям;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План
1. Кто такие соседи? Отношения с соседями.
2. Уровни знакомства.
3. Особенности соседских отношений в современном городе.
-
Введение в новый материал
В повседневной жизни мы часто с вами сталкиваемся с теми, кто живет рядом с нами, и подчас не задумываемся о том, кто они, наши соседи, какую роль они играют в нашей жизни. Пока нам радостно и все складывается хорошо, мы часто не обращаем на них внимания. Но вот пришла беда. Вашему близкому человеку стало плохо, вы не можете оставить его, или, возможно, вы растерялись и не знаете, что делать.
Кто приходит к нам на помощь в таких ситуациях? Сейчас речь пойдет о соседях.
-
Кто такие соседи? Отношения с соседями
- Кого мы подразумеваем под понятием «соседи»?
Соседи– это люди, проживающие на одной лестничной площадке, в одном подъезде или в одном доме.
- Поднимите руки те из вас, кто очень хорошо знаком со своими соседями?
- Как вы думаете, от чего зависит степень знакомства среди соседей?
Скажите, можно ли ожидать того, что все люди в доме будут ровно относиться друг к другу? Свое мнение обоснуйте.
-
Творческое задание:
Разбившись на творческие группы, придумайте ситуации, характеризующие взаимоотношения:
а) пожилых людей и подростков, проживающих в одном подъезде;
б) двух соседок, которые любят позлословить на чужой счет;
в) соседей, у которых много общих интересов;
Ситуации следует проанализировать и представить результаты своей деятельности.
-
Задание:
Как вы думаете, какие факторыопределяют уровень отношений между соседями?
Почему в одних случаях люди прекрасно уживаются друг с другом, а в других – не могут решать цивилизованно возникшие между ними проблемы?
-
Факторы, определяющие уровень отношений между соседями
- Архитектура дома
- Характер человека
- Личностные особенности
- Социальное положение
- Благополучие в семье
- Длительность проживания
-
Проблемное задание
Недавно по телевизору во время передачи «В зале суда» судья разбирал исковое заявление, поступившее от женщины, проживающей в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, мышей, тараканов и др.), в результате чего произошел несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку на глазах у ее шестилетнего сына. Кроме того, она рассказала о том, что к ним в дом перестали ходить их друзья после того, как ее сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую они обнаружили уже у себя дома. Соседка требовала, чтобы хозяин экзотических животных убрал их из квартиры, где проживают люди, и возместил ей материальный и моральный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошел несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей любимицей.
- Разберите характер взаимоотношений, которые сложились в коммунальной квартире.
- Чем, по-вашему, можно объяснить сложность во взаимоотношениях соседей?
- Какое решение должен принять судья?
-
2. Уровни знакомства
Ученые считают, что существует несколько уровней отношений с соседями. Давайте познакомимся с ними. Для изучения ознакомьтесь с материалом учебника.
Групповое задание
Класс разбивается на творческие группы. Каждая группа получает следующее задание: внимательно изучить и проанализировать (показать положительные и отрицательные моменты) тот или иной уровень знакомства и отношений с соседями. Свою работу представить наглядно.
- Первая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень приблизительного знакомства.
- Вторая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень поверхностного знакомства.
- Третья группа.Внимательно изучите и проанализируйте уровень контактного знакомства.
- Четвертая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень глубокого знакомства.
- Пятая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень внедомового знакомства.
-
Заполните таблицу
-
Задание:
Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.
Как вы думаете, какой уровень знакомства, с вашей точки зрения, будет самым распространенным в нашей сегодняшней жизни?
-
Творческое задание
Напишите правила:
Как хорошо жить с соседями
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
-
4. Особенности соседских отношений в современном городе
Итак, мы должны проанализировать особенности двух типов отношений:
- отношения между жителями города;
- отношения между жителями деревни.
Групповое творческое задание:
- Одна часть класса будет выполнять роль городских жителей.
- Вторая – играть роль сельских жителей.
Вы должны будете обсудить вопрос об особенностях ваших взаимоотношений и представить результаты своего исследования наглядно.
-
Городские жители
- Недоверчивость, скрытность
- Безразличие
- Некоторая агрессивность
- Страх
- Мой дом – моя крепость
- Равнодушие к чужому мнению
- Малая доля сплетен
-
Сельские жители
- Открытость
- Сострадание
- Дружелюбие
- Село – дружная семья
- Опора на общественное мнение
- Большая доля сплетен
-
Подведение итогов
- Какие вопросы мы сегодня разбирали?
- Объясните смысл понятий: приблизительное знакомство, поверхностное знакомство, близкое знакомство, соседи, внедомовое знакомство.
- Чем отличается соседство в городе и в деревне?
- А чем оно похоже?
- Нужно ли в современных городах поддерживать дружеские отношения с соседями?
-
Домашнее задание:
Выучить § 29 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: ответьте на вопрос, оказывают ли на вас влияние соседи? Какое? Ответ аргументируйте.
- 2 вариант: опишите своих соседей по дому. К какому виду знакомств их можно отнести?
- 3 вариант: составьте учебный проект «Идеальный сосед».
-
Желаю успеха!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.