Презентация на тему "В каком пространстве мы обитаем"

Презентация: В каком пространстве мы обитаем
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, адресованная учащимся старших классов и посвященная пространству, в котором мы обитаем. Автор предлагает ребятам задуматься, как влияет место нашего обитания и его комфортность на уровень развития личности в целом.

Краткое содержание

  • Исследование пространства обитания человека
  • Общественная территория
  • Практическое задание
  • Домашняя территория
  • Личное пространство
  • Социальное пространство подростков
  • Сосуществование людей
  • Советы и рекомендации
  • Перенаселение и его последствия

Содержание

  • Презентация: В каком пространстве мы обитаем
    Слайд 1

    Урок № 30

    Тема: «В каком пространстве мы обитаем»

  • Слайд 2

    Жилище во все времена и у всех народов играло важную роль в жизни человека. Ученые подсчитали, что люди проводят в своем домашнем укрытии до 70 % времени. У англичан существует поговорка «Мой дом – моя крепость». Их жизнь наглухо скрыта от посторонних взоров. Кроме дома, мы еще существуем в своем микрорайоне и в прилегающем к нему пространстве.

    Современный мир – результат взаимодействия социальных, экономических, политических, технических, культурных, национальных и других факторов.

    Ученые, характеризуя жизнь людей в современном мире, ввели понятие «социальное пространство».

    Принципиальное отличие понятия «социальное пространство» от других пространственных форм состоит в том, что его возникновение и существование всецело связано с деятельностью человека, обусловлено этой деятельностью.

    В качестве синонимов социального пространства используются такие понятия, как «общественное пространство», «пространство жизни человека», «пространство социальной деятельности», «жизненное пространство» и др.

    Попробуем исследовать пространства обитания человека.

  • Слайд 3

    Цели и задачи:

    Понимать:

    • значение социальной среды в формировании личности подростка;
    • противоречивость влияния социальной среды на процесс социализации подростка.

    Знать:

    • термины и понятия «общественная территория», «домашняя территория», «личное пространство», «переуплотненность»;
    • особенности социального пространства подростков;
    • современные трактовки психологической науки о влиянии социальной среды на поведение и подростков.

    Уметь:

    • давать характеристику и объяснять особенности поведения на общественной, домашней и личной территории;
    • выявлять последствия перенаселения людей;
    • высказывать суждения на обществоведческие темы;
    • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
    • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

    Отношения, ценности, внутренние установки:

    • задуматься над проблемой пропаганды здорового образа жизни;
    • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План

    1. Общественная территория.

    2. Домашняя территория.

    3. Личное пространство.

    4. Социальное пространство подростков.

    5. Сосуществование людей.

    6. Перенаселение и его последствия.

  • Слайд 5

    Введение в новый материал

    При определении границ социального пространства исследователи исходили из того, что к нему может быть отнесено все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию его потребностей.

    Таким образом, социальное пространство нельзя увидеть, дотронуться до него или перенести с одного места на другое.

    Всего выделяют три территории, в которых обитает человек: общественную, домашнюю, личную.

  • Слайд 6

    1. Общественная территория

    • Что подразумевают ученые под понятием «общественная территория»?
    • Общественная территория – место в городской среде, доступное всем жителям.
    • Что может включать в себя общественная территория?
  • Слайд 7

    Общественная территория

    • перекрестки
    • дворы
    • городские улицы
    • клубные,
    • спортивные
    • помещения
    • жилые здания
    • лестничные пролеты,
    • подъезды
    • внутридомовые
    • помещения
    • скверы,
    • площади, вокзалы
  • Слайд 8

    Задание:

    Как вы думаете, как должен себя вести человек на общественной территории?

    • Человек согласует свое поведение с общепринятыми нормами и правилами
    • Человек находится под пристальным контролем других людей
  • Слайд 9

    Ситуация. Выслушав ее, выскажите, какие правила общественного пространства нарушали «герои» действа. Свои выводы аргументируйте.

    Случай в кинотеатре

    Во время сеанса кинофильма группа подростков 16–17 лет громко комментировала происходящее на экране, нецензурно выражалась, распивала спиртные напитки, тем самым мешая другим зрителям просматривать фильм. Работники кинотеатра вызвали наряд милиции, который, к удивлению подростков, проводил их в отделение милиции, где составили протокол о наличии в действиях подростков административного нарушения.

    – За что? Что мы такого совершили? Ну, пошумели чуть-чуть… Пиво пили, так мы же никому не мешали… Ругались, так между собой, – искренне недоумевали подростки.

  • Слайд 10

    Выполните задания:

    Творческое задание: придумайте ситуации, которые демонстрируют нарушение общественного пространства. Прокомментируйте их.

    Групповое задание:разбившись на творческие группы, составьте правила поведения человека на общественной территории. Свой выбор аргументируйте.

  • Слайд 11

    2. Домашняя территория

    Что мы подразумеваем под домашней территорией?

    Домашняя территория – это то место, где живут семейными интересами и удовлетворением личных потребностей.

    • В чем вы видите отличие между общественным и домашним пространствами?
    • Какую роль играет дом в вашей жизни?
  • Слайд 12

    Подведем итоги…

    • Дома человек чувствует себя свободнее.
    • Дома мы восстанавливаем свои силы: физические и моральные.
    • Дома мы отдыхаем от городской суеты, занимаемся любимыми делами.
    • Дома общаемся с родными и близкими людьми.
  • Слайд 13

    Представьте ситуацию.

    Вася пришел после школы и, почувствовав усталость, решил отдохнуть. Он на полную громкость включил свой домашний музыкальный центр и с наслаждением стал слушать модный сборник любимой рок-группы. От громкой музыки сотрясались стены, Вася наслаждался. Но внезапно в дверь раздался звонок. В проеме двери стояла соседка снизу, на голове у нее была повязка. Она тихо попросила уменьшить звук, поскольку мучается от головной боли. Но Вася знал законы и гордо ответил, что он имеет право до 22 часов вечера слушать музыку, приглашать шумные компании, громко включать телевизор. Женщина ничего не сказала мальчику, только тяжело вздохнула и ушла.

    Вася ликовал: он сумел отстоять свое домашнее пространство.

    Вопросы к классу:

    1. Прав ли Вася в данной ситуации? По закону? По совести?

    2. Как бы вы поступили на его месте?

  • Слайд 14

    Задание:

    Групповое задание:разбившись на творческие группы, составьте правила поведения человека на домашней территории. Свой выбор аргументируйте.

  • Слайд 15

    3. Личное пространство

    Что мы подразумеваем под личным пространством?

    Личное пространство–область с невидимыми для глаза границами, которая окружает тело человека и в которую никто не может вторгаться.

    Задание: приведите примеры соблюдения личного пространства в наиболее посещаемых местах. Свой выбор прокомментируйте.

  • Слайд 16

    Групповое задание:разбившись на три творческие группы, опишите и охарактеризуйте примеры соблюдения личного пространства:

    • Первая группа – на скамейке в парке.
    • Вторая группа – в автобусе.
    • Третья группа – в вашей квартире.
  • Слайд 17

    Считаете ли вы справедливым то, что папа или мама контролируют жизненное пространство внутри семьи?

    Как вы относитесь к древнему обычаю наших предков, по которому отец как глава семьи имел привилегии в пище, одежде, имел большую площадь по сравнению с другими членами семьи?

    Считаете ли вы этот обычай справедливым?

    Может ли личное пространство превратиться в общественное, и наоборот? Приведите примеры.

    Как вы считаете, какие факторы влияют на личное пространство? Почему в одних семьях подростки и взрослые ощущают себя прекрасно, в доме царят теплота и взаимоуважение, а в других – вечные склоки, конфликты и обиды?

  • Слайд 18

    Задание: обсудим следующую ситуацию.

    На 8 марта сбылась давняя мечта Тани: бабушка подарила ей альбом-дневник. Девочке очень понравился подарок, она с восторгом рассматривала яркую обложку, золотистые буквы, замочек. Она пообещала бабушке каждый день записывать в свой дневник свои мысли, наблюдения, даже самые сокровенные. Свое обещание девочка выполняла до того дня, как поняла, что кто-то заглядывает без ее разрешения в дневник.

    – Мама, это ты читаешь мои записи? – спросила Таня.

    – Ну и что? Я твоя мать и имею право, – ответила ей мать.

    – Мама, но это же мои личные записи, ты не имеешь права, – возмутилась дочь.

    – О каких правах ты говоришь? Кто ты такая, чтобы матери делать замечание? Тут ничего твоего нет, – в сердцах сказала мама Тани.

    Вопросы к классу:

    1. Прокомментируйте ситуацию.

    2. Кто из героев прав?

    3. Почему?

    4. Как бы вы поступили на месте Тани? Свой выбор обоснуйте.

  • Слайд 19

    Групповое задание:разбившись на творческие группы, составьте правила поведения человека на личной территории. Свой выбор аргументируйте.

  • Слайд 20

    4. Социальное пространство подростков

    Мы поняли, что у каждого человека есть свое жизненное пространство.

    А что представляет собой социальное пространство подростка?

    Где он реализует себя?

    Социальное пространство подростков

    • дворы
    • улицы
    • лестничные клетки
    • темные аллеи
    • подъезды
  • Слайд 21

    Задание:

    Разбившись на группы, обсудите положительные и отрицательные моменты в данных объектах социального пространства подростков.

  • Слайд 22

    Послушайте фрагмент письма одного подростка, который оказался в колонии. Он очень откровенно объясняет, какие ошибки сделал, почему попал в места лишения свободы.

    Фрагмент письма

    Меня спасло бы от тюрьмы, если бы я был чем-то занят. Начинается все с малого. Сначала ты начинаешь курить, пить, потом допоздна гулять. Ты хочешь легких денег, но в этой жизни ничего легко не бывает. Тебе нравятся твои старшие «друзья». Ты хочешь показаться «крутым». Ты вывертываешься весь перед ними, хочешь, чтобы они с тобой считались. Но для этого им нужны деньги. Вот оно, твое первое преступление, а потом еще и еще. И тогда тебя сажают. Ты думаешь, что твои «друзья» тебя вытащат. Но ты им не нужен.

    Вот тут ты все понимаешь, кто на самом деле тебе друг. Начинаешь задумываться над своей прожитой жизнью, благо времени у тебя достаточно. Ты понимаешь, что ты делал неправильно. Ты поменял своих родных, отца и мать, на улицу. К чему тебя это привело? Да ни к чему хорошему. Ты хочешь все исправить, но уже поздно, надо было раньше думать, учиться, работать, помогать матери. И вот тут ты понимаешь, думаешь о том, как жить дальше.

    Нужно не ходить по улицам, а учиться и получать профессию.

    Вопросы к классу:

    1. Какое отношение имеет это письмо к вопросу социального пространства подростка?

    2. Какие проблемы социального пространства подростков оно выявляет?

    3. Какие проблемы вы можете еще назвать?

    4. Видите ли пути решения данных проблем?

  • Слайд 23

    5. Сосуществование людей

    Ученые считают, что сосуществование людей в ограниченном пространстве – это, возможно, самая сложная проблема и одно из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю человека.

    • Как выдумаете, какие причины вызывают трудности в сосуществовании людей?
    • А можно ли избежать этих проблем?
  • Слайд 24

    Советы и рекомендации:

    • Научитесь уступать друг другу.
    • «Мы ссоримся – значит, мы не правы!»
    • Научитесь управлять своими эмоциями.
    • Проявляйте чувство юмора.
    • Поставьте себя на место противоположной стороны.
    • Помогайте друг другу!
    • Жалейте друг друга!
    • Относитесь друг к другу с уважением.
  • Слайд 25

    6. Перенаселение и его последствия

    Работая с материалом учебника, ответьте на следующие вопросы:

    • Какая проблема общественного, домашнего и личного пространства чаще всего вызывает конфликты?
    • Что такое переуплотненность?
    • Приведите примеры переуплотненности в нашей стране и за границей.
    • Почему перенаселенное жилье многим европейцам напоминает «домашнее столпотворение»?
    • Как обстоит дело со строительством жилья в Российской Федерации в наши дни?
    • Как влияет фактор переуплотненности на взаимоотношения в семье?
    • Согласны ли вы с мнением авторов учебника относительно того, что у каждого должно быть свое личное пространство?
    • Когда возрастает и без того напряженный фактор переуплотненности?
    • Какой выход из создавшегося положения вы видите?
  • Слайд 26

    Подведение итогов

    Какие вопросы мы исследовали на уроке?

    Объясните смысл понятий:

    • общественная территория,
    • домашняя территория,
    • личное пространство.
  • Слайд 27

    Задание:распределите перечисленные места по видам территорий:

    • Школа.
    • Прихожая в доме.
    • Комната в общежитии.
    • Кинотеатр.
    • Автобус.
    • Рабочий кабинет дома.
    • Отдельная спальня.
    • Ванная комната.
    • Улица.
    • Музей.
    • Кухня в доме.
    • Спортивная площадка.
    • Территория
    • Общественная Домашняя Личная

    _____________ ______________ ___________

    _____________ ______________ ___________

    _____________ ______________ ___________

  • Слайд 28

    Приведите примеры из своей жизни или жизни знакомых, которые иллюстрируют пословицы:

    • «Мой дом – моя крепость».
    • «Дома и стены помогают».
    • «Не дом красит человека, а человек – дом».
    • «Каково на дому – таково и самому».

    Продолжите фразу:

    Я уютно себя чувствую _________

  • Слайд 29

    Домашнее задание:

    Выучить § 28 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант: ответьте на вопрос, что такое социальное пространство? Какие его виды вы знаете?
    • 2 вариант: составьте развернутый план ответа на тему «Подросток и его среда обитания».
    • 3 вариант : в книге «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен Карлсон уверял, что в его домике на крыше есть две тысячи паровых машин, тысяча картин с петухами и еще много всего интересного.

    Что должно находиться в вашей комнате, чтобы вам было уютно и хорошо?

    Составьте план комнаты и опишите самые важные и интересные вещи.

  • Слайд 30

    Желаю успехов!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке