Презентация на тему "Основные понятия по курсу социологии"

Презентация: Основные понятия по курсу социологии
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Основные понятия по курсу социологии" содержит вводную информацию по курсу социологии для высших учебных заведений. В презентации описываются основные понятия социологии: культура, общество, социологические исследования, социальные конфликты и др.

Краткое содержание

  • Методология социологических исследований;
  • Общество как система;
  • Материальная и духовная культура как факторы и критерии общественного развития;
  • Социальная структура и социальная стратификация;
  • Социология групп, личности, общественного мнения;
  • Социальные движения и конфликты.

Содержание

  • Презентация: Основные понятия по курсу социологии
    Слайд 1

    Основные понятия по курсу «Социология»

  • Слайд 2

    Рассмотрим понятия в системе таких разделов, как

    • Структура социологического знания. История социологии;
    • Методология и методы социологических исследований;
    • Общество как система;
    • Материальная и духовная культура как факторы и критерии общественного развития;
    • Социальная структура и Социальная стратификация;
    • Проблемы социального поведения;
    • Социология групп;
    • Социология личности;
    • Социология общественного мнения;
    • Социальные движения и конфликты;
    • Социальные аспекты глобальных проблем.
  • Слайд 3

    Структура социологического знания. История социологии

    Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем. Это наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов и народов.

  • Слайд 4

    Функции социологии

    1. познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов
    2. практическая (прикладная) - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений.
    3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
    4. идеологическая - связана с участием социологии в идеологической деятельности
    5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.
  • Слайд 5

    Позитивизм

    Позитивизм (О.Конт «Курс позитивной философии) - рассмотрение всех социальных явлений как подчиненных неизменным естественным законам.

    1. Социальные явления качественно те же, что и природные,
    2. При изучении социальных явлений используются те же методы, что и в естественных науках
    3. Задача социологии – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений для прогнозирования социальных явлений.
  • Слайд 6

    Эволюционизм

    Эволюционизм (Г.Спенсер) - центральное понятие мировоззренческой концепции Г.Спенсера. Эволюционный подход к обществу необходим, поскольку рассматривает явления в их развитии.

  • Слайд 7

    Социологизм

    Социологизм (термин Э.Дюркгейма) - основывается на теоретических положениях:

    1. социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок. Она столь же реальна, как и другие виды реальности - биологическая, экономическая, психологическая, и развивается в соответствии с определенными законами.
    2. общество – реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Общество у Дюркгейма доминирует над индивидами, создает его и является источником всех высших ценностей.
  • Слайд 8

    Методология и методы социологических исследований

    Программа социологического исследования - изложение теоретико-методологических предпосылок исследования в соответствии с его основными целями;

    • выдвижение гипотез исследования;
    • указание процедуры исследования;
    • указание логической последовательности операций для проверки гипотез.
  • Слайд 9

    Объект и предмет социологии

    • Объект исследования- социальный процесс или область социальной действительности, содержащие конфликт или противоречие. Объектом может быть все, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
    • Предмет исследования- наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые необходимо изучить.
  • Слайд 10

    Генеральная и выборочная совокупности

    • Генеральная совокупность - вся совокупность людей, которая исследуется.
    • Выборочная совокупность - отобранная на основании ряда показателей часть генеральной совокупности, которая будет опрашиваться.
  • Слайд 11

    Репрезентативность выборки

    Репрезентативность - свойство выборочной совокупности отражать основные, важные для исследования, характеристики генеральной совокупности. Это означает, что по выделенным параметрам (например, половозрастной, профессиональный и т.д.) исследуемая выборочная группа должна приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

  • Слайд 12

    Виды выборок

    • Квотная выборка - отбор людей с конкретным набором параметров в соответствии с заданными пропорциями.
    • Случайная выборка - выборка, в которой каждый респондент с равной вероятностью отобран из генеральной совокупности.
    • Пилотажное исследование - экспериментальная проверка созданного инструмента исследования (например, анкеты) на соответствие методическим критериям на малой выборке.
  • Слайд 13

    Общество как система

    • Общество-большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
    • Социальная система - совокупность социальных элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое и способных изменять свою структуру при взаимодействии с внешними условиями.
  • Слайд 14

    Социальный институт - относительно стабильная и интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни – например, семья, религия, образование, экономика, управление.

  • Слайд 15
    • Открытое общество (введено К.Поппером) - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Для него характерны рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм.
    • Закрытое общество - (введено К.Поппером) - догматически-авторитарное, застывшее на достигнутой стадии развития. Для него характерны магическое мышление, догматизм, и коллективизм.
  • Слайд 16
    • Доиндустриальное общество (традиционное) - определяющей является сельскохозяйственная сфера с церковью и армией как главными институтами.
    • Индустриальное общество - определяющей является сфера промышленности с корпорацией и фирмой во главе.
  • Слайд 17

    Постиндустриальное общество (разработана американским социологом Беллом) - определяющими являются теоретические знания с университетами как главными сферами его производства. Переход от индустриального общества к постиндустриальному определяется рядом факторов: товаропроизводящая экономика заменяется обслуживающей экономикой, классовое деление уступает место профессиональному, создается новая интеллектуальная технология, теоретические знания занимают центральное место в определении политики.

  • Слайд 18

    Институционализация

    Институционализация - закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

  • Слайд 19

    Материальная и духовная культура как факторы и критерии общественного развития

    • Культура - специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования.
    • Элементы культуры - внутреннее строение культуры, которое может быть классифицировано по разным основаниям (язык, знания, ценностно-нормативная система, идеология)
  • Слайд 20
    • Культурные универсалии - элементы культуры, встречающиеся во всех культурах независимо от их географического положения (например, танцы, обычай дарить подарки и т.д.).
    • Социализация - процесс и результат усвоения культуры индивидом, в ходе которого человек превращается в члена современного ему общества. Содержанием этого процесса является усвоение ценностей, норм, установок, формирование навыков социального поведения, усвоение социальных знаний и ролей.
  • Слайд 21
    • Десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
    • Ресоциализация - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.
    • Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
  • Слайд 22
    • Агенты первичной социализации - члены семьи, а также все, кто входит в ближайшее окружение индивида.
    • Агенты вторичной социализации-представители администрации школы, университета, предприятия, армии и т.д.
  • Слайд 23
    • Субкультура - (разновидность культуры) - система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, однако в какой-то степени отклоняется от нее (молодежная, сельская, профессиональная и т.д.).
    • Контркультура - (разновидность культуры) - разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой (например, сатанисты, террористы и т.д.).
  • Слайд 24
    • Аномия (термин введен Э.Дюркгеймом) - это состояние не стабильности и дезорганизации в обществе, когда ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения, теряют свою значимость, меняются.
    • Массовая культура (форма культуры) - создается профессиональными авторами и распространяется с помощью СМИ. У нее самая широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет многообразные потребности людей. (поп-культура – ее сленговый эквивалент)
  • Слайд 25
    • Элитная культура (форма культуры) - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.
    • Народная культура (форма культуры) - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы).

  • Слайд 26

    Социальная структура и Социальная стратификация

    Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли).

  • Слайд 27

    Социальная стратификация

    Социальная стратификация (термин введен П.Сорокиным) - структурированные различия между группами людей, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

  • Слайд 28

    ​Социальная мобильность

    • Социальная мобильность (введен П.Сорокиным) - движение людей или групп людей между различными социально-экономическими позициями.
    • Вертикальная мобильность - означает движение вверх (восходящая мобильность: рабочий - руководитель) или вниз (нисходящая: инженер → бомж) по социоэкономической лестнице.
  • Слайд 29
    • Горизонтальная мобильность -перемещение человека внутри социальной группы с сохранением статуса, н-р, географическое перемещение людей или групп людей (миграция) между районами, городами и т.д.
    • Классы - большие группы людей, отличающиеся своей ролью в системе общественного производства и отношением к средствам производства.
  • Слайд 30
    • Сословия - группы людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству(например, были в России до революции – дворяне, духовенство и т.д.)
    • Гендер - совокупность социальных и культурных характеристик поведения, ролей и норм, приписываемых мужскому и женскому полу в каждом конкретном обществе в определенное историческое время.
  • Слайд 31

    Проблемы социального поведения

    • Социальное поведение - внешняя, непосредственно наблюдаемая, форма проявления деятельности.
    • Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
    • Социальное действие (определение М.Вебера) - действие, ориентированное на других и имеющее осознанную мотивацию.
  • Слайд 32

    Идеальный тип (введен М.Вебером) - мыслительная конструкция, полученная посредством акцентирования некоторых черт рассматриваемого объекта. Объекты, представленные как ИТ, дают представление о действительности, очищенное от несущественных отклонений. Они сведены к тому, что строго необходимо для понимания логически определенного поведения. Вебер подчеркивал необходимость для исследователей оценивать, насколько реальность приближена или отдалена от этого идеального представления. Идеальный тип соответствует развитию действий, которые можно было бы ожидать, предположив, что человеческое поведение рационально.

  • Слайд 33
    • Социальные нормы - Это предписания о том, как надо вести себя в обществе.
    • Социальный контроль - средство социальной регуляции поведения людей.
    • Девиантное поведение - отклонение поведения от общепринятых (писаных и неписаных) норм (например, алкоголизм), рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
    • Делинквентное поведение - нарушение формальных норм (нарушение законов).
  • Слайд 34

    Социология групп

    Малая группа - немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества, через которую личности передаются от общества разнообразные влияния и осуществляется обратный процесс воздействия личности на общество (семья, учебная группа, трудовой коллектив, включающий в себя до 30-40 человек, спортивная команда и т.д.).

  • Слайд 35

    Референтная группа - любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит себе образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания.

  • Слайд 36

    Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами родства-супружества и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

  • Слайд 37

    Большие социальные группы - многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми носят опосредованный характер. Это классовые, территориальные, национальные общности. Большие группы разделяют на организованные (трудовой коллектив фирмы) и неорганизованные (толпа).

  • Слайд 38

    Социология личности

    • Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, институтах, культуре, более широко - в социальной жизни.
    • Социальный статус - позиция, занимаемая индивидом в обществе.
  • Слайд 39

    Социальная роль - ожидаемое поведение, которое типично для определенного статуса в данном обществе. Социальная роль - это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

  • Слайд 40

    Социология общественного мнения

    Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью;специфическое состояние общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее отношение (скрытое или явное) различных групп людей к актуальным событиям и фактам социальной действительности (Грушин).

  • Слайд 41
    • Субъект общественного мнения - кем создается общественное мнение (например, общностями и организациями).
    • Объект общественного мнения - на что направлено общественное мнение (например, актуальная тема). Объект общественного мнения всегда отличается дискуссионностью и общественным интересом.
  • Слайд 42

    Социальные движения и конфликты

    Конфликт - это “борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников.

  • Слайд 43
    • Реалистичные конфликты - стимулированы намерением достичь некоторую цель. Они могут быть заменены на какой-либо другой тип взаимодействия, если конфликт будет расценен как неадекватное средство получения желаемого результата.
    • Не реалистичные конфликты - порождены необходимостью снять напряжение, по крайней мере, одной из сторон.
  • Слайд 44

    Социальные аспекты глобальных проблем

    Глобализация (был поставлен в центр концептуальных построений в 1981 г. американским социологом Маклином) - Процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур. В ходе Г. стираются географические границы социальных и культурных систем, и население все более осознает исчезновение этих границ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке