Презентация на тему "Политическая культура" 10 класс

Презентация: Политическая культура
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Политическая культура" знакомит учеников старших классов с понятием политической культуры современного общества: из каких элементов она состоит, на какие типы и виды подразделяется, какими характерными чертами обладает и под влиянием каких факторов формируется.

Краткое содержание

  • Элементы политической культуры;
  • Типы политической культуры;
  • Виды политической культуры;
  • Характерные черты политической культуры;
  • Факторы формирования политической культуры личности;
  • Виды или формы участия граждан в политической жизни.
  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    обществознание политика
  • Конспект
    Присутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Политическая культура
    Слайд 1

    Политическая культура

    • Иоганн Гердер (25.08.1744 ─ 00.00.1803)
    • Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. . Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее -только в конце 50-60-х гг. XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» 1956 г. Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.).
    • «Законы воспитания должны быть различны для каждого вида правления:
    • В монархии их предметы будят честь, в республиках – добродетель , в деспотиях – страх». Ш. Монтескье
  • Слайд 2

    История возникновения понятия «Политическая культура»

    Политическая культура это система исторически сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений. представлений, ценностей, которая проявляется в деятельности людей и обеспечивает преемственность политической жизни обществ.

  • Слайд 3

    Политическая культура

    Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Элементы политической культуры

    Политическая культура включает в себя следующие элементы:

    • наличие определенного уровня знаний о политике;
    • умение давать самостоятельную оценку событиям;
    • способность участвовать в политической деятельности;
    • умение управлять эмоциональной стороной политических действий.
  • Слайд 6

    Типы политической культуры

  • Слайд 7

    Виды политической культуры

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Характерные черты политической культуры

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Факторы формирования политической культуры личности

    Политическая культура является неотъемлемой частью профессионализма любого человека. Какой бы деятельностью он не занимался.

  • Слайд 12

    Политическое участие

    Политическое участие - это действия граждан с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

  • Слайд 13

    ​Виды или формы участия граждан в политической жизни​

  • Слайд 14

    Политическая культура современной России

    • Многослойность:
      • Традиционно Российские: этатизм. анархизм, соборность, авторитаризм
      • Советские: идеализм, вождизм, уравнительство
      • Постсоветские: индивидуализм, конкуренция, рынок, права и свобода человека
    • Гетерогенность. Разделенность на национальные и конфессиональные субкультуры. сильно отличающиеся друг от друга.
    • Антиномичность. Разделенность на противоположности находящиеся в конфронтации (западники – славянофилы. демократы – патриоты).
  • Слайд 15

    Особенности политической культуры современной России

    • Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус притязаний на политическое участие
    • Подданническое отношение к центру реальной власти
    • Предрасположенность к конформизму.
    • Непримиримость к любым нетрадиционным взглядам
    • Правовой нигилизм
    • Низкая компетентность в управлении делами общества и государства
    • Неразвитость гражданских позиций
    • Особенности политической культуры современной России
  • Слайд 16

    Краткие выводы

    • Носитель гражданской политической культуры — это человек с ярко выраженной активной жизненной позицией.
    • Проблема повышения уровня участия молодежи в политической жизни страны — вопрос государственного значения.
    • Воспитание гражданской политической культуры подразумевает активное овладение молодыми людьми навыками политического действия и поведения.
    • Существуют разные формы повышения политической культуры молодежи: создание органов молодежного самоуправления (молодежных парламентов), формирование молодежных фракций политических партий, проведение ежегодных всероссийских конкурсов и олимпиад среди школьников, студентов и аспирантов по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву.
Посмотреть все слайды

Конспект

Урок в 11 классе. Обществознание «Политическая культура»

Цели урока:

Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое политическая культура. Показать признаки и роль политической культуры граждан в политической системе общества. Показать отличие политической культуры от политического сознания.

Развивающие: Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности. Содействовать развитию у детей умений общаться;

Воспитательные: Воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию и политическую культуру.

Основные понятия: политическая культура, политическое сознание, идеология, политическая система, три уровня соотношения политики и сознания, типы политической культуры.

Оборудование урока: Компьютерная презентация; мультимедийная программа; опорный конспект урока;

Учащиеся должны знать, что такое:

  • политическая культура;
  • элементы политической культуры
  • политическое сознание;
  • типы и виды политической культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить разницу между политической культурой и политическим сознанием;
  • классифицировать типы и виды политической культуры
  • выделять типы личности по их отношению к политическим взглядам.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

У каждого ученика на столе лежат бланки опорного конспекта. Учитель просит учеников записать в опорный конспект фамилию и предлагает ознакомиться с темой и планом урока помещенном в опорном конспекте (см. прилагаемый бланк опорного конспекта).

После просмотра презентации учащиеся должны будут ответить на вопросы по самоконтролю знаний полученных на уроке и вопросы тестов. Результаты ответов на вопросы тестов они должны занести в специальную таблицу опорного конспекта. После проверки ответов по тестам и с учетом правильности ответов на вопросы по самоконтролю знаний учащимся будут выставлены оценки.

Далее учитель подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.

─ При изучении обществознания, вы познакомились с понятиями «человек», «общество», «мораль», «право», «политика», «государство». Вы узнали о том, что такое человеческая деятельность, каковы ее основные формы, что такое современное общество и какова его структура. Но для того, чтобы активно и осознанно участвовать в общественной жизни своей страны, нужно иметь осознанную гражданскую позицию, что особенно важно для вас молодых. Такая позиция невозможна без знания основ гражданской политической культуры. Что такое политическая культура? Когда появились термины политическая культура и политическое сознание? В чем особенности политической культуры в современной России? На эти вопросы мы ответим сегодня в ходе проведения урока.

Высвечивается слайд 1

Заглавный слайд.

Тема урока: «Политическая культура»

Учитель комментирует содержание слайда:

Политическая культура – это система политических взглядов. знаний и политических чувств, политических оценок, политических традиций, обычаев и норм, существующих в обществе.

Человек с ярко выраженной активной жизненной позицией, умеющий управлять своими эмоциями, ответственный, принимающий посильное участие в политической жизни страны является носителем гражданской политической культуры.

Высвечивается слайд 2.

«История возникновения понятия «Политическая культура»

Учитель комментирует содержание слайда:

Термин «политическая культура» был впервые употреблен в ХVIII в. немецким философом - просветителем И. Гердером, Он определил политическую культуру как выражение целостности жизненных проявлений того или иного народа. Главной характеристикой политической культуры является взаимосвязь, синтез политики и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого понятия:

Шестидесятые годы XX века считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшими импульсами, приведшим к активным исследованиям политической культуры, сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Современный уровень развития человеческой цивилизации требует высокой культуры личности. Особое место здесь занимает политическая культура, как необходимый элемент любой политической системы. Без нее не могут быть организованы политическая жизнь, политические отношения, гражданская жизнь общества.

Высвечивается слайд 3

«Факторы формирования политической культуры»

Учитель комментирует слайд:

– Факторами формирования политической культуры являются знание граждан о политической системе и личное участие граждан в формировании этой системы.

Знания граждан о политической системе начинается с интереса человека к политическим событиям в стране, самостоятельного поиска и анализа информации о политических процессах. Все это приводит к формированию у него собственной точки зрения по тем или иным политическим вопросам. Личное участие граждан в формировании политической системы — это проявление ярко выраженной активной жизненной позиции. Граждане считают, что посильное участие в политической жизни страны, и прежде всего в избирательном процессе, — это не только их право, но и долг, поэтому они чувствуют себя ответственными за состояние дел в обществе, в том числе и во власти, они чувствуют себя гражданами своей страны.

Факторами формирования политической культуры являются:

Знания граждан о политической системе

Личное участие граждан в формировании политической системы

Высвечивается слайд 4.

«Структура политической культуры»

Учитель комментирует содержание слайда:

–Функционирование политических институтов необходимо для формирования активной гражданской политической культуры населения. Особенно большую работу эти институты должны проводить с молодыми и будущими избирателями. Работа с молодежью проводится по многим направлениям, главными из которых являются: правовое воспитание и воспитание ответственной гражданской позиции.

Политическое сознание охватывает как сознательные, так и не всегда осознаваемые человеком предпочтения того или иного типа организации общественной жизни. В этих условиях для демократического государства ключевой задачей становится формирование у молодых людей гражданской политической культуры и на ее основе патриотических чувств.

Политическое поведение это политические действия, политическое участие, политическая деятельность. В рамках программы воспитания политической культуры проводятся форумы молодежи, научно-практические конференции, семинары, конкурсы, викторины, ролевые игры в школах, высших учебных заведениях, подростковых клубах. В работе по правовому обучению молодежи и школьников, в воспитании их активной гражданской позиции активное участие принимают органы государственной власти.

Общим для всех разновидностей демократической политической культуры является ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, политического и идеологического плюрализма, парламентаризма, выборности должностных лиц, контроля за властными структурами. Важной чертой демократического типа политической культуры является господство во всех сферах общественной жизни принципа многообразия. В политической сфере этот принцип выражается в наличии различных политических сил, партий, организаций, группировок, инструментом реализации которых выступает правовое государство. Демократический тип политической культуры предполагает отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности.

Учитель предлагает ответить на вопросы тестов:

Высвечивается слайд 5.

«Элементы политической культуры»

Учитель комментирует содержание слайда:

– Для того. чтобы активно участвовать в политической жизни страны граждане должны иметь представление о необходимых компонентах политической культуры:

Знания, полученные индивидом о политике и политической системе.

От глубины и истинности политических знаний во многом зависит уровень политической культуры.

Эмоциональные ориентации.

Имеется ввиду политические восприятия, переживания, чувства, эмоции по отношению к политической деятельности, политическим лидерам и т.д.

Оценочные ориентации.

Умение оценить политические явления, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.

Политическая практика.

Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.

На основе этих компонентов формируются политические убеждения. принципы, политические интересы и ценности как отдельного человека, так и целой группы людей, социального слоя, населения той или иной страны.

Высвечиваются слайды 6. 7.

«Типы и виды политической культуры»

Комментарии учителя к тексту слайдов:

– Многообразие политических культур привело к необходимости их классификации. Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили три основных, «чистых» типа политической культуры:

а) Патриархальная (традиционная, провинциалистская) политическая культура, для которой характерно отсутствие интереса к политической жизни. Этот тип культуры характерен для африканских племен, местных автономных общин, молодых независимых государств. Подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.

б) Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией индивидов на политические институты, политической сознательностью, которые сочетаются с низкой индивидуальной активностью граждан, их пассивностью и отстраненным отношением к политической системе.

в) Активистская политическая культура (культура участия). Граждане заинтересованы в политическом участии, проявляют высокую политическую активность в деятельности всей политической системы (с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций и т.д.).

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих «чистых типов». В результате образуется три тина смешанных политических культур:

а) патриархально-подданническая политическая культура, которая была характерна для Западной Европы в период становления абсолютных монархий: переход от провинциализма к централизованной политической власти;

б) подданнически-активистская политическая культура, когда значительная часть населения становится активистски настроенной на политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными авторитарным формам и структурам правления; примером может служить политическая культура Великобритании конца XIX - начала XX века;

в) патриархально-активистская политическая кульnура характерна для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической политических культур к активистской.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Алмонд и Верба предложили назвать гражданской культурой. В своей основе это активистская политическая культура, которая интегрирует в себе элементы патриархальной и подданнической культур.

Первоначально такая культура, по их мнению, сложилась в Англии но более характерна для США, где за долгую историю американской демократии сложились следующие ценности, свойственные политической культуре этой страны: индивидуализм (самостоятельность и опора на собственные силы),слабая идеологизированность гражданских позиций, терпимость к людям иных взглядов, приверженность легитимным (законным) формам политического поведения, критичность и взыскательность по отношению к правящим структурам и т.д. Гражданская культура оптимальна для развития демократии и ее стабильности.

Высвечиваются слайд 8.

«Отличие политической культуры от политического сознания»

– Отличие политической культуры от политического сознания и в том, что культура может проявляться на бессознательном уровне и и таким образом представляет собой более широкое понятие. Политическое сознание это сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные политические отношения. Политическое сознание отражает совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партиям Политическое сознание охватывает как сознательные, так и не всегда осознаваемые человеком предпочтения того или иного типа организации общественной жизни. В этих условиях для демократического государства ключевой задачей становится формирование у людей гражданской политической культуры.

Высвечивается слайд 9.

«Характерные черты политической культуры»

Комментарии по слайду учителя:

– Политическая культура личности связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны. Общенациональная культура общества базируется на политических идеях, ценностных ориентациях, нормах поведения и опыте прошлого (традиции, политические символы, политические церемонии, обряды, ритуалы).

Политическая компетентность связана с образованием. Более образованные люди активны в политике. Степень активности политического участия зависит от политической культуры, которая рассматривается на уровне личности и общества. Большую роль в политической культуре личности играют знания научные и житейские. о мире политики, однако здесь большую роль играют стереотипы. Центральное место в структуре политической культуры личности занимают суждения человека о идеалах, разумного общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах. Ориентации формируются знаниями, эмоциями и оценками и нормами политических ценностей.

Политическая культура имеет три характерные составляющие:

Определяет политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Является продуктом естественно-исторического развития общества, результат коллективного политического творчества

Имеет тотальный характер, фиксирует устойчивые повторяющие связи, отношения между элементами политического процесса. Закрепляет политический опыт.

Высвечиваются слайды 10, .11., 12. 13.

«Функции политической культуры. Виды и формы участия в политической жизни».

Учитель комментирует содержание каждого из слайдов:

– Проблема повышения участия граждан в политической жизни имеет очень важное государственное значение и зависит от политической культуры общества соответствующего уровня. Для общества и государства важно, чтобы молодежь вступала во взрослую жизнь подготовленной к тому, чтобы сделать осознанный выбор и выразить свою гражданскую позицию. Для этого, необходимо, чтобы молодежь обладала такими качествами владения политической культуры как: ориентация, идентификация. адаптация. интеграция, коммуникация, социализация. Это поможет молодежи иметь активную гражданскую позицию,

Одной из главных характеристик политической культуры является взаимосвязь, синтез политики и культуры. Исходя из этого, политическая культура это составная часть духовной культуры общества; уровень, характер и содержание политических знаний, которые регулируют политические отношения, а также политическое поведение граждан, их участие в общественно- политической жизни.

Политическая культура - сложное структурное образование. Выделяет следующие компоненты политической культуры:

а) Знания, полученные индивидом о политике и политической системе. От глубины и истинности политических знаний во многом записи! уровень политической культуры.

б) Эмоциональные ориентации: политические восприятия, переживания, чувства, эмоции.

в) Оценочные ориентации; оценка политических явлений, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.

г) Политическая практика. Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.

На основе этих компонентов формируются политические убеждения. принципы, политические интересы и ценности как отдельного человека, так и целой группы людей, социального слоя, населения той или иной страны. Интерес к политике связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают мотивами политического участия. Если не удовлетворены низшие потребности то политическое участие будет определяться не самореализацией, а неудовлетворенными социально - экономическими потребностями.

Высвечиваются слайды 14,15.

«Политическая культура современной России»

Учитель рассказывает учащимся об особенностях становления политической культуры в современной России:

– В настоящее время Россия переживает один из переходных периодов в истории своей государственности. Почти во всех сферах налицо компромисс между старым и новым. Мы долгое время утверждали, что создали в советское время особый тип политической культуры демократический, активистский. Однако это не отвечало реальности. Тоталитарная система привела к деформации политического сознания. Сформировалась фантастическая вера в светлое будущее, вера в авторитет партии, вождей. Политическая культура воспринималась как сумма заученных истин, как знание основных материалов съездов, пленумов КПСС и т.д. Политические знания превращались в догму, в политическое единомыслие. То есть, по сути, в стране был сформирован не демократически-активистский, а тоталитарно-коллективистский тип политической культуры. Для него был характерен низкий уровень самодеятельности и инициативы населения, его явное стремление к культу власти. Человек с раннего детства ощущал безусловную подчиненность своего «я» групповым и коллективным интересам. Жесткий тоталитарный контроль государства исключал любую несанкционированную идеологическую и политическую активность граждан.

Вполне естественно, что политическая культура современной России не может не носить переходного характера. Ее формирование идет под знаком краха тоталитарной политической системы со всеми вытекающими из этого последствиями. Нельзя отрицать влияния на сознание людей идеологических и политических концепций, которые пропагандировались десятки лег. Происходит резкая смена политических ориентации. Необходимо учитывать, что новые политические ценности еще не сложились, а старые подвергаются критической переоценке. К этому прибавляется сложность российских реалий: сосуществование множества национальных и региональных субкультур; неопределенность установок, ориентации на основополагающие ценности; конфликтность: разлом по нескольким линиям - общество и власть, прошлое, настоящее и будущее и т.д.

Для политической культуры современной России характерны:

Многослойность

Традиционно Российские: этатизм. анархизм, соборность, авторитаризм

Советские: идеализм, вождизм, уравнительство.

Постсоветские: индивидуализм, конкуренция, рынок, права и свобода человека.

Гетерогенность

Разделенность на национальные и конфессиональные субкультуры. сильно отличающиеся друг от друга.

Антиномичность

Разделенность на противоположности находящиеся в конфронтации (западники – славянофилы. демократы – патриоты.

Какая же политическая культура доминирует сегодня в нашем обществе? В целом в российском обществе сложилась довольно разнородная политическая культура, которая носит фрагментарный характер. Ссылаясь на М. Вебера, можно утверждать, что политические ориентиры подавляющей части населения носят достаточно четко выраженные черты патриархальной политической культуры. Для нее характерны: слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие, общекультурная неразвитость гражданских позиций, низкая компетентность в управлении обществом и государством и т.д. Часть граждан российского общества исповедуют подданническое отношение к реальной власти, к сильному лидеру. И только в отдельных слоях городского населения, в среде интеллигенции и предпринимателей произошла переориентация в сторону активистской политической культуры. Именно эта часть населения оказывает поддержку демократическим преобразованиям.

В России в настоящее время происходит сложный процесс становления демократической политической культуры. С этой точки зрения главная проблема России найти пути достижения органического единства политической демократии, правового государства, рыночной экономики, исторических традиций российской государственности.

Для российского менталитета традиционным является понимание сущности гражданства и гражданственности как ответственности человека перед государством и обществом. Настоящий гражданин — это человек, движимый стремлением к общему благу, человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг, активно участвующий в общественных делах.

Высвечивается слайд 16.

Заголовок слайда «Краткие выводы по уроку»

Учитель комментирует выводы, сделанные на слайде:

─ Сегодня на уроке, вы познакомились с такими понятиями, как «политическая культура», «политическая самосознание», «типы и виды политической культуры» и особенности становления политической культуры в современной России. Россия – наша Родина. У нее богатая история и высокий культурный уровень. После распада СССР перед народом Российской Федерации встало немало проблем, центральной из которых создание демократической страны. Одними из самых важных завоеваний современной России является многопартийность и создание условий для развития гражданского общества. Но все это будет существовать только на бумаге, если вы, молодые, останетесь равнодушными к общественной жизни, если вместо активной жизненной позиции вами будет избрана позиция равнодушия, безразличия и невмешательства в дела общества. Для того, чтобы активно и осознанно участвовать в общественной жизни своей страны, нужно иметь осознанную гражданскую позицию, что особенно важно для вас молодых. Такая позиция полноправных граждан своей страны невозможна без знания основ гражданской политической культуры. Вам в будущем предстоит жить, работать, выбирать власть, отвечать за все, что будет происходить в стране. Думаю, что это очень важно для вас.

Учитель предлагает учащимся и написать свои выводы и предложения по теме урока в опорном конспекте, благодарит за активное участие в обсуждении темы и предлагает всем написать в качестве домашнего задания эссе на тему «Я гражданин России».

Литература и информационные ресурсы для самостоятельного изучения урока

  • Гражданин современной России/10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Под общ. ред. проф. А.С. Горшкова. – СПб. «Виктория плюс», 2010. – 400 с.
  • Конституция Российской Федерации (1993)
  • Человек и общество. Обществознание/ 11 класс./Под ред. Л.Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой – М. Просвещение 2011.
  • Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2011.
  • Словарь терминов и понятий по обществознанию./автор составитель А.М. Лопухов: вступительное слово А.С Стрельцов. – 5 изд. – М.: Айриспресс. 2011. 448 с.
  • Селиверстов Ю. А. Обществознание. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие. – 5-ое изд., стер. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2006.
  • Википедия — свободная энциклопедия - Wikipedia
  • Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения.

Опорный конспект учащегося

Ученик ___________________________________ Класс __________

Тема «Политическая культура»

План урока:

  • История возникновения политической культуры (периоды возникновения).
  • Понятия политическая культура и политическое сознание.
  • Структура политической культуры.
  • Виды политического сознания.
  • Соотношение политики и сознания.
  • Политическая культура России.

«История возникновения понятия «Политическая культура»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы формирования политической культуры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура политической культуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементы политической культуры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы и виды политической культуры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие политической культуры от политического сознания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характерные черты политической культуры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции политической культуры. Виды и формы участия в политической жизни

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Политическая культура современной России

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Краткие выводы по уроку

Сегодня на уроке я узнал новые понятия:

_________________________________________________________________________________

Мне этот урок нужен для того

__________________________________________________________________________________

Мне урок запомнится (или нет) тем, что______________________________________________________________________________

Я хотел бы еще узнать по этой теме о

_________________________________________________________________________________

Я активно работал на уроке, т.к_

__________________________________________________________________________________

В качестве домашнего задания подготовить эссе на тему «Я гражданин России».

Заполните таблицу правильных ответов на тестовые задания.

варианты ответа

номера тестов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Таблица результатов ответов на тестовые задания

Урок в 11 классе. Обществознание «Политическая культура»

Цели урока:

Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое политическая культура. Показать признаки и роль политической культуры граждан в политической системе общества. Показать отличие политической культуры от политического сознания.

Развивающие: Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности. Содействовать развитию у детей умений общаться;

Воспитательные: Воспитывать у учащихся активную гражданскую позицию и политическую культуру.

Основные понятия: политическая культура, политическое сознание, идеология, политическая система, три уровня соотношения политики и сознания, типы политической культуры.

Оборудование урока: Компьютерная презентация; мультимедийная программа; опорный конспект урока;

Учащиеся должны знать, что такое:

  • политическая культура;
  • элементы политической культуры
  • политическое сознание;
  • типы и виды политической культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить разницу между политической культурой и политическим сознанием;
  • классифицировать типы и виды политической культуры
  • выделять типы личности по их отношению к политическим взглядам.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

У каждого ученика на столе лежат бланки опорного конспекта. Учитель просит учеников записать в опорный конспект фамилию и предлагает ознакомиться с темой и планом урока помещенном в опорном конспекте (см. прилагаемый бланк опорного конспекта).

После просмотра презентации учащиеся должны будут ответить на вопросы по самоконтролю знаний полученных на уроке и вопросы тестов. Результаты ответов на вопросы тестов они должны занести в специальную таблицу опорного конспекта. После проверки ответов по тестам и с учетом правильности ответов на вопросы по самоконтролю знаний учащимся будут выставлены оценки.

Далее учитель подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.

─ При изучении обществознания, вы познакомились с понятиями «человек», «общество», «мораль», «право», «политика», «государство». Вы узнали о том, что такое человеческая деятельность, каковы ее основные формы, что такое современное общество и какова его структура. Но для того, чтобы активно и осознанно участвовать в общественной жизни своей страны, нужно иметь осознанную гражданскую позицию, что особенно важно для вас молодых. Такая позиция невозможна без знания основ гражданской политической культуры. Что такое политическая культура? Когда появились термины политическая культура и политическое сознание? В чем особенности политической культуры в современной России? На эти вопросы мы ответим сегодня в ходе проведения урока.

Высвечивается слайд 1

Заглавный слайд.

Тема урока: «Политическая культура»

Учитель комментирует содержание слайда:

Политическая культура – это система политических взглядов. знаний и политических чувств, политических оценок, политических традиций, обычаев и норм, существующих в обществе.

Человек с ярко выраженной активной жизненной позицией, умеющий управлять своими эмоциями, ответственный, принимающий посильное участие в политической жизни страны является носителем гражданской политической культуры.

Высвечивается слайд 2.

«История возникновения понятия «Политическая культура»

Учитель комментирует содержание слайда:

Термин «политическая культура» был впервые употреблен в ХVIII в. немецким философом - просветителем И. Гердером, Он определил политическую культуру как выражение целостности жизненных проявлений того или иного народа. Главной характеристикой политической культуры является взаимосвязь, синтез политики и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого понятия:

Шестидесятые годы XX века считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшими импульсами, приведшим к активным исследованиям политической культуры, сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Современный уровень развития человеческой цивилизации требует высокой культуры личности. Особое место здесь занимает политическая культура, как необходимый элемент любой политической системы. Без нее не могут быть организованы политическая жизнь, политические отношения, гражданская жизнь общества.

Высвечивается слайд 3

«Факторы формирования политической культуры»

Учитель комментирует слайд:

– Факторами формирования политической культуры являются знание граждан о политической системе и личное участие граждан в формировании этой системы.

Знания граждан о политической системе начинается с интереса человека к политическим событиям в стране, самостоятельного поиска и анализа информации о политических процессах. Все это приводит к формированию у него собственной точки зрения по тем или иным политическим вопросам. Личное участие граждан в формировании политической системы — это проявление ярко выраженной активной жизненной позиции. Граждане считают, что посильное участие в политической жизни страны, и прежде всего в избирательном процессе, — это не только их право, но и долг, поэтому они чувствуют себя ответственными за состояние дел в обществе, в том числе и во власти, они чувствуют себя гражданами своей страны.

Факторами формирования политической культуры являются:

Знания граждан о политической системе

Личное участие граждан в формировании политической системы

Высвечивается слайд 4.

«Структура политической культуры»

Учитель комментирует содержание слайда:

–Функционирование политических институтов необходимо для формирования активной гражданской политической культуры населения. Особенно большую работу эти институты должны проводить с молодыми и будущими избирателями. Работа с молодежью проводится по многим направлениям, главными из которых являются: правовое воспитание и воспитание ответственной гражданской позиции.

Политическое сознание охватывает как сознательные, так и не всегда осознаваемые человеком предпочтения того или иного типа организации общественной жизни. В этих условиях для демократического государства ключевой задачей становится формирование у молодых людей гражданской политической культуры и на ее основе патриотических чувств.

Политическое поведение это политические действия, политическое участие, политическая деятельность. В рамках программы воспитания политической культуры проводятся форумы молодежи, научно-практические конференции, семинары, конкурсы, викторины, ролевые игры в школах, высших учебных заведениях, подростковых клубах. В работе по правовому обучению молодежи и школьников, в воспитании их активной гражданской позиции активное участие принимают органы государственной власти.

Общим для всех разновидностей демократической политической культуры является ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, политического и идеологического плюрализма, парламентаризма, выборности должностных лиц, контроля за властными структурами. Важной чертой демократического типа политической культуры является господство во всех сферах общественной жизни принципа многообразия. В политической сфере этот принцип выражается в наличии различных политических сил, партий, организаций, группировок, инструментом реализации которых выступает правовое государство. Демократический тип политической культуры предполагает отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности.

Учитель предлагает ответить на вопросы тестов:

Высвечивается слайд 5.

«Элементы политической культуры»

Учитель комментирует содержание слайда:

– Для того. чтобы активно участвовать в политической жизни страны граждане должны иметь представление о необходимых компонентах политической культуры:

Знания, полученные индивидом о политике и политической системе.

От глубины и истинности политических знаний во многом зависит уровень политической культуры.

Эмоциональные ориентации.

Имеется ввиду политические восприятия, переживания, чувства, эмоции по отношению к политической деятельности, политическим лидерам и т.д.

Оценочные ориентации.

Умение оценить политические явления, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.

Политическая практика.

Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.

На основе этих компонентов формируются политические убеждения. принципы, политические интересы и ценности как отдельного человека, так и целой группы людей, социального слоя, населения той или иной страны.

Высвечиваются слайды 6. 7.

«Типы и виды политической культуры»

Комментарии учителя к тексту слайдов:

– Многообразие политических культур привело к необходимости их классификации. Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили три основных, «чистых» типа политической культуры:

а) Патриархальная (традиционная, провинциалистская) политическая культура, для которой характерно отсутствие интереса к политической жизни. Этот тип культуры характерен для африканских племен, местных автономных общин, молодых независимых государств. Подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.

б) Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией индивидов на политические институты, политической сознательностью, которые сочетаются с низкой индивидуальной активностью граждан, их пассивностью и отстраненным отношением к политической системе.

в) Активистская политическая культура (культура участия). Граждане заинтересованы в политическом участии, проявляют высокую политическую активность в деятельности всей политической системы (с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций и т.д.).

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих «чистых типов». В результате образуется три тина смешанных политических культур:

а) патриархально-подданническая политическая культура, которая была характерна для Западной Европы в период становления абсолютных монархий: переход от провинциализма к централизованной политической власти;

б) подданнически-активистская политическая культура, когда значительная часть населения становится активистски настроенной на политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными авторитарным формам и структурам правления; примером может служить политическая культура Великобритании конца XIX - начала XX века;

в) патриархально-активистская политическая кульnура характерна для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической политических культур к активистской.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Алмонд и Верба предложили назвать гражданской культурой. В своей основе это активистская политическая культура, которая интегрирует в себе элементы патриархальной и подданнической культур.

Первоначально такая культура, по их мнению, сложилась в Англии но более характерна для США, где за долгую историю американской демократии сложились следующие ценности, свойственные политической культуре этой страны: индивидуализм (самостоятельность и опора на собственные силы),слабая идеологизированность гражданских позиций, терпимость к людям иных взглядов, приверженность легитимным (законным) формам политического поведения, критичность и взыскательность по отношению к правящим структурам и т.д. Гражданская культура оптимальна для развития демократии и ее стабильности.

Высвечиваются слайд 8.

«Отличие политической культуры от политического сознания»

– Отличие политической культуры от политического сознания и в том, что культура может проявляться на бессознательном уровне и и таким образом представляет собой более широкое понятие. Политическое сознание это сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные политические отношения. Политическое сознание отражает совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партиям Политическое сознание охватывает как сознательные, так и не всегда осознаваемые человеком предпочтения того или иного типа организации общественной жизни. В этих условиях для демократического государства ключевой задачей становится формирование у людей гражданской политической культуры.

Высвечивается слайд 9.

«Характерные черты политической культуры»

Комментарии по слайду учителя:

– Политическая культура личности связана с политической культурой общества, которая формируется под влиянием общей культуры страны. Общенациональная культура общества базируется на политических идеях, ценностных ориентациях, нормах поведения и опыте прошлого (традиции, политические символы, политические церемонии, обряды, ритуалы).

Политическая компетентность связана с образованием. Более образованные люди активны в политике. Степень активности политического участия зависит от политической культуры, которая рассматривается на уровне личности и общества. Большую роль в политической культуре личности играют знания научные и житейские. о мире политики, однако здесь большую роль играют стереотипы. Центральное место в структуре политической культуры личности занимают суждения человека о идеалах, разумного общественного устройства, способах его достижения, политических механизмах. Ориентации формируются знаниями, эмоциями и оценками и нормами политических ценностей.

Политическая культура имеет три характерные составляющие:

Определяет политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Является продуктом естественно-исторического развития общества, результат коллективного политического творчества

Имеет тотальный характер, фиксирует устойчивые повторяющие связи, отношения между элементами политического процесса. Закрепляет политический опыт.

Высвечиваются слайды 10, .11., 12. 13.

«Функции политической культуры. Виды и формы участия в политической жизни».

Учитель комментирует содержание каждого из слайдов:

– Проблема повышения участия граждан в политической жизни имеет очень важное государственное значение и зависит от политической культуры общества соответствующего уровня. Для общества и государства важно, чтобы молодежь вступала во взрослую жизнь подготовленной к тому, чтобы сделать осознанный выбор и выразить свою гражданскую позицию. Для этого, необходимо, чтобы молодежь обладала такими качествами владения политической культуры как: ориентация, идентификация. адаптация. интеграция, коммуникация, социализация. Это поможет молодежи иметь активную гражданскую позицию,

Одной из главных характеристик политической культуры является взаимосвязь, синтез политики и культуры. Исходя из этого, политическая культура это составная часть духовной культуры общества; уровень, характер и содержание политических знаний, которые регулируют политические отношения, а также политическое поведение граждан, их участие в общественно- политической жизни.

Политическая культура - сложное структурное образование. Выделяет следующие компоненты политической культуры:

а) Знания, полученные индивидом о политике и политической системе. От глубины и истинности политических знаний во многом записи! уровень политической культуры.

б) Эмоциональные ориентации: политические восприятия, переживания, чувства, эмоции.

в) Оценочные ориентации; оценка политических явлений, суждения, мнения относительно политических объектов и субъектов.

г) Политическая практика. Ее содержанием являются политические поступки, межгрупповые, межличностные политические отношения, политические речи, выступления и т.д.

На основе этих компонентов формируются политические убеждения. принципы, политические интересы и ценности как отдельного человека, так и целой группы людей, социального слоя, населения той или иной страны. Интерес к политике связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают мотивами политического участия. Если не удовлетворены низшие потребности то политическое участие будет определяться не самореализацией, а неудовлетворенными социально - экономическими потребностями.

Высвечиваются слайды 14,15.

«Политическая культура современной России»

Учитель рассказывает учащимся об особенностях становления политической культуры в современной России:

– В настоящее время Россия переживает один из переходных периодов в истории своей государственности. Почти во всех сферах налицо компромисс между старым и новым. Мы долгое время утверждали, что создали в советское время особый тип политической культуры демократический, активистский. Однако это не отвечало реальности. Тоталитарная система привела к деформации политического сознания. Сформировалась фантастическая вера в светлое будущее, вера в авторитет партии, вождей. Политическая культура воспринималась как сумма заученных истин, как знание основных материалов съездов, пленумов КПСС и т.д. Политические знания превращались в догму, в политическое единомыслие. То есть, по сути, в стране был сформирован не демократически-активистский, а тоталитарно-коллективистский тип политической культуры. Для него был характерен низкий уровень самодеятельности и инициативы населения, его явное стремление к культу власти. Человек с раннего детства ощущал безусловную подчиненность своего «я» групповым и коллективным интересам. Жесткий тоталитарный контроль государства исключал любую несанкционированную идеологическую и политическую активность граждан.

Вполне естественно, что политическая культура современной России не может не носить переходного характера. Ее формирование идет под знаком краха тоталитарной политической системы со всеми вытекающими из этого последствиями. Нельзя отрицать влияния на сознание людей идеологических и политических концепций, которые пропагандировались десятки лег. Происходит резкая смена политических ориентации. Необходимо учитывать, что новые политические ценности еще не сложились, а старые подвергаются критической переоценке. К этому прибавляется сложность российских реалий: сосуществование множества национальных и региональных субкультур; неопределенность установок, ориентации на основополагающие ценности; конфликтность: разлом по нескольким линиям - общество и власть, прошлое, настоящее и будущее и т.д.

Для политической культуры современной России характерны:

Многослойность

Традиционно Российские: этатизм. анархизм, соборность, авторитаризм

Советские: идеализм, вождизм, уравнительство.

Постсоветские: индивидуализм, конкуренция, рынок, права и свобода человека.

Гетерогенность

Разделенность на национальные и конфессиональные субкультуры. сильно отличающиеся друг от друга.

Антиномичность

Разделенность на противоположности находящиеся в конфронтации (западники – славянофилы. демократы – патриоты.

Какая же политическая культура доминирует сегодня в нашем обществе? В целом в российском обществе сложилась довольно разнородная политическая культура, которая носит фрагментарный характер. Ссылаясь на М. Вебера, можно утверждать, что политические ориентиры подавляющей части населения носят достаточно четко выраженные черты патриархальной политической культуры. Для нее характерны: слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие, общекультурная неразвитость гражданских позиций, низкая компетентность в управлении обществом и государством и т.д. Часть граждан российского общества исповедуют подданническое отношение к реальной власти, к сильному лидеру. И только в отдельных слоях городского населения, в среде интеллигенции и предпринимателей произошла переориентация в сторону активистской политической культуры. Именно эта часть населения оказывает поддержку демократическим преобразованиям.

В России в настоящее время происходит сложный процесс становления демократической политической культуры. С этой точки зрения главная проблема России найти пути достижения органического единства политической демократии, правового государства, рыночной экономики, исторических традиций российской государственности.

Для российского менталитета традиционным является понимание сущности гражданства и гражданственности как ответственности человека перед государством и обществом. Настоящий гражданин — это человек, движимый стремлением к общему благу, человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг, активно участвующий в общественных делах.

Высвечивается слайд 16.

Заголовок слайда «Краткие выводы по уроку»

Учитель комментирует выводы, сделанные на слайде:

─ Сегодня на уроке, вы познакомились с такими понятиями, как «политическая культура», «политическая самосознание», «типы и виды политической культуры» и особенности становления политической культуры в современной России. Россия – наша Родина. У нее богатая история и высокий культурный уровень. После распада СССР перед народом Российской Федерации встало немало проблем, центральной из которых создание демократической страны. Одними из самых важных завоеваний современной России является многопартийность и создание условий для развития гражданского общества. Но все это будет существовать только на бумаге, если вы, молодые, останетесь равнодушными к общественной жизни, если вместо активной жизненной позиции вами будет избрана позиция равнодушия, безразличия и невмешательства в дела общества. Для того, чтобы активно и осознанно участвовать в общественной жизни своей страны, нужно иметь осознанную гражданскую позицию, что особенно важно для вас молодых. Такая позиция полноправных граждан своей страны невозможна без знания основ гражданской политической культуры. Вам в будущем предстоит жить, работать, выбирать власть, отвечать за все, что будет происходить в стране. Думаю, что это очень важно для вас.

Учитель предлагает учащимся и написать свои выводы и предложения по теме урока в опорном конспекте, благодарит за активное участие в обсуждении темы и предлагает всем написать в качестве домашнего задания эссе на тему «Я гражданин России».

Литература и информационные ресурсы для самостоятельного изучения урока

  • Гражданин современной России/10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Под общ. ред. проф. А.С. Горшкова. – СПб. «Виктория плюс», 2010. – 400 с.
  • Конституция Российской Федерации (1993)
  • Человек и общество. Обществознание/ 11 класс./Под ред. Л.Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой – М. Просвещение 2011.
  • Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2011.
  • Словарь терминов и понятий по обществознанию./автор составитель А.М. Лопухов: вступительное слово А.С Стрельцов. – 5 изд. – М.: Айриспресс. 2011. 448 с.
  • Селиверстов Ю. А. Обществознание. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие. – 5-ое изд., стер. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2006.
  • Википедия — свободная энциклопедия - Wikipedia
  • Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения.

Опорный конспект учащегося

Ученик ___________________________________ Класс __________

Тема «Политическая культура»

План урока:

  • История возникновения политической культуры (периоды возникновения).
  • Понятия политическая культура и политическое сознание.
  • Структура политической культуры.
  • Виды политического сознания.
  • Соотношение политики и сознания.
  • Политическая культура России.

«История возникновения понятия «Политическая культура»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы формирования политической культуры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура политической культуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементы политической культуры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы и виды политической культуры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие политической культуры от политического сознания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характерные черты политической культуры

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции политической культуры. Виды и формы участия в политической жизни

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Политическая культура современной России

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Краткие выводы по уроку

Сегодня на уроке я узнал новые понятия:

_________________________________________________________________________________

Мне этот урок нужен для того

__________________________________________________________________________________

Мне урок запомнится (или нет) тем, что______________________________________________________________________________

Я хотел бы еще узнать по этой теме о

_________________________________________________________________________________

Я активно работал на уроке, т.к_

__________________________________________________________________________________

В качестве домашнего задания подготовить эссе на тему «Я гражданин России».

Заполните таблицу правильных ответов на тестовые задания.

варианты ответа

номера тестов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Таблица результатов ответов на тестовые задания

Скачать конспект

Сообщить об ошибке