Содержание
-
Правовая культура
Право, 10 класс ©Аминов А. М., 2011
-
1. Понятие правовой культуры. 2. Структура правовой культуры общества. 3. Правовая культура личности. 4. Правосознание. 5. Качество правовой культуры. 6. Повторение (схемы). 7. Домашнее задание. План урока
-
1. Понятие правовой культуры.
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство является неотъемлемым элементом культуры. Понятие правовая культура употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельном человеке. Правовая культура общества – исторически сложившаяся систе-ма духовно-нравственных и пра-вовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности. Без формирования и развития правовой культуры общества невозможно построить правовое государство.
-
2. Структура правовойкультуры общества.
Состояние самого права, его сущность и содержание. Уровень общественного правосознания (о нем пойдет речь в специальном пункте данной темы). Эффективность деятельности правовых органов и учреждений (парламента, судов, правительства, правоохранительных органов и др.). Уровень правотворческой деятельности (правотворчества, законотворчества) и правореали-зации. Состояние законности и прочность правопорядка. Законопослушность граждан и должностных лиц.
-
3. Правовая культура личности.
Элементы правовой культуры: правовые знания (знание своих основных прав и свобод, того, как их отстаивать, как устроено государ-ство, как оно функционирует и др.); правосознание, уважение к праву(правовые чувства, чувство спра-ведливости, жизненные принципы, кото-рые не позволяют человеку нарушать закон и права других людей; привычка к законопослушному поведению); правовая активность (способ-ность отстаивать свои законные права, останавливать других людей от нару-шений закона, помогать правоохрани-тельным органам остановить преступ-ление, утверждать правопорядок в стране, городе и т.д.). Фундаментом правовой культу-ры является нравственная и политическая культура.
-
4. Правосознание.
Правосознание – это сово- купность идей, представле- ний, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву. Уровни правосознания: обыденное (массовые представле-ния людей о праве, связанные с повсе-дневным опытом правоотношений; оно характерно для обычных людей, не обла-дающих особыми познаниями в праве); профессиональное (складывает-ся в ходе профессиональной подготовки и характерно для юристов: судей, адво-катов, прокуроров, полицейских и др.); научное (свойственно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют и развивают право).
-
Виды правосознания: индивидуальное (формиру- ется у конкретного человека); групповое (показывает осо- бенности восприятия правовой реальности отдельными соци- альными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.); общественное(отражаетвзгляды и отношение к праву общества в целом). Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек: признает необходимость права, соблю- дает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха, уважительно относит- ся к правам других людей.
-
5. Качество правовой культуры.
Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются: правовая безграмотность (незнание или плохое знание норм права); правовой нигилизм (потеря веры в регулирующую силу права, разочарова-ние в его социальной роли); правовой цинизм(готовность и умение использовать знание права для совершения преступных деяний, что характерно для асоциальных и криминальных субъектов).
-
П о в т о р и м : Компоненты правовой культуры личности Правовые знания Правосознание Правовая активность Структура правовой культуры общества Состояние права Уровень правосознания Эффективность деятель- ности правовых органов и учреждений Уровень правотворческой деятельности Состояние законности и правопорядка Законопослушность граждан Уровни правосознания Обыденное Профессиональное Научное Виды правосознания Индивидуальное Общественное Групповое
-
Домашнее задание: §69,70
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.