Содержание
-
Урок № 23. Тема: «Проблемы одиночества»
Тема: «Проблемы одиночества»
-
Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам, кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно. И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им - грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу, возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то, что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не замечает корысти своего «друга»».- «Все они такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок.Но с каждым днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал, он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной ветер...Вопросы к классу:- О чем притча?- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- роль одиночества в формировании личности подростка;
- противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка.
Знать:
- термины и понятия «одиночество», «депрессия», «суицид»;
- причины, которые приводят подростка к одиночеству;
- современные трактовки психологической науки о влиянии одиночества на поведение подростков.
Уметь:
- давать характеристику явлению одиночества;
- составлять портрет одинокого подростка;
- определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Одиночество.2. Одиночество: «против» и «за».3. Практическая часть.
-
Введение в новый материал
- Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
- Попробуем и мы исследовать это явление…
-
1. Одиночество
- В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.
- Задание: продолжите фразу: «Одиночество – это…»
-
Действительно, для одних одиночество — результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
- Как вы считаете, тема одиночества является важной для обсуждения?- Как часто подросток ощущает себя одиноким?
-
Задание:
- «Нарисуйте» портрет одинокого подростка.
-
Одинокий подросток:
- Замкнутый, погруженный в себя
- Неудачник
- Никому не нужен
- Незаметный домосед
- Обиженный
- Грустный, печальный
- Несчастный
- Не умеет общаться
- Не любит шумные кампании
- Нет настоящих друзей
-
- Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью. Правда, некоторые отметили романтизм и непохожесть на других.
- Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков.
-
Причины одиночества:
- Непонимание со стороны близкого окружения человека, которое не хочет его принимать.
- Собственная неуверенность.
- Неумение общаться.
- Глобальная переоценка ценностей, происходящей в обществе.
- Нарушение глубинных социально-психологических связей взрослых и детей.
- Предательство.
- Несчастная любовь.
- Острый дефицит внимания и уважения к молодежи.
- Жизнь в мегаполисах, где уделяется мало внимания отдельным личностям.
-
Задумаемся…
- Как вы думаете, когда впервые человек чаще всего начинает ощущать одиночество?
- Как меняется это чувство с возрастом?
-
Делаем выводы…
- Да, действительно, одиночество впервые появляется в юности. Зрелость обычно укрепляет личностное «я», предоставляет психике больше возможностей переключиться на другие переживания и сильнее привязывает к реальности. В зрелом возрасте человек занят делом, у него множество контактов и активное взаимодействие с людьми, менее глубокие связи и меньше эмоциональных привязанностей. Но к старости одиночество вновь набирает силу.
-
2. Одиночество: «против» и «за»
Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за».
Задание: условно поделитесь на две группы.
- Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления.
- Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого.
Работу презентуйте.
-
Негативные последствия одиночества
Негативные последствия одиночества
- Первая ловушка одиночества – это чрезмерные требования и негативное отношение к самому себе
- Вторая ловушка – чувство собственной важности, значимости, исключительности
- Возникает сильный страх неудачи, и человек замыкается в себе. Он не пытается искать новых друзей, не желая вновь испытывать боль, вновь оказаться непринятым
- Одиночество и депрессия (подавленность, угнетенность) – две стороны медали
- Самое страшное последствие – самоубийство – суицид
-
Позитивные последствия одиночества
- Неотъемлемая часть становления индивидуальности человека
- Выполняет функцию стабилизации психофизического состояния
- Выполняет функцию творчества и самосовершенствования
- «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». А. Шопенгауэр
- Выполняет функцию становления саморегуляции
- Выполняет функцию защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий
-
Задумаемся…
- Что делать человеку, желающему избавиться от одиночества и пойти навстречу другим людям?
-
Советы психолога:
1.Уточнить свое представление о самом себе. Внутренний образ замкнутого и необщительного человека не дает возможность выбирать другие стратегии поведения. Когда человек вырабатывает другое представление о себе, он может тренировать новые модели поведения. С этой целью возможно обращение к психотерапевту.2.Преодолеть свой страх перед знакомством с другими людьми, перестать волноваться из-за того, что могут подумать другие люди о вас.3.Научиться активно устанавливать контакты с другими людьми, а также выстраивать и поддерживать эмоционально теплые взаимоотношения.4.Перестать считать себя слишком "важным" и "значимым" для окружающих людей (а также "слишком умным", "успешным", "красивым", "обеспеченным", либо "недостаточно умным", "успешным" для того, чтобы общаться).5.Изучить правила бесконфликтного общения, приобрести навыки грамотного решения конфликтных ситуаций.
-
Подведение итогов
- Кто-то из мудрых написал следующие строки: одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту якобы болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить, худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящим в небо может оказаться любой из нас, и каково ему сейчас, мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря наверх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа.
- Помни: ты не один…Помните об этом…
-
Домашнее задание:
Выучить § 21 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: опишите одинокого подростка.
- 2 вариант: продолжите фразу: «Подросток чувствует себя одиноким, когда…». Ответ аргументируйте.
- 3 вариант: придумайте притчу об одиночестве.
-
Желаю успеха!
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.