Содержание
-
Интегрированный урок обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» Подготовила и провела учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г.Новошахтинска Урянская А.Ю., консультативное выступление психолога МБОУ СОШ №7 г.Новошахтинска Сиденко Я.В.
-
Урок обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер Цели: формирование теоретических представлений о темпераменте изучение собственного темперамента. воспитание своего характера Задачи: добиться понимания термина «темперамент» научить выделять основные типы темперамента научить учитывать свой темперамент при учебной и игровой деятельности обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера
-
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Перечислите основные физиологические изменения у подростков. Объясните смысл пословиц. Не родись красивой, а родись счастливой. С лица воды не пить.
-
Изучение нового материала: Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Психологический портрет личности включает основные свойства: Темперамент Характер Способности Интеллект Чувства Эмоции
-
Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.
Посмотрите, как бурно переживает болельщик победу своей хоккейной команды. «Наверное, он холерик», - думаем мы. Когда тот же мальчик спокойно, не торопясь готовит уроки, нам кажется, что он флегматик. Но вот он демонстрирует свою общительность. «Это настоящий сангвиник», - хочется сказать нам. А когда в классе, не ответив на вопрос учителя, мальчик идёт за парту с унылым видом, его легко принять за меланхолика.
-
Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») - флегматиком. Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») - холериком. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») - сангвиником. Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») - меланхоликом.
-
Холерик
Желчен и лицом желто-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «чёрт знает как холодно», а летом «чёрт знает как жарко...». Шуток не понимает. Всё терпеть не может.
-
Они холерики
Суворов А.В. Пётр I Пушкин А.С.
-
Сангвиник
Все впечатления действуют на него легко и быстро; Почтовый ящик юмористических журналов выдуман исключительно для одних только сангвиников; Постоянен в своем непостоянстве; Спит до двенадцати часов, ложится в неопределенное время; Сангвиники - шалопаи, прохвосты и брандахлысты; С родней в ссоре; Врет напропалую; Ужасно любит скандалы и любительские спектакли; В оркестре он - первая скрипка
-
Они сангвиники
Бонапарт Н. Герцен А.И.
-
Флегматик
Наружность самая обыкновенная, топорная; Вечно серьезен, потому что лень смеяться; Ест когда угодно и что угодно; Фраза «Чепуха чепух и всяческая чепуха» выдумана флегматиком; В оркестре он – контрабас. Женщина-флегматик - это слезливая, пучеглазая, толстая, сдобная немка. Похожа на куль с мукою. Быть тещей - ее идеал.
-
Они флегматики
Кутузов М.И. Крылов И.А. И. Ньютон
-
Меланхолик
Склонен к ипохондрии; Думает, что слаб грудью и нервен, а потому ежедневно пьет жизненный эликсир; С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих ближних, что валериановые капли ему уже не помогают... Знахари, знахарки, шептуны - первые его благодетели; Шубу надевает в сентябре, снимает в мае; В каждой собаке подозревает бешенство; Женится на сиротке; Тещу, если она у него есть, величает прекраснейшей и мудрейшей особой; Страдает слезотечением и кошмарами; На службе не особенно счастлив; В оркестре он — флейта и виолончель;
-
Они меланхолики
Лермонтов М.Ю. Чайковский П.И. Гоголь Н.В.
-
Игра «Ассоциации»
Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и: временами года; природными явлениями; стихиями; основными цветами восьмицветного теста М. Люшера.
-
- Веселая - энергичная - подвижная - возбудимая - настойчивая - общительная - раздражительная - не умеющая сдерживать свои эмоции ХОЛЕРИК Давайте вспомнимсказочных героев из известных мультфильмов!
-
Жизнелюб и оптимист Охотно рискует и идет на компромиссы Быстро адаптируется Любознателен Живая речь Часто меняет надоевшие занятия Впечатлительный Довольно легко примеряется со своими неудачами и неприятностями Продуктивен в работе, когда ему интересно, и безразличен, если ему не интересно САНГВИНИК
-
малоподвижный спокойный терпеливый мудрый миролюбивый осмотрительный исполнительный сосредоточенный внимательный в меру общительный ФЛЕГМАТИК
-
впечатлительный ранимый робкий обидчивый плаксивый необщительный тревожный нерешительный застенчивый отзывчивый богатый внутренний мир сдержанный интуитивный МЕЛАНХОЛИК
-
Любая группа людей работает эффективнее, если в ней есть представители всех темпераментов Меланхоликипервыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
-
Консультативное выступление психолога МБОУ СОШ №7 Сиденко Я.В.Психотехнические упражнения, направленные на развитие личности
помогут при работе над собой; усилят ваши положительные стороны темперамента; постепенно нейтрализуют ваши слабости. для холерического типа для сангвинического типа для флегматического типа для меланхолического типа
-
Черты характера
Это индивидуально привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Выделены несколько групп черт: 1. Выражающие отношение к труду; к другим; к себе; к вещам, предметам. 2. Волевые черты, заключающиеся в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость). 3. Эмоциональные черты, отражающие непосредственность, спонтанность регулирования поведения (импульсивность). 4. Интеллектуальные черты, выражающие особенности умственных способностей (любознательность, вдумчивость, рассудительность). БАЗИСНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Сильный Упрямый Ранимый Капризный
-
Место характера в структуре личности
Характер – это своеобразный инструмент, фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующая в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. (А.Г.Асмолов) О характере человека принято говорить в тех случаях, когда проявляются, с одной (положительной) стороны, такие качества, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость; с другой (отрицательной) стороны — лень, безответственность, пассивность, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность. Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.
-
Психологический механизм формирования характера
Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера.
-
Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является ее общественная направленность, непосредственно связанная с мировоззрением. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее смешение частей) - совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека. Характер (греч. character - печать, черта, особенность) - совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. Советуем запомнить. Подведем итоги. Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета. Д/З: п.5, написать мини- сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от….»
-
ЛИТЕРАТУРА Были использованы элементы презентации учителя Ласточкина Э.А. республика Марий Эл. 1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. 2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997. 4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. 5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989. 6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. 7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. 8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970. 9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.