Содержание
-
Ранние формы религии
«Не то, что мните вы ,природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Ф. Тютчев
-
- Вспомните, что вы знаете о синкретизме первобытной культуры?
Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчленённость в нём основных форм художественного творчества: изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д.
Но гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью,
с магическими обрядами, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание.
-
Синкретизм первобытной культуры
Первобытная культура
- Магия
- Труд
- Искусство
-
Первобытная магия
Магия – одна из основных и древнейших форм первобытной религии. К помощи магии первобытный человек прибегал с целью добиться успеха в жизненно важной деятельности.
Магия (от греческого слова «колдовство») – это совершение определённых обрядовых действий, которые должны повлечь за собой те или иные события в окружающем мире.
В центре ритуала был колдун-заклинатель, одевавшийся в личину того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.
-
Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных и деревянных музыкальных инструментах.
Древнейшая флейта из полой кости грифа. 40-35 тыс. до н.э.
-
Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. До наших дней сохранились следы обрядов, во время которых символическое изображение зверя поражалось охотничьим оружием.
-
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. Для них использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери – воплощения плодородия земли и живых существ.
Венера из Виллендорфа
-
-
Тотемизм
На языке североамериканских индейцев слово «ототем» буквально означает «его род».Тотем – это растение или, чаще, животное, которое первобытный человек считал своим реальным предком, и от которого зависели жизнь и благополучие как его самого, так и рода в целом. Тотемизм – вера в фантастическое родство между группами людей и определёнными тотемами.
Тотемные столбы
-
Анимизм
Другим древнейшим видом религиозных верований был анимизм (от латинского слова «дух, душа») – вера в душу и духов.
- Первобытные люди наделяли душой не только человека, но и весь окружающий мир.
- По отношению к человеку духи могли быть добрыми и злыми, благожелательными и неблагожелательными. Чтобы заслужить их расположение, им приносились жертвы.
- Злые духи поедают человеческую душу. Копия чукотского рисунка
- Принесение пищи умершим
-
С представлениями о душе связывались так называемые чуринги – священные каменные или деревянные пластинки с нанесёнными на них магическими знаками, которые считались вместилищем души.
-
Фетишизм
Всем ранним формам религии присуще явление фетишизма (фетиш – зачарованная вещь). Фетишизм – поклонение неодушевлённым предметам, которые почитаются, как покровительствующие человеку, приносящие счастье, успех, оберегающие от болезней, опасностей и т.п.
Фетиш из Лоанго. Конго
-
Шаманизм
Посредничество между миром духов и миром людей осуществляли особые люди – шаманы (колдуны, маги). Считалось, что с помощью камлания шаман может обеспечить успех на охоте, повлиять на урожай, вылечить от болезни, предсказать будущее, проводить умерших в потусторонний мир.
Бубен шамана
-
-
«Первых богов на земле создало чувство страха».
Лукреций Кар
«Мы боимся! Мы боимся непогоды, с которой должны бороться, вырывая пищу у земли и моря. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около себя. Мы боимся мёртвых людей и душ зверей убитых на лове. Вот почему предки наши вооружались старыми житейскими правилами, выработанными мудростью и опытом поколений…»
Рассказ одного эскимоса
-
Источники информации
Религии мира: история, культура, вероучение / под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006
Энциклопедия для детей. Т 6. Ч.1. Религии мира. – М.: Аванта+, 2000
Басинова Д.А. Древние религии. – С.-Петербург: ТОО «Веды»,1993
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.