Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация "Справедливость" знакомит учеников с понятие справедливости, ее воздействием на людей, рассказывает о моральных качествах справедливого человека и учит анализировать собственные и чужие поступки с позиции справедливости. Приведены афоризмы о справедливости.
познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
формировать моральные правила справедливого человека.
Задачи урока:
познакомить с понятием справедливости;
развивать умения анализировать поступки;
формировать умение совместно работать в группе.
обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
воспитание в детях чувства справедливости.
развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Слайд 4
Корзина идей
Слайд 5
Стол переговоров
Слайд 6
Притча от Леонардо да Винчи. «Справедливость»
- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
Вывод
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Слайд 10
В чем может проявляться справедливость?
А что значит быть справедливым?
Слайд 11
Толковые словари
Слайд 12
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду-
Была правда,
Всяк правды ищет,
Не ищи правды в других,
Хлеб-соль кушай,
В ком добра нет,
в том и правды мало.
правду и делай.
да в лес ушла.
да не всяк её творит.
а правду слушай.
коли в тебе её нет.
Слайд 13
Афоризмы
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.(У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости.(Неизвестный автор)
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).
Слайд 14
Проверка работы групп
Слайд 15
Справедливость
Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
Слайд 16
Справедливость – правда правосудия.
Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте.Толковый словарь Даля В.И.
Слайд 17
Пословицы и поговорки
Говоришь правду -
Была правда,
Всяк правды ищет,
Не ищи правды в других,
Хлеб-соль кушай,
В ком добра нет,
в том и правды мало.
правду и делай.
да в лес ушла.
да не всяк её творит.
а правду слушай.
коли в тебе её нет.
Слайд 18
Цицерон о справедливости
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Слайд 19
Аристотель о справедливости
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Слайд 20
Демокрит
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).
Слайд 21
Слайд 22
Обсуждение ситуации в рассказе
Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
Справедливо ли мама наказала Иринку?
Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Слайд 23
Пословицы и поговорки
Говоришь правду -
Была правда,
Всяк правды ищет,
Не ищи правды в других,
Хлеб-соль кушай,
В ком добра нет,
в том и правды мало.
правду и делай.
да в лес ушла.
да не всяк её творит.
а правду слушай.
коли в тебе её нет.
Слайд 24
Вывод
Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Слайд 25
Р. Киплинг, английский писатель
Владей собой среди толпы смятенной.Тебя клянущей за смятенье всех.Верь сам в себя наперекор ВселеннойИ маловерным отпусти их грех.Пусть час не пробил, жди, не уставая,Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;Умей прощать и не кажись, прощая,Великодушней и мудрей других.Умей мечтать, не став рабом мечтанья,И мыслить, мысли не обожествивРавно встречай успех и поруганье,Не забывая, что их голос лживОстанься тих, когда твоё же слово.
Слайд 26
Калечит плут, чтоб удавить глупцов.Когда вся жизнь разрушена, и сноваТы должен всё воссоздавать с основ.Останься прост, беседуя с царями,Останься честен, говоря с толпой,Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,Пусть все в свой час считаются с тобой.Наполни смыслом каждое мгновенье,Часов и дней неумолимый бег,Тогда весь мир ты примешь во владенье,Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Слайд 27
Спасибо за урок!
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема: Справедливость. Модуль «Основы светской этики» Класс: 4-й. Количество часов: 1 час
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
Воспитание в детях чувства справедливости.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1 (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3 Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей») слайд 4 Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно) А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?» Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.) Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет). Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5 Учитель: Притча «Справедливость» слайд 6 - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса. Слайд 7 - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. Слайд 8 Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. Слайд 9 Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Учитель: слайд 10 В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым? На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах. Работа с различными источниками информации. слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях, слайд 12 Вторая группа составит пословицы о справедливости. слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости. Проверка работы групп: Слайд 14 - 20 Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры»слайд 21 Чтение рассказа по ролям. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка. - У! А я море мог переплыть! - Подумаешь - море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. - Без головы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шёл без головы? - Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя. - Почему же ты теперь с головой? - Другая выросла. «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. - Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул. Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит: - Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики... - Знаю, знаю! - закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это, - Ничего подобного. Я не про это. - Ну ладно. Ври дальше. - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! - и раздавил в лепёшку. - Ха-ха-ха! Вот это враки! - А вот и не враки! - Как же ты мог раздавить автобус? - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил. - Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал. - Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка. - Не веришь? Честное слово! - На чём же ты летал? - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам! - Что же ты там на Луне видел? - Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел. - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал! - Конечно, летал. - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся... - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне. Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать! - Чего проще! - Ну, выдумай что-нибудь. - Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста. Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать. - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э - Ну, что ты всё «э» да «э»! - Сейчас! Дайте подумать. - Ну, думай, думай! - Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э... - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще! - Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался. - Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик. - Ничего. Как было, так и рассказал. - А говорил - выдумывать мастер! - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. - Какая польза? - А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка. - А тебе что? - Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот! - Сами вы брехуны! - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть. - Я и сам не стану с вами сидеть. Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого. - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке. - Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём. На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные. - Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка. - Меня мама гулять не пускала. - За что? - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил. - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка. - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик. - А вы разве не хотите сами? - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик. - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира. - Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части. - Вкусная штука! - сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого. - Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел! - Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана... Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22 • Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. • Справедливо ли мама наказала Иринку? • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? • Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению? Вывод.слайд 23 • Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? • Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) Заключение. Слайд 24-25 Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель): Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Слайд 26.
Тема: Справедливость. Модуль «Основы светской этики» Класс: 4-й. Количество часов: 1 час
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
Воспитание в детях чувства справедливости.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1 (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3 Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей») слайд 4 Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно) А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?» Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.) Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет). Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5 Учитель: Притча «Справедливость» слайд 6 - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса. Слайд 7 - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. Слайд 8 Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. Слайд 9 Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Учитель: слайд 10 В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым? На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах. Работа с различными источниками информации. слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях, слайд 12 Вторая группа составит пословицы о справедливости. слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости. Проверка работы групп: Слайд 14 - 20 Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры»слайд 21 Чтение рассказа по ролям. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка. - У! А я море мог переплыть! - Подумаешь - море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. - Без головы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шёл без головы? - Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя. - Почему же ты теперь с головой? - Другая выросла. «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. - Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул. Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит: - Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики... - Знаю, знаю! - закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это, - Ничего подобного. Я не про это. - Ну ладно. Ври дальше. - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! - и раздавил в лепёшку. - Ха-ха-ха! Вот это враки! - А вот и не враки! - Как же ты мог раздавить автобус? - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил. - Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал. - Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка. - Не веришь? Честное слово! - На чём же ты летал? - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам! - Что же ты там на Луне видел? - Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел. - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал! - Конечно, летал. - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся... - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне. Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать! - Чего проще! - Ну, выдумай что-нибудь. - Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста. Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать. - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э - Ну, что ты всё «э» да «э»! - Сейчас! Дайте подумать. - Ну, думай, думай! - Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э... - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще! - Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался. - Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик. - Ничего. Как было, так и рассказал. - А говорил - выдумывать мастер! - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. - Какая польза? - А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка. - А тебе что? - Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот! - Сами вы брехуны! - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть. - Я и сам не стану с вами сидеть. Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого. - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке. - Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём. На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные. - Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка. - Меня мама гулять не пускала. - За что? - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил. - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка. - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик. - А вы разве не хотите сами? - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик. - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира. - Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части. - Вкусная штука! - сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого. - Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел! - Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана... Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22 • Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. • Справедливо ли мама наказала Иринку? • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? • Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению? Вывод.слайд 23 • Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? • Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) Заключение. Слайд 24-25 Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель): Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Слайд 26.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.