Содержание
-
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦАРЕФЕРАТ учащейся 5-а классаАнны ЗАДНЕПРЯНСКОЙ
-
ВВЕДЕНИЕ
Страстная седмица среди двунадесятых праздников занимает особое место. Цель данного реферата - объяснить новозаветный смысл Страстной седмицы, проследить последние дни жизни Иисуса Христа. Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа. Его страданиям на кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя.
-
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.Соучаствуя в страданиях Спасителя, Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения. Облачения сменяются на светлые в великую субботу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых . В богослужениях вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, из зависти проданный братьями в Египет . Вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы. Смоковница - образ лицемерных книжников и фарисеев, у которых господь не нашел добрых плодов веры и благочестия.– истинного покаяния , веры, молитвы и добрых дел. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице Всякая душа, не приносящая плодов духовных.
-
В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК вспоминается обличение Иисусом фарисеев, его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых и Страшном суде, о десяти девах и талантах. Как только Иисус оказался в Иерусалиме, он сразу направился в храм. Он выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продавцов голубей, запретил проносить через храм какие-либо вещи. При этом он ссылается на сказанное в писании: «Мой дом домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Когда книжники и первосвященники узнали о случившемся , то стали думать, как бы им избавиться от Иисуса. Они боялись его, так как слишком многие начали прислушиваться к его учению.
Рембрандт. Изгнание торгующих из храма
-
В притче о талантах Иисус говорит о необходимости активного служения богу, активной проповеди христианства. Человек, отправляясь в чужую страну, поручил свое имущество рабам. Одному он дал пять талантов , второму- два, а третьему – один, то есть каждому «по его силе» . Тот, кто получил пять талантов, начал торговать и вскоре удвоил порученное ему имущество. Так же поступил тот раб, которому было дано два таланта. Третий же закопал свой талант в землю. Когда хозяин вернулся, рабы отчитались перед ним. Удвоивших его имущество он наградил, зарывшего свой талант в землю назвал ленивым и нерадивым и подверг строгому наказанию. Срок страшного суда не известен никому. Поэтому смертные должны быть всегда готовы к нему, как те рабы, чей хозяин уехал и не сказал, когда вернется. Но как по шелесту смоковницы можно определить приближение лета, так и конец света можно почувствовать по различным знамениям. Придет сын человеческий и воссядет на престол, собрав вокруг себя все народы, чтобы отделить их друг от друга, как пастырь отделяет их в стаде овец от козлов. Те, кто станут справа от него, будут допущены в царство божье, им будет дана вечная жизнь, ибо они были милосердны: давали пищу голодным, приют - странникам, одежду - нагим, посещали больных. Стоящих слева он направляет в геенну огненную, в муку вечную. Христос на Страшнои суде. Неизвестный художник, 15 век
-
В ЧЕТВЕРГ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ вспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события: Тайная вечеря, на которой Иисус установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя , умывшего ноги своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. Архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги 12 ученикам лентием (длинным платом). В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя и этим приготовившая его к погребению. Женщина пролила сосуд с благовониями. Иуда заявил, что лучше отдать нищим. На что Иисус ответил: «Нищих всегда имеете при себе, меня - не всегда». Иуда так обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. Х.Мемлинг. Св.Вероника с образом Христа
-
Во время вечери Иисус сообщил своим ученикам, что один из них предаст его. Ученики вопросительно смотрели друг на друга. Один из них, любимец Иисуса, по наущению Петра спросил: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам». Он подал хлеб Иуде Искариоту, сказав: «Что делаешь, делай скорее». Никто не понял его, а Иуда под покровом ночи скрылся из дома, чтобы совершить свое предательство. После ухода Иуды Иисус взял хлеб, благословил его, преломил и раздал ученикам, говоря: «Примите, ядите: сие есть тело мое». Потом он взял чашу, также благословил ее и подал ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во остановление грехов». Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (фреска сильно пострадала от времени)
-
После вечери Иисус с учениками пошли к горе Елеонской. По дороге Иисус предупредил учеников, что они соблазнятся и откажутся от него. Петр стал уверять учителя в своей преданности. Иисус предсказал, что, прежде чем дважды пропоет петух, Петр отречется от него. Иуда велел стражникам взять того, кого он поцелует, подошел к Иисусу и поцеловал Иисуса. Связанного Иисуса повели в синедрион, а затем к Пилату. Ученики бросили своего учителя и бежали. Пилат попытался освободить Иисуса. По обычаю того времени, в день пасхи правитель отпускал одного из приготовленных к казни. Народ же кричал: «Распни его!» Пилат перед народом вымыл руки в знак своей невиновности в смерти Христа. Х.Мульчер. Христос перед Пилатом.
-
ДЕНЬ ВЕЕЛИКОГО ПЯТКА посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы ставит нас у подножия Креста Христова и изображает пред нами спасительные страдания Господа. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем совершается прикладывание к Плащанице. Апогеем земной жизни Христа является распятие. Иисуса распяли в шестом часу (то есть в полдень, в 12 часов), и сразу же наступила тьма. Тьма стояла до девятого часа (до трех пополудни), когда Иисус умер. Вокруг стоял народ, многие осыпали Христа насмешками и оскорблениями. Они кричали ему, что если он действительно сын божий, то пусть спасет себя, тогда ему поверят. Иисус на все насмешки отвечал: « Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Рубенс. Христос в терновом венце
-
Спустя некоторое время Иисус сказал: «Жажду». Кто-то обмакнул губку в уксус и поднес ее к устам Иисуса.Мессия вкусил уксуса и сказал: «Свершилось». Потом громко воскликнул: « Отче! В руки твои предаю дух мой». Своей смертью Иисус искупил грехи людей, выполнил свою миссию. Затем голова его упала, и он испустил дух. Сотник, стерегущий Христа, увидев происходящее, воскликнул: «Воистину он был сын божий!» Вечером Иосиф, тайный ученик Иисуса, пришел к Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса. Иосиф купил плащаницу, снял тело Иисуса, обвил его пеленами с благовониями, положил во гроб, который высек в скале, и прикрыл вход камнем. Женщины, которые были при этом, купили благовония и масла, чтобы после праздника, во время которого должен был соблюдаться покой, по обычаю умастить тело. Рафаэль. Распятие Христа
-
В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание его во гробе, сошествие душою в ад для возвещения там победы над смертью и избавление душ, с верою ожидающих Его пришествия и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужение в эту субботу начинается с раннего утра и продолжается до конца дня. Поэтому последние субботние песни пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений. Антонелло де Мессина. Пиета (Оплакивание)
-
Во время пения семи стихов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли» священнослужители переоблачаются в светлые одежды. После литургии совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем обычае христиан ожидать наступление Пасхи в храме, слушать чтение Деяний апостолов. Ввиду строгого поста , который соблюдается в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, Церковь подкрепляла силы верующих хлебом и вином. После праздника Пасхи женщины отправились к гробу Христа. Подойдя к пещере, с удивлением увидели, что камень отодвинут и вход открыт. Вместо тела Иисуса там находился юноша, облаченный в белую одежду, который сказал: «Иисуса ищете… распятого, он воскрес, его здесь нет». К.Массейнс. Христос Спаситель
-
Страстная седмица – память о страданиях Иисуса Христа, Богочеловека, Который, будучи безгрешным, претерпел на кресте страдания за весь род человеческий. Память о крестной смерти Спасителя укрепляет упавших духом. За страданиями и смертью Христа следует Его воскресение, в этом основание веры всех христиан. Безмерными, ни с чем не сравнимыми страданиями Христа и его крестной смертью совершается спасение всего рода человеческого. Подобно христовым, страдания невинных людей являются очистительными для всего мира, всего человечества. Это великий подвиг, смысл которого выражается в словах: душу свою положить за други своя. Замечательно глубоко раскрыл смысл искупительной жертвы Христа преподобный Иоанн Дамаскин: «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу, ибо мы согрешили перед Отцом и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена Кровь Господа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Андрей Рублев. Троица
-
ЛИТЕРАТУРА
Букварь школьника. Язык славян. – М.: Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. «Сибирская благовественница», 2002. Г.Гече. Библейские истории. – М.: Политиздат, 1989. Новый завет. – М.: Сибирская благовественница, 2005 ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИЛЛЮСТРАЦИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИЗДАНИЙ: «Новосибирский учебник православной культуры», «История России», «Художественная энциклопедия Западной культуры», «Эрмитаж».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.