Презентация на тему "Стратегия развития российской банковской системы"

Презентация: Стратегия развития российской банковской системы
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Стратегия развития российской банковской системы" в режиме онлайн. Содержит 36 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по обществознанию в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Стратегия развития российской банковской системы
    Слайд 1

    Стратегия развития российской банковской системы: концептуальные вопросы и институциональные «разрывы»

    д.э.н., профессор Канаев Александр Владимирович Санкт-Петербургский Государственный Университет Si vis pacem, para bellum «Хочешь мира — готовься к войне»

  • Слайд 2

    Стратегическая «волна» Сценарии и прогнозы: - Сбербанк и Всемирный экономический форум – «Доклад о конкурентоспособности России в 2011 г.» (май 2011). Формула Г. Грефа для стимулирования экономического развития России «3+5»: надо развивать три преимущества и побороть пять системных недостатков; - Разведывательный Совет США (дек. 2012) – «Global Trends 2030. Alternative World (Альтернативные миры. Глобальные тенденции 2030)»: изоляция («черный лебедь») или интеграция – экономика пока "остается ахиллесовой пятой" России; - Давос (янв. 2013) – три сценария Международного экспертного совета ВЭФ по России (А. Кудрин). Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 3

    Стратегическая «волна» Правительственные документы: - «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г.» (янв. 2013) – «инновационная, инвестиционно привлекательная, социально-ориентированная и эффективная»; - «Долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г.» (Минэкономразвития, 2012). Академические разработки: - «О стратегии развития экономки России» (Доклад С. Глазьева. АН РФ, 2011); - Предложения по совершенствованию «Стратегии 2020» (ВШЭ, 2011). Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 4

    Стратегическая «волна» Банковская система РФ - «Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса» (доклад на заседании Ученого совета Института экономики РАН, 2009); - «Банки в посткризисной экономике: Россия и международная практика» (Ассоциация региональных банков России и консалтинговая группа «Банки. Финансы. Инвестиции», 2010); - «Вызов десятилетия: качество и доступность банковских услуг» (Ассоциация российских банков, 2011); - «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» (2011). Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 5

    Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях (Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001) Санкт-Петербургский Государственный Университет ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти, регламентациейсоответствующей деятельности, тех или иных отношений, их юридической легализацией, если это возможно и необходимо. Институционализация представляет собой синергетический процесс перехода от самоуправляющихся и самоорганизующихся явлений к организованным и управляемым.

  • Слайд 6

    Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях ВКЛЮЧАЕТ: дисциплину и правила поведения, управленческую иерархию, статусы и роли, формальные и неформальные нормы (системы норм), а также обычаи, ритуалы и законы, регулирующие социально-экономические отношения и взаимодействие субъектов общественной жизни.   Санкт-Петербургский Государственный Университет Формализация + Организация + Легализация (общения, отношений, деятельности) = превращает их в институт

  • Слайд 7

    Микро-уровень: стратегическое управление как подсистема банковского корпоративного управления - Кодекс корпоративного поведения (ФКЦБ, 2002): создание комитетов по стратегическому планированию; - Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» (1999, 2006, 2010); - Письмо ЦБ РФ от 07.02.2007 № 11-Т «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления»; - Письмо ЦБ РФ от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях». Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 8

    Микро-уровень: стратегическое управление как подсистема банковского корпоративного управления «Процессы формулирования, формирования, осознания и реализации стратегии порождают целый ряд новых (и полезных) микроинститутов на предприятии. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004 . С. 171. Этот куст включает стратегическое планирование, стратегический контроль и стратегический мониторинг, а также микроинституты координации, согласования, коммуникации и познавательной деятельности на предприятии. Санкт-Петербургский Государственный Университет Эти институты образуют своего рода систему, «институци-ональныйкуст», фрагменты которого взаимодействуют друг с другом, а также с другими нестратегическими институтами на микро-уровне».

  • Слайд 9

    Макро-уровень: стратегический дискурс и закон о стратегическом планировании Произошла институционализация, т. е. превращение (кристаллизация) стихийно возникших: 1) научного и практического управленческого движения в ряд НАУЧНЫХ ШКОЛ стратегического менеджмента; 2) особого политического и публицистического жанра – в новую языковую традицию, своеобразный ДИСКУРС ЖАНР или индивидуальный язык, «язык в языке» – особый тип текстов и речи, обладающие специфической тематикой и стилистикой, установками, развитыми способами рассуждений и аргументации и создающие общий контекст для описания лиц, объектов, обстоятельств и процессов управления. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 10

    Макро-уровень: стратегический дискурс и закон о стратегическом планировании - Проект Закона РФ «О государственном стратегическом планировании» (Минэкономразвития, октябрь 2009 г.) - Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»: п. 2. а) в области стратегического планирования социально-экономического развития: подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматри-вающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 11

    Проблемы и противоречия институционализации (незавершенность процесса образования института стратегического управления) 1. Не развитость дискурса; 2. Доминирование сценарного подхода (мышления); 3. Слабость и незавершенность правовой форма-лизации управленческой деятельности и её организации. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 12

    ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Бляхман Л. С., Маркин А. А. Организация управления социалистическим предприятием. М.: Высшая школа, 1983. С. 43 Санкт-Петербургский Государственный Университет В целом под организацией управления понимается «система регламентации прав, обязанностей, меры ответственности и последовательности действий подразделенийуправляющей системы, призванная обеспечить рациональное сочетание ее элементов, функций, методов, а также этапов и видов деятельности, взаимосвязей всех звеньев друг с другом и с объектом управления».

  • Слайд 13

    СЦЕНАРНЫЙ подход & ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ подход Прогнозирование & Проектирование Наблюдение & Организация Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 14

    В силу его коренной связи с экономико-управленческими (властными) феноменами хозяйственной жизни, этот дискурс чрезмерно политизирован и идеологизирован: «Пятилетка эффективности и качества» РАЗВИЛКИ (Crossroads) «ЛАБИРИНТЫ» политики ? - Россия–Европейский союз: о развилках «стратегического партнерства». М.: ИНСОР. Июнь 2012 г. - Fox Liam. A Strategic Crossroads – The Challenge for the UK, EU, and NATO in an Uncertain Future. Lecture to the British Politics Society Norway at the University of Oslo. 29th October 2012. - Russia’s Infrastructure at a Crossroads – The Key to Modernization. Russia Strategic Infrastructure Leadership Forum. Catalyzing Russia’s Global Competitiveness. 11-13 May 2010. Moscow, Russia. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 15

    РАЗРЫВЫ (Gaps) и ЛОВУШКИ (Traps)

    Как минимум по двум направлениям: 1. нарушается логика поэтапного движения – «что делать?»; 2. возникают трудности при установлении системы санкцийдля поддержания и закрепления института (норм, процедур, правил, кодексов поведения) – «кто виноват?». Санкт-Петербургский Государственный Университет Институциональный разрыв – нарушение процессов формализации (управленческих) отношений, создания организационно-властных структур, регламентации (управленческой) деятельности и её юридической легализации. Совокупность таких разрывов может образовать институциональную ловушку (тупик), которая провоцирует остановку процесса и препятствует дальнейшему развитию института.

  • Слайд 16

    16 Альтернатива Альтернатива Альтернатива Стратеги- ческий выбор Критерии для выбора Критерии для выбора Формулирование стратегии Миссия, видение и цели Анализ внешней среды Анализ внутренней среды Общее представление о будущеми определение пространства для выбора Процесс разработки стратегии Санкт-Петербургский Государственный Университет SWOT-анализ Стейкхолдеры

  • Слайд 17

    «Gaps & Traps национального банковского стратегического проектирования» I. ЛОГИКА стратегического управления: концепция, стратегия или концепция стратегии? Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 18

    ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р). 1. Стратегия определяет 2. Стратегия формирует Стратегия – документ, конкретизирующий цели, задачи и основные направления экономической политики. Санкт-Петербургский Государственный Университет цели и задачи долгосрочного развитияэнергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. новые ориентиры развитияэнергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

  • Слайд 19

    ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» 3. Положения Стратегии используются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации 4. Цели Стратегии определяются основными внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного периода. Главный внутренний вызовзаключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики. Главный внешний вызовзаключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в усиление позиций России в мировой экономической системе. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 20

    ПРИМЕР: «Энергетическая стратегии России на период до 2030 года» 5. Необходимость адекватного ответа на важнейшие внутренние и внешние вызовы долгосрочного развития в сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере формирует цели и задачи Стратегии. Соответствующие риски подлежат учету в системе стратегических приоритетов и ориентиров, а также в рамках процесса поэтапной реализации Стратегии. 6. Главной целью Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 21

    ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» ВЫВОДЫ 1. Отражаетсубординацию управленческих процессов: 2. В целом методологически полноценна (соответствует природе и сущности стратегии как социального института): Стратегия имеет отношение кстолкновению - антагонистических, - целенаправленных, - обеспеченных необходимыми ресурсами - и продолжительных по времени волевых устремлений и действий оппонентов (противников). Санкт-Петербургский Государственный Университет государственная политика концепция развития стратегия система мер, механизмов и планов Предмет теории стратегического менеджмента – исследование природы конкурентного преимущества организации, средств, с помощью которых оно может достигаться и удерживаться..

  • Слайд 22

    «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» (2011). Цель развития сектора на среднесрочную перспективу является «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.» (2005). Санкт-Петербургский Государственный Университет активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости После достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на следующем этапе (2009-2015 годы) Правительство РФ и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках

  • Слайд 23

    II.Внешние и внутренние вызовы и угрозы В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» обозначены системные вызовы долгосрочному социально-экономическому развитию страны, отражающие как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Среди них : Санкт-Петербургский Государственный Университет усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

  • Слайд 24

    II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы: Угрозы устойчивому развитию банковской системы носят комплексный характер, которые отражает взаимозависимость негативных макроэкономических факторов и специфических трудностей развития собственно банковской системы. Существование последних обусловлено: предыдущим состоянием и стихийным приспособлением российской экономки к финансовой политике макроэкономической стабилизации и денежным ограничениям (рестрикциям) середины 1990-х годов; неразвитостью национальной банковской системы, вызванной исходными деформациями её формирования и последующего посткризисного реформирования (ее неустойчивость, слабая связь с реальным сектором, зависимость от сырьевого сектора и т. п.); влиянием внешних финансовых кризисов и шоков. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 25

    II.Внешние и внутренние вызовы и угрозы Стратегический «тупик» Санкт-Петербургский Государственный Университет По данным доклада “Global Competitiveness Report 2012-2013” Россия находится на 130-м месте из 144 странпо основным факторам, характеризующим работу финансовой системы – Financial market development (по общему рейтингу GlobalCompetitivenessIndex занимает 67-е место из 144). При этом по наличию финансовых услуг на рынке (availabilityoffinancialservices) она занимает 117-е, по устойчивости банков (soundnessofbanks) – 132-е, по доступности финансовых услуг (affordabilityoffinancialservices) – 118-е и по доступности кредита (easeofaccesstoloans) – 86-е место. В 2012 г. по общему индексу финансового развития “The Financial Development Index” Россия заняла в общем рейтинге 39-е место из 62 стран).

  • Слайд 26

    II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы Санкт-Петербургский Государственный Университет По данным доклада “Global Competitiveness Report 2012-2013” по общему рейтингу GlobalCompetitivenessIndex Россия занимает 67-е место из 144. При этом: по качеству железнодорожной инфраструктуры она занимает 30-е, по доступности мобильных (обычных) телефонов – 5-е (41-е), по валовым национальным сбережениям – 28-е по охвату Интернетом – 47-е по доле женщин в занятом населении – 38-е место.

  • Слайд 27

    III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус «Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика». Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р) Какая стратегия нужна банкам, деловому сообществу, гражданам, обществу в целом? Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 28

    III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) Санкт-Петербургский Государственный Университет «Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия».

  • Слайд 29

    III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус КОНЦЕПЦИЯ: Стратегия инновационной модернизации, поскольку она должна привести к качественному преобразованию отечественной банковской системы. Инновационная модернизация предполагает выработку конкретных мер со стороны государства и бизнес-сообщества, обеспечивающих развитие банковской системы по стратегической линии ЦЕЛЬ:вхождение России в 20 стран по интегральному показателю развития финансового сектора и в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира по уровню развития финансовой системы. Санкт-Петербургский Государственный Университет «суверенизация (независимость) → устойчивый рост → интернационализация»

  • Слайд 30

    IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления Ричард Фриман (R. E. Freeman, 1984) Инвестиционная трактовка (Post J. E., Preston L. E., Sachs S. , 2002) Санкт-Петербургский Государственный Университет Заинтересованные лица (стороны) – «любые группы индивидов, которые могут воздействовать на результаты деятельности организаций или подвергаться их воздействию». Заинтересованные лица – это индивиды или клиентура (constituencies), которые вносят, намеренно или ненамеренно, свой вклад в деятельность корпорации и ее экономический потенциал (wealth-creating capacity) и, поэтому являются потенциальными бенефициарамикорпорации и/илипринимают на себя ее риски».

  • Слайд 31

    IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления Санкт-Петербургский Государственный Университет В проекте Закона «О государственном стратегическом планировании» к участникам отнесены общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации и иные организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 42). Закон регулирует отношения, возникающие между участниками государственного стратегического планирования в процессе прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации, программно-целевого планирования и стратегического контроля, а также при составлении и рассмотрении проектов документов государственного стратегического планирования, утверждении документовгосударственного стратегического планирования (п. 2 ст. 1).

  • Слайд 32

    V.Стратегические инвестиции и капитализация российских банков Высокая распыленность банковского капитала Санкт-Петербургский Государственный Университет Банки, занимающие в рейтинге национальной системы места ниже 200-го и составляющие более 78% от общего числа российских банков (на 01.01.2012 – 922 банка) в совокупности являются обладателями 5,9% активов и 7,5% капитала системы. Из них 304 (33%) банка имели капитал меньше 300 млн руб., а 46 – меньше 180 млн руб. Такая распыленность капиталов делает национальный банковский сектор практически неконкурентоспособным в сфере крупных сделок по финансированию растущих российских компаний.

  • Слайд 33

    V.Стратегические инвестиции и капитализация российских банков Способы капитализации (разумный протекционизм) Санкт-Петербургский Государственный Университет Доступность субординированных кредитов на конкурсной основе устойчивым федеральным и региональным банкам. Участие Минфина в создании совместно с IFC и Внешэкономбанком фонда капитализации небольших российских банков объемом более 1 млрд долл. Однако, вклад министерства в размере 50 млн долл. нельзя назвать адекватным. Было бы логичнее существенно увеличить этот взнос за счёт доходов от реализации госпакетов акций Сберанка России и ВТБ.

  • Слайд 34

    Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 1. Стратегия должна отвечать интересам всего общества, государства, банков и их клиентов. 2. В связи с отсутствием четкого целеполагания (имеется в виду отсутствиечетко определенных целей, задач, системы приоритетов, ресурсного обеспечения - материального, финансового, кадрового, а также сроков, этапов реализации, системы ограничений, рисков, оценки достигнутых результатов, ответственности и т.д.) из проекта Стратегии не ясно, какиезадачи являются приоритетными для банков и какова роль государственных органов исполнительной и законодательной власти, в частности, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка, коммерческих банков, их ассоциаций и объединений, экспертного сообщества в их решении. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 35

    Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 3.Стратегическая карта является основным инструментом мониторинга реализации утвержденной Стратегии. Отсутствие страткарты, портфеля проектов, необходимых для достижения поставленных целей, и их ресурсного обеспечения не позволяют называть рассматриваемый документ Стратегией. 4. Проект рассматриваемого документа носит характер Концепции развития банковского сектора и не является Стратегией в современном понимании этого документа. Санкт-Петербургский Государственный Университет

  • Слайд 36

    Стратегия развития российской банковской системы: концептуальные вопросы и институциональные «разрывы»(«Gaps & Traps национального банковского стратегического проектирования»)

    д.э.н., профессор Канаев Александр Владимирович Санкт-Петербургский Государственный Университет Sapienti sat! «Разумному – достаточно!»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке