Содержание
-
07 октября 2014 г.
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1
-
Роль государства в экономике
«ночной сторож» капитализма (А. Смит) «констебль в условиях анархии» (Т. Карлейль) «попечитель общественного интереса» (Т. Джефферсон) 2
-
Причины государственного вмешательства в экономику
Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств: обеспечение национальной обороны; осуществление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства 3
-
Несостоятельность рынка Экономическая нестабильность Социальные проблемы 4
-
Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики
5
-
Уровень вмешательства государства (по расходам)
6 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 Вьетнам Беларусь Пол Эстония Монг Словакия Чехия Сл Латвия Македония Литв Рум Россия Армения Киргизия Молдавия Китай ГГрузия Таджикистан Венгрия Хорватия Украина Албания Болгар 0 2 4 6 8 10 Среднегодовые темпы прироста ВВП, % y = -0,14x + 9,44 R2= 0,39 Государственные расходы в % к ВВП 6 4
-
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ законотворчество – разработка и принятие правовых норм хозяйственной деятельности; администрирование – создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования; информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований; регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных интересах; контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства. 7
-
Что такое государственное регулирование экономики?
(от лат. Regulo) переводится как устраиваю, привожу в порядок; норма, правило Государственное регулирование - целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. В самом широком смысле границы регулирующего воздействия государства на экономику определяются правилом: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо 8
-
Объекты государственного регулирования экономики
процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации , конкурентная среда, структура форм собственности; социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства; экономический цикл, процесс воспроизводства; государственный сектор экономики; условия и источники накопления капитала; денежное обращение; цены, антиинфляционные процессы; предпринимательство; инвестиции, НИОКР; социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; занятость, кадры; платежный баланс; внешнеэкономическая деятельность страны; окружающая среда. 9
-
Предмет государственного регулирования экономики
10
-
Цели государственного регулирования экономики:
«Магический четырехугольник» - четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка): обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. 11
-
ЦЕЛИ ВТОРОГО ПОРЯДКА: создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции; стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста; непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции; сглаживание экономического цикла; обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения; предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах; поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; поддержание внешнеэкономического равновесия; удовлетворительное состояние окружающей среды. 12
-
Обобщенной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе.
«Дерево целей» Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства Обеспечение социальной стабильности Координация хозяйственной деятельности Поддержка конкурентной среды Управление государственным сектором в экономике 13
-
Формы и методы прямые косвенные административные экономические Принятие законодательных актов Управление гос.собственностью Лицензирование и квотирование Применение санкций Охрана окружающей среды Индикативное планирование Целевое программирование Регулирование налоговой системы Кредитно-денежные инструменты Валютные рычаги Социальная политика Внешнеэкономические формы воздействия 14
-
Средства государственного воздействия на экономику
управление ограниченными производственными ресурсами; налоговое регулирование; монетаристские средства воздействия на экономическую систему. 15
-
Инструментыгосударственного регулирования
Экономическое прогнозирование Стратегическое планирование Индикативное планирование Адресное планирование Национальное программирование: 16
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СЭР РФПринят Государственной Думой 23 июня 1995 года
1. Государственное прогнозирование СЭР РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования 2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. 3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. 17
-
Система государственных прогнозов СЭР РФ
Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов СЭР РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы Прогнозы СЭР РФ разрабатываются исходя из комплексного анализа всех составляющих жизни населения Прогнозы СЭР РФ разрабатываются в целом по Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам в нескольких вариантах Прогнозы СЭР РФ включают количественные показатели и качественные характеристики всех основных сфер экономики 18
-
Государственное прогнозирование СЭР РФ на долгосрочную перспективу
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку Концепции СЭР РФ на долгосрочную перспективу В долгосрочной Концепции СЭР РФ конкретизируются варианты СЭР РФ, определяются возможные цели СЭР РФ, пути и средства достижения указанных целей 19
-
Государственное прогнозирование и программа СЭР РФ на среднесрочную перспективу
Прогноз СЭР РФ на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации послание, содержит специальный раздел, посвященный концепции СЭР РФ на среднесрочную перспективу В специальном разделе послания формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты СЭР РФ, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие СЭР РФ на среднесрочную перспективу, концепция среднесрочной программы СЭР РФ 20
-
Государственное прогнозирование и планирование СЭР РФ на краткосрочную перспективу
Прогноз СЭР РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно Ежегодное послание Президента РФ содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы СЭР РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Правительство РФ представляет ГД РФ следующие документы и материалы: итоги СЭР РФ; прогноз СЭР РФ на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории РФ; перечень основных задач на в предстоящий год; проект федерального бюджета; перечень ФЦП; перечень и объемы ГЗ; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики 21
-
Стратегическое планированиеразвития экономики страны
сущность стратегического планирования – определение целей, приоритетов развития социально-экономической системы (страны, региона, муниципального объединения, предприятия, корпорации и т.п.) на среднесрочную или долгосрочную перспективу, путей, ресурсов и сроков реализации целей и приоритетов. 22
-
Стратегическое планирование
Методология стратегического планирования строится на базе следующих положений: 1. Миссия стратегического планирования 2. Горизонт стратегического плана. 3. Объект стратегического планирования. 4. Учет циклов и кризисов. 5. Индикативный характер стратегических планов. 6. Балансовый метод. 7. Многоуровневый характер стратегических планов. 8. Профессионализм стратегического планирования. 9. Законодательная база стратегического планирования. 23
-
Стратегии социально-экономического развития макрорегионов страны (федеральных округов, Сибири, Дальнего Востока и Байкальского региона, Арктической зоны РФ) до 2020-2025 гг. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации до 2020 г. Стратегии развития видов экономической деятельности – отраслей экономики до 2020 г. Энергетическая стратегия России до 2030 г. 24
-
Индикативное планирование
процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. 25
-
ФОРМЫ И ФУНКЦИЯ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы: конъюнктурная; структурная; стратегическая; Функция: информационно-ориентирующая и мотивационная 26
-
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях развития экономики (например, инновационного прорыва); национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ; целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере. национальная антикризисная программа, позволяющаямобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями; такая программа носит обширный характер, но ограничена во времени; 27
-
Национальные программы и проекты – это особый, чрезвычайный метод государственного воздействия, опирающегося на прямое участие государства в этих процессах. Национальные программы охватывают не всю экономику и социальную сферу, а лишь сравнительное узкое поле стратегического прорыва. Для реализации стратегического прорыва необходима концентрация сил, перераспределение ресурсов в пользу программного сектора. Система национальных программ и проектов должна быть взаимного увязана между отдельными ее составляющими. Управление реализацией национальных программ и проектов должно опираться на единую управленческую компанию и инновационное партнерство главных сил: государства, бизнеса, науки, образования и гражданского общества 28
-
29 СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
-
Экономическая политика
Концепция нормативной теории экономической политики Я. Тинбергена: выбор властями конечных целей в терминах максимизации общественного благосостояния – с помощью функции общественного благосостояния определение целевых показателей – оценка имеющегося набора политических инструментов – построение модели экономики, связывающей показатели и инструменты – определение на основе модели масштаба применяемых политических мер. 30
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости. Борисов А.Б. Большой экономический словарь По определению проф. Орешина В.П. экономическая политика— система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая в себя определенный набор элементов. 31
-
Основными структурными элементами экономической политики являются: антициклическая политика, отраслевая политика, антимонопольная политика. 32
-
Аксиомы рыночной экономики
1существование множественности форм собственности; 2 наличие и перманентное развитие единого экономического пространства; 3 привлечение иностранных инвестиций; 4 существование развитого малого бизнеса; 5 конкуренция; 6 государственный заказ; 7 социально-ориентированная политика государства; 8 развитая рыночная инфраструктура; 9 независимость государственного банка; 10 государственное регулирование экономики 33
-
34 Аксиома 1. Существование множественности форм собственности Основные государственные акты 1. Закон РСФСР “О собственности в РСФСР” - декабрь 1990 г. 2. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" - июль 1991 г. 3. Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” - июнь 1992 г. 4. Конституция РФ, статья 8 - 1993 г. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 2 - 1994 г. 6. Закон "Об акционерных обществах"– 1995 г.
-
35 Аксиома 2. Наличие и перманентное развитие единого экономического пространства 1949 г. - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) 1991 г. - Содружество независимых государств (СНГ) 1993 г. – Единое экономическое пространство: Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина 2000 г. - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. 2012 г. - Единое экономическое пространство: Россия, Белоруссия и Казахстан
-
36 Аксиома 3 Привлечение иностранных инвестиций ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" – 1999 г. Последняя редакция от 03.02.2014 г. направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
-
37 Правительство Российской Федерации: определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений; определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации; утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 Федерального закона; разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения; осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества; осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов; осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
-
От общего числа предприятий и организаций в РФ в ВВП 29% - 2008 г.; 33% - 2009 г.; 22 % - 2014 г. Аксиома 4 - Существование развитого малого бизнеса Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" 06 ИЮЛЯ 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических и физических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
-
39 Аксиома 5 - Конкуренция 1. Конституция РФ, статья 34 - 1993 г. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 23 - 1994 г. 3. Федеральный закон "О защите конкуренции" 27.06.06 г. № 135-ФЗ (с изм. от 04.06.14 г.– о некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами) Статья 34 Конституции РФ 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В 2004 г. была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства...
-
40 Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI) , S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы. При HHI ≥ 1800 отрасль высокомонополизирована
-
41 Аксиома 6 - Государственный заказ ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 21.07.05 г. № 94-ФЗ – утратил силу. Вступил в силу новый ФЗ-44 от 05.04.13 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 21.07.14 г.). с01.01.14 г. увеличивается до 15% квота малого бизнеса в госзакупках. Регулирует отношения, направленные на обеспечение гос. и мун. нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора (поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 (контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос. и муниципальных нужд (контроль в сфере закупок).
-
42 Подготовлены два проекта нового закона о создании ФКС – Минэкономразвития РФ и ФАС. Единственный способ снизить расходы федеральных ведомств на госзакупки - создать федеральную контрактную систему (ФКС), считает Минэкономразвития. В качестве первого этапа оно предлагает учредить центр ценовой информации, где собирались бы данные о стоимости приобретаемых в рамках госзаказа продукции и услуг. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.01 г. № 195-ФЗ с 01 сентября 2013 года вступил в силу №196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и статью 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения».Ред. от 21.07.14 г.– ужесточены санкции за нарушения ПДД РФ). Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", от 29.12.12 г. № 275-ФЗ (в ред. от 28.12.13 г. - направлен, в частности, на повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности, совершенствование механизма регулирования цен на поставляемую продукцию. В законопроекте определены особенности размещения гособоронзаказа и применения антимонопольных требований в сфере гособоронзаказа.
-
43 Федеральный закон "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил российской федерации", от 17.07.99 г. № 174-ФЗ. Утратил силу в 2005 г. По состоянию на январь 2014 г. в составе стратегических сил России находилось 489 стратегических носителей, способных нести около 1700 ядерных боезарядов. В составе Ракетных войск стратегического назначения находится 311 ракетных комплекса, способных нести 1078 ядерных боезарядов. В составе Военно-морского флота находится 7 стратегических ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту. Эти баллистические ракеты способны нести 416 ядерных боезарядов. В состав стратегической авиации входит 66 тяжелых бомбардировщиков и около 200 ядерных боезарядов. В составе космического эшелона системы раннего предупреждения в настоящее время работают два спутника на высокоэллиптических орбитах. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изм. и доп.). Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В число стратегических целей национальной обороны включены предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военной безопасности страны.
-
44 Основные приоритеты национальной безопасности РФ национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В число стратегических целей национальной обороны включены предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военной безопасности страны. Как угроза военной безопасности РФ расценена политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. В связи с этим предусмотрен переход к качественно новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил, наращиванием количества частей постоянной готовности, совершенствованием оперативной и боевой подготовки войск. Основную угрозу государственной и общественной безопасности представляют терроризм, экстремизм, разведывательная деятельность иностранных спецслужб, организованная преступность. В связи с этим необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создать единую систему профилактики правонарушений, снизить уровень коррумпированности и криминализации общества. Особое внимание должно быть уделено охране госграницы РФ. Одной из стратегических целей национальной безопасности является повышение качества жизни россиян. Основные задачи в данной сфере - обеспечение личной безопасности, доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда. Большое значение придается экономическому росту (Россия планирует войти в среднесрочной перспективе в 5 стран-лидеров по объему ВВП), развитию науки, технологий, здравоохранения и образования, сохранению культурного потенциала.
-
45 АКСИОМА 7 СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:1. Приоритет общественных интересов перед любыми частными (социальных слоев или групп населения, корпораций, политических партий).2. Развитие экономики с учетом интересов всех слоев общества и регионов, что достигается экономическим поощрением соответствующих отраслей регионов, а также выравниванием социальных различий путем перераспределения доходов с помощью налогов.3. Регулирование государством (экономически, а если необходимо, то и административными мерами) цен, на жизненно важные для большинства населения товары (продовольствие, лекарства, плата за жилье, коммунальные услуги, услуги связи и транспорта, электроэнергия, газ, бензин) с учетом интересов населения и товаропроизводителей.
-
46 Реализация национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных институциональных изменений. В перечень нормативно-правовых материалов можно включить: «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года», Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Современную модель экономического развития России можно охарактеризовать как социально-ориентированную, находящуюся на стадии становления, так как приоритетное место в ней отводится социальным целям, а также социальные ценности и социальная политика встроены в экономическую систему. Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались формированием концепций и теорий, в которых по-новому рассматривается роль человека в экономике и развитии общества. Прежде всего, это «концепция устойчивого развития» и «концепция развития человека».
-
47 Аксиома 8 - Развитая рыночная инфраструктура РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
-
48 Аксиома 9 - Независимость государственного банка Конституция Российской Федерации, статья 75 Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьи 1 и 2. (последнее обновление – февраль 2011 г.)) Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публичноправовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
-
49 Роль государства в КДСЭР РФ до 2020 г. создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции; снижение административных барьеров в экономике; формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики; устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования; поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики; концентрация государственного предпринимательства в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, созданием инфраструктуры; поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров; развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; активная поддержка российских компаний на внешних рынках; расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений государства, связанных с регулированием экономики.
-
50 ВЫВОД. Необходима реформа методов госрегулирования экономики в России. Эта реформа должна обеспечивать устойчивое и быстрое повышение экономической активности и доходов граждан, что невозможно без создания инновационно активной экономики, конкурентоспособной в условиях глобализации. Теперь, когда Россия накопила определенный опыт в регулировании экономики, возникает «окно возможностей» для начала «новой экономической политики». Для этого нужно пересмотреть приоритеты целей и обновить спектр инструментов макроэкономической политики, в первую очередь монетарной. Она должна обеспечивать финансирование инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей и предприятий, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Тогда и станет возможным переход на модернизацию экономики и на инновационный путь ее развития.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.