Содержание
-
-
Тема занятия 2.3
Организация системы управления охраной труда
-
1. Современные теории систем управления и повышение эффективности производства. Основные руководящие документы в этой области.
2. Требования к системе управления охраной труда
3.Примерная структура и содержание основных документов СУОТ
-
-
О безопасности гидро-технических сооружений
-
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
-
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Руководство организации управления охраной труда
«Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems»
ILO-OSH 2001
Женева-2001
Государственный стандарт РФ
ГОСТ Р 51898-2002
Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты(принят постановлением Госстандарта РФ от 5 июня 2002 г. N 228-ст)
Safety aspects. Guidelines for their inclusion in standards
Дата введения 1 января 2003 г.
-
Государственный стандарт РФ
ГОСТ Р 51897-2002
"Менеджмент риска. Термины и определения"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 30 мая 2002 г. N 223-ст)
Risk management.
Terms and definitions
Дата введения 1 января 2003 г.
-
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
М.А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
-
УПРАВЛЕНИЕ («менеджмент»)-это целенаправленное,систематическое воздействие наколлективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности.
Из этого определения можно сделать вывод.
Управление -это прежде всего "воздействие",что подчеркивает властный характер данногорода деятельности.
-
-
-
-
Основные требования к созданию систем управления качеством, охраной окружающей среды, охраной труда. промышленной безопасностью вытекают из требований:
Трудового кодекса Российской Федерации;
Федеральных законов и подзаконных актов в сфере охраны труда;
Общего курса государства, Президента и Правительства на повышение самостоятельности;
ОТВЕТСТВЕННОСТИ хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.
Экономическая безопасность и устойчивое функционирование предприятия зависят от:
- финансовой безопасности;
- технологической безопасности;
- надежности производственных процессов;
- промышленной и экологической безопасности;
- охраны труда наемных работников;
- и многих других факторов.
-
Тенденция - ужесточение законодательства в области охраны труда и реформирования экономики, с целью-
В соответствии с:
- международным стандартом (МС) ИСО серии 9000 (управление качеством);
- МС ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды);
- ГОСТ Р12.0.006-2002 (общие требования к СУОТ на о.э. )
В создании и функционировании систем управления по ряду направлений положены известные принципы:
- "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй", реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности.
- установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей..
-
2. Для создания СУОТ приходится использовать прекрасный между-народный документ - Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда -МОТ-СУОТ 2001(ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems»), официально переведенный, научно отредактированный и изданный на русском языке в феврале 2003 года.
3. На российском уровне предприятия и организации могут руководствоваться введенным с 1.01.2003 г. (изменение №1 -г 1.01.2004 г.) российским стандартом системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) - ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ.
«ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ».
ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1. Первым (по времени создания) является OHSAS I.S.О.0l:1999 «Occupational Health and Safety Assessment Series. Specification IСерия оценки охраны труда. Общие требования».
-
ГОСТ Р 12.0.006-2002:
- является общетехническим;
- устанавливает общие требования к системе управления ОТв организации, к ее важнейшим элементам;
- требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, в том числеи их организационно-правовым формам;
Стандарт позволяет организации :
- создавать систему управления охраной труда (СУОТ);
- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
- проводить сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить самооценку и самодекларацию соответствия функциони-рующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и настоящего стандарта.
-
-
Требования к системе управления охраной труда
Руководство организации при создании системы управления охраной труда обязано:
1. определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ-ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
2. выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
3. определять политику организации в области охраны труда;
4. определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
5. разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики идостижений ее целей, выполнения поставленных задач.
-
Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
Система управления охраной труда (СУОТ) – Часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
СУОТ включает: организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации
-
Постоянное усовершенствование СУОТ
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями:
-
Политика в области УОТ
Политика в области профессиональной безопасности - должна четко формулироть общие цели и обязательства по улучшению в области промышленной безопасности и здоровья персонала
-
Политика СУОТ, санкционированная высшим руководством организациидолжна:
а) соответствовать характеру и масштабу рисков в области Промышленной безопасности и здоровья на предприятии.
б) включать обязательства о постоянном усовершенствовании.
в) включать обязательство соответствовать, как минимум, текущему законодательству, а также другим требованиям, с которыми организация соглашается.
г) быть документирована, внедрена и поддерживаема в рабочем состоянии.
д) быть доведена до сведения всего персонала с тем, чтобы каждый работник знал о своих обязанностях в области промышленной безопасности и здоровья.
е) быть доступной для заинтересованных сторон.
ж) периодически подвергаться анализу, чтобы оставаться подходящей и соответствующей организации.
-
Планирование для идентификации опасности, оценки риска и управление риском
-
Планирование показателей условий и охраны труда
Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии системы для идентификации возможных опасностей, оценки рисков их возникновения и необходимых мер управления. Это должно охватывать:
- рутинные и нерутинные виды деятельности;
- деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту (включая субконтракторов и посетителей);
- оборудование на рабочем месте, используемое как для работы организации так и другими лицами;
- использование данных идентификации и анализа оценки обстановки для обеспечения промышленной безопасности;
- документирование и актуализацию выше указанной информации;
- доступ к законодательным и другим применимым к организации требованиям в области промышленной безопасности и здоровья;
- програмное обеспечение систем управления промышленной безопасностью и здоровьем для достижения поставленных организацией целей.
-
-
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда:
- Структура работ и распределение ответственности.
- Распределение обязанностей по охране труда.
- Обучение, квалификация и компетентность персонала.
- Информирование и инструктирование персонала.
- Подготовленность к аварийным ситуациям.
- Передача и обмен информацией.
- Документация системы управления охраной труда.
- Управление производственно-технологическими операциями.
-
Структура работ и распределение ответственности
В организации обязательно назначается руководитель (специальный представитель руководства), который, независимо от других обязанностей должен:
- организовать разработку, внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;
- обеспечивать выполнение всех нормативных требований ОТ на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
- инициировать проведение мероприятий, направленных на улучшение условий и ОТ, совершенствование СУОТ, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
- выявлять и регистрировать любые проблемы, касающиеся условий и охраны труда;
- вырабатывать рекомендации и обеспечивать выполнения решений по совер-шенствованию охраны труда;
- организовывать работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проверять выполнение принятых решений;
- управлять устранением несоответствий;
- регулярно представлять отчетность о функционировании СУОТ.
-
Распределение обязанностей по охране труда
1. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.
Руководство организации обязано:
- определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда;
- обеспечивать контроль за использованием ресурсов;
- назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок условий и охраны труда;
- создать службу охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда;
- создать комитет (комиссию) по охране труда;
- выбрать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
-
Обучение, квалификация и компетентность персонала
Работники должны быть обучены с учетом специфики их деятельнос-ти, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходи-мые для безопасного исполнения рабочих заданий и периодически её под-тверждать.
- обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством;
- фактических или потенциальных последствий его деятельности для уровня безопасности труда;
- понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда, системе управления охраной труда, а также обязанностям работника в аварийных ситуациях;
- возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.
-
Информирование и инструктирование персонала
Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:
- ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда;
- проводить вводный инструктаж;
- контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
- вовлекать работников в разработку и рассмотрениеполитики и методов управления рисками в организации.
Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которые возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, призваны проводить с работниками:
- первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
-
Подготовленность к аварийным ситуациям
Организация должна:
- разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.
- иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий (ПЛАС).
- анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий.
- периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.
-
-
Документация системы управления охраной труда
Организация должна:
а) разрабатыватьи обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.
б) поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:
документы периодически анализировались, при необходимости кор-ректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
• архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требования-ми соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений.
-
Управление производственно-технологическими операциями
Организации следует определять те операции и виды деятельности, которые гарантируют выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики, целей и задач организации в области охраны труда;
выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;
создания и применения методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, утилизированным сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
разработки и применения методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований экономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
-
Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соот-ветствующими уровнями управления организации и подрядчиком до нача-ла работы;
в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоро-вья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;
г) обеспечивать соответствующее ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы; д) методично отслеживать соблюдение требований ОТ в деятельности подрядчика на площадке организации;
е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по ОТ на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)
-
Идентификация опасностей, оценка риска и управление им
Организация обязана разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии системы идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мерзащиты от них.
Идентификация опасностей на рабочих местах должна - учитывать:
а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;
б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняе-мой работой, продукцией или услугой;
в)сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.
включать рассмотрение:
а) организации работ, управления их выполнением;
б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);
г) приобретаемых товаров и услуг.
-
Управление рисками
- исключение опасной работы (процедуры);
- замену опасной процедуры;
- инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;
- административные методы ограничения воздействия опасностей;
- средства коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении работ с высоким уровнем риска следует давать письмен-ные разрешения на проведение таких работ.
Аттестация работ по условиям труда:
- проводится оценка условий груда;
- определяется травмобезопасность рабочих мест;
- наличие и обеспеченность СИЗ;
- расчитывается еффективность СИЗ для данных условий труда.
-
Контроль результативности охраны труда
1. Методы периодической оценки состояния охраны труда
Организация обязана разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения за условиями труда:
проводить необходимые качественные и количественные оценоки в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
фиксации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
обследования состояния здоровья работников.
-
2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупреди-тельные действия
Организации необходимо:
а)устанавливать и своевременно адаптировать методы выявления и ана-лиза несоответствий;
б) своевременно принимать меры для смягчения последствий несоответ-ствий, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректи-рующих и предупредительных действий.
Любое корректирующее или предупредительное действие, предпри нятое для устранения причин действительного или потенциального несоо-тветствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
в) своевременно корректировать документированные методы, связанные с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями;
г) немедленно и чётко регистрировать эти действия.
-
Аварии, несчастные случаи и происшествия
Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:
а)сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;
б)смягчения последствий аварий, несчастных случаев;
в) корректирующих и предупредительных действий для исклю-чения фактических или потенциальных несоответствий (предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией);
г) анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;
д) обязательного социального страхования работников от нес-частного случая на производстве и профессионального заболевания.
Организации важно регистрировать все изменения вдокументации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.
-
3. Записи и управление записями
Организации необходимо:
разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда;
отражать в них сведения об обучении и инструктажах работни-ков, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа ру-ководством системы управления охраной труда.
Записи по охране труда должны:
быть четкими, определенными, доступными иотражающими все виды деятельности организации;
иметь защиту от повреждения, разрушения%
сохраняться в течение установленного срока.
На документах, содержащих такие записи, требуется указывать сроки их хранения.
-
4. Аудит системы управления охраной труда
Организация должна разрабатывать и своевременно корректи-ровать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.
Аудиты системы управления охраной труда
проводят для:
определения наличия в организации функционирующей СУОТ;
определения соответствия СУОТтребованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;
определения качества функционирования системы управления охраной труда;
оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректи-ровки;
рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних ау-дитов системы управления охраной труда;
представления информации по результатам аудитовсистемы управления охраной труда руководству организации.
-
5. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда
Руководство организации обязано:
а) через определенные промежутки времени анализировать функциониро-вание СУОТ с целью:
обеспечения ее результативности;
соответствия требованиям настоящего стандарта;
обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.
б) основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.
в) документировать результаты анализа системы.
г) использовать результаты анализа системы для проведения необходи-мых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.
-
-
Действия по совершенствованию СУОТ
1. Предупреждающие и корректирующие действия
Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, вытекающих из мониторинга исполнения и оценки результативности СУОТ, проверок / аудитов СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством.
Эти мероприятия должны включать:
а) определение и анализ коренных причин любого несоблюдения соответ-ствующих правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
б)инициирование, планирование, осуществление проверки эффективнос-ти и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
г) если предупредительные и защитные меры от опасностей и рисков по данным СУОТ становятся неадекватными или могут стать таковыми, это
должно быть своевременно предусмотрено, полностью выполнено и задокументировано
-
2. Непрерывное совершенствование
Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
а) цели организации по охране труда;
б) результаты идентификации и оценки опасностей и рисков;
в) результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;
г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок / аудитов;
д) выводы из анализа эффективности СУОТ руководством;
е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитет по охране труда, - там, где он существует;
ж) изменения в национальных законах и правилах, добровольных программах и коллективных соглашениях;
з) новую относящуюся к делу информацию;
и) результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.
-
3. Создание и внедрение СУОТ
Внедрение вышеописанной системы управления охраной труда требует:
а) новый, более высокий уровень организации безопасности производства и труда;
б) качественной перестройки работы структурных подразделений и функциональных служб любой организации;
в) больше - объёмную вспомогательную работу;
В создании СУОТ можно выделить несколько этапов:
разработка проекта системы;
рассмотрение проекта, его обсуждение, исправление, принятие в целом; подготовка к внедрению; внедрение системы;
развитие системы как ее непрерывное совершенствование.
-
Для развития системы управления ОТ Красноярского края необходимо:
Основой безопасности персонала о.э., организаций, учреждений является социально-экономическая безопасность. Анализ состояния социально-экономической безопасности целесообразно осуществлять с помощью экспертного оценивания на базе теории нечетких множеств.
Ретроспективный анализ динамики ЧС показывает, что продолжается рост числа ЧС природного и техногенного характера, а также сохраняется угроза ЧС военного характера и терроризма.
Основной задачей систем управления охраной труда является повышение эффективности действий и качества управления за счет совершенствование нормативно-правовой базы, выполнения организационных, научно-технических и методических мероприятий.
-
4.На основании анализа существующих методик предложен новый подход в исследовании задач управлениями рисками - многопараметрический нелинейный регрессионный анализ, при этом разработан эффективный алгоритм и комплекс программ для его реализации.
5.Методика определения потенциальных возможностей системы управления охраной труда в зависимости от уровня ее финансирования и конкретной величины комплексного риска позволяет подойти к обоснованию объективно необходимого объема ресурсов всех видов, привлекаемых к предупреждению и ликвидации возможных опасностей на о.э.
6.Обоснование приоритетных мероприятий совершен-ствования систем управления охраной труда на всех о.э. позволяет повысить в целом эффективность и качество управления ОТ Красноярского края и тем самым достичь поставленной цели.
7. Данный результат позволиет оценить и сравнить уровень еффективности систем управления охраной труда различных субъектов Российской Федерации.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.