Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Воинская обязанность и воинский учет" рассказывает о том, что предусматривает воинская обязанность, также приведены категории годности к военной службе.
Краткое содержание
Воинская обязанность
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Дягилев Александр Людвигович, преподаватель-организатор ОБЖ ФГОУ СОШ №138 Минобороны России, город Трехгорный, Челябинской обл.
pptcloud.ru
Слайд 2
«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны».
Ожегов С. И.
Слайд 3
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
Слайд 4
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Слайд 5
Воинская обязанность предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Слайд 6
Слайд 7
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами.
Слайд 8
Слайд 9
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Слайд 10
Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Слайд 11
Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
Слайд 12
Федеральный Закон «Об обороне»
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
Слайд 13
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Слайд 14
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете
Слайд 15
Исключение составляют граждане:
освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Слайд 16
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
Слайд 17
«…они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов».
КАРАМЗИН Николай Михайлович.
Слайд 18
С конца VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.
Слайд 19
В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве «выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек… и велел им жити в Воробьевской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.
Слайд 20
В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5—7 человек с 1000 мужских душ.
Слайд 21
В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года.
Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.
Слайд 22
«Защита социалистического Отечества, — говорилось в Конституции СССР, — относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».
В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.
Слайд 23
Сегодня воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами.
Слайд 24
В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место жительства;
семейное положение;
образование;
место работы;
годность к военной службе по состоянию здоровья;
профессиональная пригодность к подготовке по ВУС и к военной службе на воинских должностях;
основные антропометрические данные (рост, окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
прохождение военных сборов;
владение иностранными языками;
наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
наличие судимости.
Слайд 25
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Слайд 26
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
военный комиссар — председатель комиссии;
специалист по профессиональному психологическому отбору;
Врач-специалист, изучив представленные медицинские документы на гражданина и обследовав его, оценивает состояние здоровья, физическое развитие и выносит заключение о категории годности к военной службе. Категории годности к военной службе обозначены буквами «А»,«Б»,«В»,«Г»,«Д».
Слайд 28
«А» — годен к военной службе;
«Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» — ограниченно годен к военной службе;
«Г» — временно не годен к военной службе;
«Д» — не годен к военной службе.
Слайд 29
После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
Слайд 30
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;
явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района или города;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Слайд 31
Источники материалов:
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
С. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». Русский язык, Москва, 1990 г.
«50 лет Советского искусства». Советский художник, М., 1967 г.
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема урока: «ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ»
Цели урока: 1) расширить понятие школьников о воинской обязанности граждан, 2) объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет, 3) дать основные определения
Учебные вопросы:
1) Основные понятия о воинской обязанности
2) Организация воинского учета и его предназначение
1-й вопрос: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами (например приказами) и предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
2-й вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.
Исключение составляют граждане:
• освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
• проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
• женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.
Система комплектования войск складывалась постепенно.
Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне “не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве", то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют “много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)".
По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.
Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными - от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения — “вои" выступали в поход со своим оружием.
С образованием единого централизованного государства возникла и новая, более сильная военная организация.
С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско.
К началу XVIII в. Россия после присоединения обширных пространств на западе и востоке стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге.
Под руководством Петра I были проведены военные реформы, превратившие русскую армию и флот в регулярные вооруженные силы.
Постепенно складывалась единая система комплектования войск. В 1705 г. указом Петра I получила законодательное закрепление рекрутская воинская повинность. Суть ее заключалась в том, что в армию и на флот ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. — 5-7 человек с 1000 мужских душ. Служба в армии и на флоте была пожизненной.
Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований.
Реформы вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. 1(13) января 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности" - вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках — до 5 лет, на флоте — до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели. Не призывались и так называемые “инородцы" — представители народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Устав предусматривал также освобождение от службы в армии по семейному положению — не призывался единственный сын, если он был кормильцем семьи, большие льготы предоставлялись лицам, имевшим высшее и среднее образование.
«Защита социалистического Отечества, - говорилось в Конституции СССР, -относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».
В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.
Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.
Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место жительства;
семейное положение;
образование;
место работы;
годность к военной службе по состоянию здоровья;
профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
прохождение военных сборов;
владение иностранными языками;
наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
наличие судимости;
бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии — области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждается главой местного самоуправления района, города (без районного деления).
Врач-специалист по результатам освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит повторное освидетельствование.
При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет (в период с 1 января до 31 марта) заключение о его временной негодности к военной службе не выносится.
В этом случае врач-специалист дает заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке граждан на воинский учет, решением председателя комиссии может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям, а также могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации.
После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;
явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
Тема урока: «ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ»
Цели урока: 1) расширить понятие школьников о воинской обязанности граждан, 2) объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет, 3) дать основные определения
Учебные вопросы:
1) Основные понятия о воинской обязанности
2) Организация воинского учета и его предназначение
1-й вопрос: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами (например приказами) и предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
2-й вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.
Исключение составляют граждане:
• освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
• проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
• женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.
Система комплектования войск складывалась постепенно.
Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне “не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве", то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют “много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)".
По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.
Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными - от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения — “вои" выступали в поход со своим оружием.
С образованием единого централизованного государства возникла и новая, более сильная военная организация.
С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско.
К началу XVIII в. Россия после присоединения обширных пространств на западе и востоке стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге.
Под руководством Петра I были проведены военные реформы, превратившие русскую армию и флот в регулярные вооруженные силы.
Постепенно складывалась единая система комплектования войск. В 1705 г. указом Петра I получила законодательное закрепление рекрутская воинская повинность. Суть ее заключалась в том, что в армию и на флот ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. — 5-7 человек с 1000 мужских душ. Служба в армии и на флоте была пожизненной.
Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований.
Реформы вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. 1(13) января 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности" - вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках — до 5 лет, на флоте — до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели. Не призывались и так называемые “инородцы" — представители народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Устав предусматривал также освобождение от службы в армии по семейному положению — не призывался единственный сын, если он был кормильцем семьи, большие льготы предоставлялись лицам, имевшим высшее и среднее образование.
«Защита социалистического Отечества, - говорилось в Конституции СССР, -относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».
В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.
Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.
Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:
фамилия, имя, отчество;
дата рождения;
место жительства;
семейное положение;
образование;
место работы;
годность к военной службе по состоянию здоровья;
профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
прохождение военных сборов;
владение иностранными языками;
наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
наличие судимости;
бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии — области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, согласованный с руководителями государственных и муниципальных медицинских учреждений, по представлению военного комиссара утверждается главой местного самоуправления района, города (без районного деления).
Врач-специалист по результатам освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит повторное освидетельствование.
При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет (в период с 1 января до 31 марта) заключение о его временной негодности к военной службе не выносится.
В этом случае врач-специалист дает заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке граждан на воинский учет, решением председателя комиссии может определяться их годность к обучению в общественных организациях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям, а также могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации.
После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;
явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.