Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Автор работы: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Казани РТ Глебова Ирина Анатольевна
-
Актуальность исследования
Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.
-
Экологическая культура
Экологическая культура – личностное качество, которым должен обладать каждый живущий на земле. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда в контексте экологических проблем.
-
Уроки «Окружающего мира»
Приоритетная задача - формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
-
Элементы экологической культуры
На уроке окружающего мира формируются элементы экологической культуры: знание основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение.
-
Цели уроков «Окружающего мира»
- формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем; - развитие экологической компетентности; - формирование здорового образа жизни; - создание системы непрерывного экологического образования. В процессе обучения детей предмету «Окружающий мир» также предусматривается: - воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде; - овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; - осознание значимости концепции устойчивого развития.
-
Задачи уроков «Окружающего мира»
формирование эколого-этической компетентности через усвоение системы эколого-этических знаний, умений, навыков и формирование эколого-этического мышления; развитие системы ценностных ориентаций (эколого-этических потребностей, мотивов, интересов), составляющих основу взглядов на окружающий мир, отношение к другим людям и к себе самому; усвоение социально-нравственных норм и принципов, формирование позитивного взгляда на мир природы и ценностных ориентаций к природоохранительной деятельности на основе убеждений.
-
Формы и методы работы на уроках «Окружающего мира»
Игровые формы путешествия по лугу, лесу, морю. Экскурсии. Такие уроки более доступны и интересны младшим школьникам. Они расширяют знания детей об охране природы, раскрывают роль природы в жизни человека. С помощью атласа – определителя дети сами узнают названия растений и насекомых.
-
Осенью дети развешивают кормушки для птиц, а зимой их подкармливают. Исследовательские работы на различные экологические темы: «Экономия воды в быту», «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь», « Что я могу сделать для моего двора, города, Земли» и другие.
-
Решение задач по экологии, например: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветка?» Составление памяток по экологии после каждой пройденной темы.
-
Вывод:
Элементы экологической культуры можно и нужно вводить в учебный предмет и любое внеклассное мероприятие, будь то поисковая работа, военно-спортивная игра или творческий фестиваль. На уроках окружающего мира должны формироваться представления о значении науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Предметные знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2014.–72 с.–(ВИРО). Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», 3-й класс. - М.: Баласс, издательство Школьный дом, 2012г. 3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. М.:АРКТИ, 2014. — 320 с. 4. Основы экологии младшим школьникам: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2012. — 88 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сборник нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2013. — 160 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.