Содержание
-
ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА
-
Не напрасно народ С давних пор и понынеХлебнасущныйзоветСамойпервойсвятыней. Золотые словаЗабыватьмы не вправе: "Хлебвсему голова!" - В поле, в доме, в державе!
-
Хлеб - один изсамыхудивительныхпродуктовчеловеческого труда. Недаром народ создалпословицы: “Земля- матушка, а хлеб– батюшка”, “Хлеб- этожизнь”, “Хлеб – кормилец”, “Беззолота проживешь, а без хлеба– нет”. Изобилиехлеба - заветнаямечтамиллионов людей. Мыпоройзабываем об истиннойценехлеба, о том, чтосравнительнонедорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечьхлеб. Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, то на столеЛюди долго и упорноПотрудились на земле!
-
ИЗ ИСТОРИИ Ученыеполагают, чтохлебусвыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давниевремена мало чемнапоминалнынешний. Первыйхлебпредставлялсобойподобиезапечёнойкашицы, приготовленнойизкрупы и воды, а такжемог стать результатом случайногоприготовленияилинамеренныхэкспериментов с водой и мукой. В древнемЕгипте 5-6 тысяч лет назад произошлокакбывтороерождениехлеба. Там научились разрыхлятьтесто, способом брожения, используячудодейственную силу микроскопическихорганизмов – хлебопекарныхдрожжей и молочнокислыхбактерий. Искусствоприготовления“кислогохлеба” от египтянперешло к грекам. Большим лакомством считалсяразрыхленныйпшеничныйхлеб и в Древнем Риме. Там появились довольнокрупныепекарни, в которыхмастеравыпекалимногиесортахлеба На Русивладелисекретом приготовлениядрожжевоготеста с незапамятныхвремен. Пекарникогда-тоназывалисьизбами. Но пекли хлебпрактически в каждом доме. Лишьнескольковеков назад возникласпециализацияхлебныхделмастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояниянаселениястраны доля потребления самого хлебанемногопадает, но, тем не менее, этоещеосновной продукт на столерабочего, крестьянина, на солдатскомстоле. Современемвозникает все большеблюд с использованием муки.
-
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Иззернышкапшеницыможно получить около 20 миллиграммов муки первогосорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. В Древней Греции новорожденного укладывали в борозду пашни. Считалось, что земля даст ребёнку силу, здоровье. Бедуины, жители Аравийского полуострова, по сей день пекут пресные лепёшки – хибиз – одним из древнейших способов: в яме под тлеющими углями.
-
ХЛЕБ - ЦЕННЫЙ ПРОДУКТ Хлеб - продукт, содержащийбелки (5,5-9,5 %), углеводы (42-50 %), витаминыгруппы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5 %), органическиекислоты. Хлебомудовлетворяется почти вся потребностьорганизмачеловека в углеводах, на треть - в белках, болеечем на половину в витаминахгруппы B, солях фосфора и железа.
-
КАК ХРАНИТЬ ХЛЕБ? Не рекомендуетсяпокупатьсразумногохлеба, от долгогохранения он черствеет, теряетвкус. Хлеблегковоспринимаетвлагу и другие запахи, поэтому держать егонадоотдельно от других продуктов. Для храненияхлебаудобныспециальныедеревянныеилипластмассовыехлебницы, можнохранитьхлеб в эмалированнойпосуде с крышкой.
-
ХЛЕБ, КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТА С хлебомсвязаномногообрядов. У восточных и западныхславянбылопринятокластьхлеб перед иконами, какбысвидетельствуяэтим о своейверности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясьсвататься; с хлебом и сольювстречали гостя, молодых по возвращениииз церкви послевенчания; везли хлебвместе с приданымневесты. Хлеб часто использовали в качествеоберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.
-
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ -Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлебхлебу брат. -Худобед, когдахлебанет. -Хлебани куска, так и в горнице тоска. -Хлебда вода – мужицкаяеда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлебанет – корочка в честь.-Сколькони думай, а лучшехлеба-соли не придумаешь. -Человекхлебомживет, а не промыслом. -Покудаестьхлебда вода, все не беда.
-
ПРИМЕТЫ Не разрешалось, чтобы один человекдоедалхлеб за другим – заберешьегосчастье и силу. Дашьвовремяедыхлебсо стола собакам – постигнетбедность. Самымбольшимгрехом на Русисчиталось уронить хотябы одну крошкухлеба, ещебольшим – растоптатьэтукрошкуногами. Принимаяхлеб соль на рушнике, хлебследуетпоцеловать.
-
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944) - трагическийпериодисториигорода на Неве, когдатолько от голодапогиблосвыше 640 тыс. жителей, десятки тысячпогибли при артиллерийскихобстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации 900 дней жили в условияхблокадыленинградцы. В этовремярабочие получали по 250 г хлеба, а жителигорода 125 г.
-
Я виделаоднажды, по дороге. Подбрасывалмальчишкахлебсухой. И ловко били хлебшальные ноги. Играл, какмячиком, мальчишкаозорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушлаМальчишка в следгляделей, улыбнувшись. Решил, чтоэтонищенкабыла. Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишкеподошел« Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчикпоступилнехорошо» А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось оченьстранным, Чтоветераныхлеб, с собой, несли.
-
Узналмальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлебдушистый на большомстоле. И та, старушка, чтоушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазахмальчишкиголубых, бездонных. Вдруг, сослезамипоявился страх. Она, разрезавхлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадныйЛенинград перенесла. . Вот перед ним возникхолодный город. Вовражескомкольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, чтоподнятбыл с земли.
-
Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, матьего, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Носчастлив он, онхлебдомойнесет. А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не оченьсвежий. Он былединственным и очень дорогим. Нарезавхлеб, сметаеткрошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазахее он видитболь и муку. И тотнемойвопрос «Тыел, сынок»
-
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тотхлеб, у нейиз рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук» Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Онастоит и нежными руками. Мальчишке, хлебдушистый, подает. Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежитдомой, там, матьбольная, ждет. Боль матери всемсердцемпонимает. И оправданий он себе не ждет.
-
Он входит в дом, сидят в немветераны. Все в зале замерло, лишьслышенсердца стук. Все сном прошло, остались толькораныОт боли той, в глазахстоялиспуг. Он понялцену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновьего вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» Стоитона и гладит по головке. В глазаглядит, так, какгляделамать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - толькоэто смог сказать Автор: НинаСамкова
-
В старину на Руси рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб – есть и жизнь. На Украине хозяйка, прежде чем начать выпечку хлеба, надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Рождение хлеба – праздник.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.