Содержание
- 
              
            
История бумаги
 - 
              
            
Цели и задачи
Задачи:
- Подготовить материал об истории изобретения бумаги.
 - Разработать опыты по изучению свойств бумаги.
 - Построить таблицу «Свойства бумаги».
 
Цели:
- Познакомиться с историей, свойствами и видами бумаги.
 - Составить список свойств бумаги и картона.
 - Составить список видов бумаги.
 
 - 
              
            
Бумага существовала не всегда
История бумаги, а с нею и письменности, уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней.
 - 
              
            
На чём писали древние люди?
Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.
 - 
              
            
Что было первым предметом письменности?
Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.
 - 
              
            
Какие материалы пришли на смену глине?
- В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием.
 - В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях.
 
 - 
              
            
Но пальмы растут не везде
 - 
              
            
На чём писали в России?
В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.
 - 
              
            
Пергамент
Через много-много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.
 - 
              
            
Родиной бумаги считают Китай
Отцом бумаги считают китайца Цай Луня. В 105 году новой эры делали её так : клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали камнями и кидали в чан с водой.
 - 
              
            
Производство бумаги
Затем взбалтывали до тех пор, пока не получалась кашеобразная масса. Ее избавляли от воды и оставшуюся массу просушивали.
 - 
              
            
Как изготавливают современную бумагу
- Современную бумагу изготавливают по несколько другим технологиям. В качестве материала для изготовления используют : размолотое целлюлозное волокно, древесную массу, клей и каолин.
 - Технология производства бумаги практически не изменилась. Ее производство идет в 4 этапа.
 
 - 
              
            
- Сеточная часть: бумажная масса освобождается от воды.
 - Прессовая часть: вода отжимается под действием прессов.
 - Сушильная часть: бумажная лента прокатывается через сушильные цилиндры. Здесь же она проклеивается.
 - Отделочная часть:
- полированные чугунные
 - цилиндры уплотняют бумагу,
 - делая ее поверхность более ровной.
 
 
 - 
              
            
Основные свойства бумаги
- белизна
 - гладкость
 - упругость
 - пластичность
 - впитываемость
 - непрозрачность
 - незасоренность
 - прочность верхнего слоя
 - плоскостность
 
 - 
              
            
Виды бумаги
- для печати(типографская, офсетная)
 - для письма(писчая, почтовая, конвертная)
 - чертежно-рисовальная(калька, чертежная)
 - электроизоляционная
 - папиросная(мундштучная)
 - впитывающая(фильтровальная)
 - светочувствительная
 - переводная
 - оберточная
 - промышленно-техническая
 
 - 
              
            
Опыты с бумагой
Опыт №1
- От листа газеты вдоль края оторви узкую полоску.
 - Внимательно рассмотри кромку бумаги по линии разрыва. Края получились мохнатые, ворсистые.
 - Повтори опыт с цветной бумагой и картоном. Что ты видишь?
 - Рассмотри газетную бумагу через лупу. Какое у него строение?
 - Можем ли мы сказать, что бумага и картон состоят из волокон?
 - Рассмотри внимательно вату, пластилин, ткань хлопчатобумажную, швейные нитки, стекло. Подчеркни названия материалов, которые имеют волокнистое строение.
 - Вывод.
 
 - 
              
            
Опыт №2
- Возьми два одинаковых листа бумаги.
 - Один лист согни пополам и прогладь линию сгиба пальцем, линейкой или специальной гладилкой. Теперь попробуй разорвать лист. Где прошла линия разрыва?
 - Попробуй разорвать второй лист бумаги в том же направлении без предварительного складывания и проглаживания линии сгиба. Какая получилась линия разрыва?
 - Вывод: проглаживая линию сгиба бумаги, мы разрушаем. И уменьшаем прочность бумаги по намеченной линии.
 
 - 
              
            
Опыт №3
- Возьми ровную полоску бумаги.
 - Половину полоски сомни,а затем распрямь и разгладь.
 - Теперь возьми полоску за концы и потянив разные стороны.
 - Отметь, в каком месте разорвалась полоска.
 - Сделай вывод о том, как надо хранить бумагу и работать с ней.
 
Опыт №4
- Возьми полоску бумаги за концы и намочи её середину в тарелке с водой. Где теперь разорвётся бумага если потянуть её за концы?
 - Вывод: при увлажнении бумага...
 
 - 
              
            
Свойства бумаги и картона
Поставь «да» или «нет» в нужной графе.
 - 
              
            
Вывод
- Бумага – листовой материал, состоящий из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой.
 - Она является поистине самым великим и важным изобретением человечества.
 
 - 
              
            
Литература
- Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
 - Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2
 - Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984.
 - Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.
 - Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960
 - Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
 - Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
 
 - 
              
            
Белизна бумаги
- Высокий уровень белизны печатной бумаги крайне желателен, так как четкость, удобочитаемость издания зависят от контрастности запечатанных и пробельных участков оттисков.Уровень белизны бумаги зависит от её возможно более глубокого и равномерного отражения лучей разнообразной длины по всему спектру дневного рассеянного белого света. Для того чтобы увеличить белизну бумаги, ликвидировать вероятный желтоватый оттенок, бумагу в процессе изготовления подкрашивают синими и фиолетовыми красителями или вводят в её состав оптические отбеливатели.
 - Степень белизны некоторых видов бумаги:- мелованная с оптическим отбеливателем - 84%;- мелованная без оптического отбеливателя - 78%;- чистоцеллюлозная печатная бумага с оптическим отбеливателем - 83%;- чистоцеллюлозная печатная бумага без оптического отбеливания - 78%;- печатная бумага с белой древесной массой - 72%;- газетная бумага - 65%.
 
 - 
              
            
Степень белизны некоторых видов бумаги
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.