Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 4 класса на тему "Как жить в мире людей" по окружающему миру. Состоит из 20 слайдов. Размер файла 1.0 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.
группа людей с общими интересами
Синонимы:
совокупность
круг людей
социум
Слайд 3
Музыка вызывает
положительные эмоции.
Музыканты поступают хорошо.
Слайд 4
Музыка вызывает
отрицательные эмоции.
Музыкант поступает плохо.
Слайд 5
Проблема урока
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
Слайд 6
Совесть
Сознание нравственной ответственности за свое поведение
Внутренняя убежденность в том, что является добром и злом
Способность осуществлять самоконтроль
Слайд 7
Чего по-вашему стоит стыдиться в жизни?
Неблаговидных поступков
Невежества
Бездушного отношения к окружающим
«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»
Слайд 11
А.С. Макаренко
«Надо чтобы человек поступал по - совести не тогда, когда на него смотрят, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой»
Слайд 12
* * *
В ком стыд,
в том и совесть.
Слайд 13
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
Слайд 14
Актуальна ли русская народная сказка «Волк и семеро козлят» в наше время?
Слайд 15
Гипотеза:
Я думаю, что сказка актуальна. В нашей жизни встречаются ситуации где люди, как звери. Добрые – «козлята». Злые – «волки».
Слайд 16
Ситуация 1:
Ко мне в дверь постучался мужчина. Попросил её открыть. Зачем? Я не знаю.
Дверь я не открыла и поступила правильно. Могла бы быть беда.
Слайд 17
Ситуация 2:
На улице подошёл мальчик. Он попросил телефон позвонить. Взял и убежал.
В этой ситуации я поверила мальчику. Но он оказался плохим- «Волком».
Слайд 18
Ситуация 3:
Однажды в подъезде дома я встретила девочку. Она попросила попить, я её впустила. В квартире пропало золотое кольцо.
Здесь я забыла, что нельзя впускать в квартиру чужих людей. Оказывается и девочки бывают плохие.
Слайд 19
Вывод
Ситуации, в которых я оказалась, говорят, что в современной жизни люди бывают – «Волки» и «Козлята»- злые и добрые.
Слайд 20
Обращение!
* * *
Друзья!
Давайте жить по – совести.
Посмотреть все слайды
Конспект
Урок окружающего мира (4 класс)
по теме: «Как жить в мире людей?» (в учебнике тема 7).
Цели и задачи:
Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.
Формируются следующие УУД:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.
Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом); карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль; карточки с заданиями для групп; таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентация.
План урока:
Закрепление усвоенных понятий.
- Что такое «общество»? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг людей, социум).
- Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть «конфликт»). Синонимы… (разногласие, столкновение).
-Как вы понимаете, что такое «компромисс»? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение.
Постановка проблемы.
- Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)
На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».
- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)
На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».
- Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.
- Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.
На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?»
Актуализация знаний.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.
(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).
- Какой они совершили поступок? (плохой)
- А как вы это определили?
- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?
(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?
- А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их что-то «грызёт» изнутри?
(«внутренний голос», совесть)
- А если бы «внутренний голос» не подсказал ребятам, кто бы это сделал?
- Другие люди.
(на доске выстраивается схема)
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
внутренний голос другие люди
совесть
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Совесть, мораль.
- Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).
- Какого человека называют «бессовестный»?
(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).
- Чего, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок?
Работа в группах.
Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.
- Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Кто дома нашёл толкование слова «мораль»?
(на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»).
Задание группам:
- Назовите качества человека, который живёт:
по совести не по совести
добрый злой
честный бессовестный
добросовестный лживый
трудолюбивый грубый
вежливый безответственный
справедливый жестокий
внимательный
- Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности».
(«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Физкультурная пауза «Морские волны».
Команда «Штиль» - все замирают.
«Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся.
«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом.
Опять команда «Штиль».
Право.
- Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»
- Девочка совершила хороший поступок?
- А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)
б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!»
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?
- Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?
- Как эти правила называются? (мораль)
в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает его и говорит: «Ты нарушил правила дорожного движения!»
- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?
Кто напомнил ему, что так делать нельзя?
- Как называются такие правила? (мораль)
- Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».
- Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).
- Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)
(на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право»).
- Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает порядок в обществе? (право)
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?
- Давайте на закрепление поиграем.
Игра «У кого доводов больше?»
Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы, подтверждающие его.
Итог.
- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.
- И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.
VII. Рефлексия. Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения) - Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания, комментируя. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего незнания).
- Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок.
Урок окружающего мира (4 класс)
по теме: «Как жить в мире людей?» (в учебнике тема 7).
Цели и задачи:
Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право».
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация.
Формируются следующие УУД:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.
Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом); карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль; карточки с заданиями для групп; таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентация.
План урока:
Закрепление усвоенных понятий.
- Что такое «общество»? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова (совокупность, круг людей, социум).
- Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может возникнуть «конфликт»). Синонимы… (разногласие, столкновение).
-Как вы понимаете, что такое «компромисс»? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение.
Постановка проблемы.
- Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? (положительные: радость, удовольствие)
На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо».
- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение)
На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».
- Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.
- Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос.
На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?»
Актуализация знаний.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Опишите, какая ситуация изображена на рисунке-заставке.
(Мальчики разбили стекло футбольным мячом).
- Какой они совершили поступок? (плохой)
- А как вы это определили?
- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?
(Да, они осторожно заглядывают в комнату, им стыдно, это видно по их лицам)
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершали поступок?
- А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно предположить, что их что-то «грызёт» изнутри?
(«внутренний голос», совесть)
- А если бы «внутренний голос» не подсказал ребятам, кто бы это сделал?
- Другие люди.
(на доске выстраивается схема)
Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается совершить?
внутренний голос другие люди
совесть
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Совесть, мораль.
- Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом).
- Какого человека называют «бессовестный»?
(того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести).
- Чего, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок?
Работа в группах.
Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.
- Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Кто дома нашёл толкование слова «мораль»?
(на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»).
Задание группам:
- Назовите качества человека, который живёт:
по совести не по совести
добрый злой
честный бессовестный
добросовестный лживый
трудолюбивый грубый
вежливый безответственный
справедливый жестокий
внимательный
- Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило нравственности».
(«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Физкультурная пауза «Морские волны».
Команда «Штиль» - все замирают.
«Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся.
«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом.
Опять команда «Штиль».
Право.
- Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»
- Девочка совершила хороший поступок?
- А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть)
б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!»
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя?
- Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения?
- Как эти правила называются? (мораль)
в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает его и говорит: «Ты нарушил правила дорожного движения!»
- Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть?
Кто напомнил ему, что так делать нельзя?
- Как называются такие правила? (мораль)
- Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».
- Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это государственный документ).
- Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права)
(на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право»).
- Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает порядок в обществе? (право)
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
- Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
- Как люди отличают, что хорошо, а что плохо?
- Давайте на закрепление поиграем.
Игра «У кого доводов больше?»
Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы, подтверждающие его.
Итог.
- Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки самый большой кусок торта, подставить подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью-то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.
- И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.
VII. Рефлексия. Метод «Ресторан» (АМО - активный метод обучения) - Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания, комментируя. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего незнания).
- Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.