Содержание
-
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительнойгруппе. Тема: «Свойства воздуха. Познавательно- исследовательская деятельностьв подготовительной группе детскогосада Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольногои дополнительногообразования. Задачи: Образовательная область «Познавательноеразвитие» Развивать интерес к экспериментированию с разнымматериалом. Уточнить и закрепить представления о свойствах жидкихи сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар,мука). Закрепить способы распознающего наблюдения: умениевыявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. Расширение кругозора детей в части элементарныхпредставлений об окружающем мире. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Создать условия для самостоятельного поиска сведенийоб окружающеммире. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делатьвыводы. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместнойдеятельности. Развитие свободного общения со взрослыми идетьми. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. Создать у детей радостноенастроение.
-
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемнойситуации. Продолжать учить детей во время опытов соблюдатьправила безопасности. Образовательная область «Речевое развитие»: Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы,рафинад. Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные оборотыречи. Материал и оборудование дляопытов: Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытьяпосуды. На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука,сахар. Ход эксперимента. Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Собрались мы сновавместе, Чтобы былоинтересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята,начинаем! Ребята, многие материалы производятся путем смешиванияразных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал? Дети:Жидкость. Воспитатель: Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Чтовы наблюдаете? Смешалась ли вода имасло? Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются. Воспитатель: (дополняет выводдетей)
-
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия. Воспитатель: Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар? Дети: ответыдетей. Воспитатель: Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар- рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку сводой. Посмотрите, что с нимпроисходит? Дети:(ответы). Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар сводой? Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде. Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором. Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучийматериал? Дети:Сыпучий. Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода смукой? Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость. Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густуюмассу. Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал? Дети:Сыпучий. Воспитатель:
-
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Чтопроисходит? Дети: Сольрастворилась. Воспитатель: Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось вводе? Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всюсоль Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, намолоке? Дети:(ответы) Воспитатель: Давайте проверим вашипредположения. Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытьяпосуды. Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средстводля мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстродвигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги,пятна). Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается? Дети: (ответы, предположения детей) Воспитатель:(дополняет) Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваютсякрасители.
-
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокусс воздушным шариком ибутылкой. Опыт демонстрируется без объяснениядетям. Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить сшариком? Дети:(ответы) Воспитатель: Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдетответ. Цели и задачи: Расширять представления детей о растениях, и значении растений в жизни человека; о природных красителях. Расширять у детей словарный запас: "хлопок","красители". Учить детей опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань. Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и ксвоей деятельности. Материалы к занятию: Бутылка с письмом, аудиозапись "шум моря", ширма, кукла-перчатка "мальчик в одежде из листьев", ветка хлопка, вата, сундук: х/б белые лоскутки ткани, лупы, емкости с натуральными красителями, терка, марля, прищепки, фартуки, влажные салфетки, перчатки, доски (для пластилина), блюдца; овощи: свекла, морковь, лук. Ходзанятия. Воспитатель: Представьте себе, что вы на берегу моря. Расположитесь по удобнее, закройте глаза, послушайте, как шумит море, плещутся волны, дует теплый ветер:(прослушивание аудиозаписи).
-
А теперь откройте глаза и осмотритесь (находятбутылку). Какая-то бутылка. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей). Верно, море выбросило на берег, а в ней что-то есть (достают письмо). "S.O.S. Помогите, я на необитаемом острове, замерзаю. Вот вам мои координаты: 80° ю.ш. и 20° в.д.Флинт." В письме написано S.O.S. - что это значит? (ответы детей). Верно, кому-то нужна помощь. Что будем делать? (нужнопомочь) Что ж оправимся на помощь, на необитаемыйостров. На чем поплывем? Сядем в "лодку" и поплывем (имитация лодочнойгребли). Вот мы и на острове, а вот, наверное, и наш маленький человечек Флинт. Флинт (из-за ширмы): - Здравствуйте, как я рад васвидеть! Воспитатель: - Это у тебя случиласьбеда? Флинт: - Я уже давно живу на этом острове. Онтакой удивительный этот остров, здесь растут и овощи, и фрукты, но я не придумал из чего мне сделать одежду. Моя одежда из листьев плохо греет и она не такая яркая как увас. Воспитатель: - Мы подумаем, как можно тебе помочь, а ты пока погрейся на солнышке. Воспитатель: Приплывши на остров, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье - далеко друг от друга не ходить, и в рот ничегоне брать. Как же помочьФлинту?
-
Смотрите, ребята, я нашла интересное растение. Кто из вас знает, как оно называется? (ответыдетей). Это хлопок - растение, которое нас одевает. Как оно может нас одеть? Это растение растет в теплых странах. Растет кустиком,на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена,покрытые мелким, белым пушком, пушок растет из коробочки. Этот пух и используют для изготовления материи. Когда хлопок созревает, его собирают, и отвозят на перерабатывающие заводы. Затем, из него изготавливаютткань. Воспитатель : Что это? Сундук! Посмотрим, что там? (достаем кусочки материи - белые лоскутки х/б ткани). Вот такую ткань изготавливают из хлопка, она называется хлопчатобумажнаяткань. Здесь есть еще какие-то стеклышки. Как они называются? (увеличительные стекла или лупа). Давайте рассмотрим ткань с помощью луп. Что вы видите? (переплетения ниток: продольные ипоперечные). Сравните с ватой: вата мягкая, а нитки из хлопка толстые. Это натуральная ткань, она изготовлена из растений. То, что на вас одето, все сшито из ткани, попробуйте найти одежду из хлопка (дети исследуют одежду, надетую на них, сравнивая собразцом). Воспитатель: Вы устали? А давайте немного отдохнем и потанцуем (под песню "Чунга-чанга" дети выполняютдвижения). Ребята, почему ваша одежда такая яркая? А наша ткань белая! (предположениядетей). Чем ее можнопокрасить? Современные краски изготавливают из нефти и минералов (показывает бутылочки скраской) А давным-давно, люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. По пути на поляну мы видели овощи, вернитесь, пожалуйста, и соберитеих. Ребята, из этих овощей можно приготовитькраски.
-
Из какого овоща получилась темно-красная краска? (изсвеклы) А как? Ведь свекла твердая, а краска - жидкая. С помощью терки. Что можно сделать со свеклой с помощью терки? Можно натереть, а затем взять марлю и выжать сок (демонстрируют 2-е детей). А теперь догадайтесь, как получилась оранжевая краска? (ответы детей). Из моркови. А как? (ответыдетей). А коричневую? (ответы детей). Для того чтобы сделать краску из лука, снимают с луковицы шелуху, кипятят ее, процеживают. А теперь и вы можете, как люди в древние времена окрасить ткань в разные цвета. Вместе со мной берем лоскут белой ткани прищепками и опускаем в черепок с растительной краской, даем стечь, и кладем на доску для высыхания (дети окрашивают ткань). Вот мы и помогли нашему другу (появляетсяФлинт). Воспитатель: - Мы оставляем тебе разноцветные кусочки ткани, теперь ты сможешь сшить себеодежду. Флинт: - Я благодарен вам. Спасибо. Досвидания! Воспитатель: Ну а нам, ребята, домой пора, поплылиобратно Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что интересного, нового вы узнали? (ответыдетей). Воспитатель: теперь мы знаем, что растения дают нам не только пищу, а еще и краску. Ребята, а для вас у меня естьдомашнее задание: какими еще растениями (овощами, или фруктами)можно покраситьткань.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.