Содержание
-
Лес – природное сообщество
Учитель начальных классов МОУ«Таицкая средняя общеобразовательная школа» Конашева Нина Николаевна
-
Главная задача урока ответить на вопрос:«Почему так называют лес?»
-
Содержание:
Презентация учителя (слайды№1-14, 34-39)
Презентации учащихся:
- 1 группа (слайды №16 – 22)
- 2 группа (слайды № 23 – 27)
- 3 группа (слайды №28 – 33)
Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды №34- 38)
-
План изучения сообщества:
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют сообщество.
3. Как связаны между собой организмы в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Охрана сообщества.
-
Ход урока: Рассказ учителя.
Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.
-
-
Вопросы и задания классу:
- Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите.
- Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды № 7, 8, 9, 10, 11)
-
-
-
-
-
Животные, обитающие в лесу.
-
Работа с учащимися:
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему?
- В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни?
- Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу.
- Чем же является лес для животных?
-
Вывод:
«Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются.»
-
Самостоятельные исследовательские работы учащихся.
Учащиеся делятся на три группы:
1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы?
2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие.
3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса.
-
Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»
-
Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»
-
Ход исследования:
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
-
В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
-
Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор.
-
- Грибами питаются многие животные, живущие в лесу.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
-
Вывод:«Грибы необходимы для леса.»
-
Проблемный вопрос: «Как в лесу складывается природное равновесие?»
-
Гипотеза:
«Мышиное потомство размножается так быстро, что может уничтожить все будущие растения»
-
Ход исследования:
Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса
-
В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько,
сколько необходимо для жизни всех обитателей
-
Вывод:
«Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу»
-
Проблемный вопрос:
«Что такое лесная подстилка и нужна ли она лесу?»
-
Гипотеза:
«Лесная подстилка мешает лесу, загрязняет его»
-
Ход исследования:
- Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
- Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.
-
Опыт учёных
Учёные проделали опыт: в два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были микробы, насекомые и их личинки, а в другом - только микробы. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранилась довольно долго.
-
Лесная подстилка- дом для животных
Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.
-
Вывод:
Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесу
-
Работа класса с учителем:
- А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске.
Значение леса:
- дом для растений, животных, грибов;
- защитник воздуха, водоёмов и почв;
- место для отдыха человека;
- источник ягод, грибов, лекарственных растений;
- источник древесины.
-
Охрана леса
Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять.
- Какие правила нужно соблюдать в лесу?
- Что вы можете сделать для охраны леса?
-
-
Рефлексия:
Почему же лес называют природным сообществом?
-
Ответ учащихся:
Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом.
-
Использованная литература
1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс
- Детская энциклопедия «Я познаю мир»
- Электронно- наглядное пособие «Природа России»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.