Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по предмету "Окружающий мир", призванная к развитию устной речи у детей, а также познакомить их с признаками осени и в частности, месяцем октябрем. Дети увидят много ярких фото, которые постараются описать словами.
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Времена года: октябрь - середина осени.
Автор – Белова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов, высшая категория
Слайд 2
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Слайд 3
Зима
Весна
ЛетоОсень
Жара
Листопад
Проталины
Снегопад
Слайд 4
Времена года:октябрь - середина осени.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Народные приметы.
Облака идут низко – к дождю и холоду.
Тёплая осень – к долгой зиме.
Если с дерева лист чисто падает –
будет холодная зима.
Много желудей на дубе – к лютой зиме.
Слайд 9
Пословицы.
Весна да осень -
на дню погод восемь.
Что летом припасёшь -
с тем зиму проведёшь.
Весна красна да голодна -
осень дождлива да сытна.
Слайд 10
Осенью низко плывут тучи.
Целый день льёт холодный дождь.
Солнышко выглядывает редко.
По дороге разлились лужи.
Дождливый день.
Слайд 11
Стоит сухая осень.
Светит яркое солнце.
С деревьев осыпаются листья.
Птицы улетают в тёплые края.
Солнечный день.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
гололёд
иней
листопад
люди одеваются теплее
ночной холод
осень
мороз после дождя
деревья готовятся к зиме
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Литература
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс.
Москва, АРТКИ, 2006г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. Москва, Айрис-пресс, 2007г.
Посмотреть все слайды
Конспект
БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа»
Грязовецкого района, Вологодской области
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Времена года: октябрь – середина осени.
Автор – Белова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов специального (коррекционного) обучения 8 вида
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Тема. Времена года: октябрь – середина осени.
Цель: выяснение основных признаков середины осени.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия об изменениях в природе осенью;
установить причинно-следственные связи и закономерности на основе наблюдений;
учить связному высказыванию, описывая предметы и явления природы, с использованием слов-предметов, признаков и действий;
учить правильно строить предложения, активно участвовать в беседе;
развивать наблюдательность, внимание;
корректировать и развивать мышление при работе с пословицами, народными приметами, деформированными предложениями;
учить работать в парах и тройках;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе;
Оборудование: презентация, картина «Работа в саду», план-схема, осенние листья, карточки.
1. Актуализация урока.
Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу. Соедините стрелкой слова каждой пары.
Зима жара Слайд 1
Весна листопад
Лето проталины
Осень снегопад
Какое время года сейчас идёт?
Какой месяц?
Какой месяц прошёл?
Какой будет месяц?
Назовите по порядку осенние месяцы.
Октябрь, какой месяц? (средний).
Значит сейчас какой период осени? (середина)
2. Целеполагание.
Как вы считаете, какая тема нашего урока? (осень, октябрь)
Тема. Времена года: октябрь – середина осени. Слайд 2
Исходя из темы урока, какую цель поставим?
Цель: выяснить признаки середины осени.
Что для этого нужно сделать?
Задачи: учиться наблюдать за природой, сравнивать, устанавливать взаимосвязи и зависимости в природе, описывать предметы и явления природы, развивать речь, внимание, сообразительность.
3. Работа над темой урока. Слайд 3
Часто ли в октябре выглядывает солнышко?
Почему я сказала « выглядывает»? (появляется из-за облаков).
Какое стало небо? (небо покрыто серыми облаками или затянуто серой пеленой (плёнкой), хмурое).
Стало тепло или холодно по сравнению с летом? (холодно).
Какие бывают осадки? (дождь, мокрый снег).
Какой дождь осенью? ( мелкий, моросящий, холодный, затяжной).
Появляются лужи, которые долго не высыхают, ночью покрываются льдом.
Если ночью холодно, что появляется на траве? (иней). Слайд 4
Но бывают и солнечные дни, голубое небо, солнце светит, но греет мало.
Опишите погоду сегодняшнего дня. (Отметить в календаре наблюдений)
Вывод. Мы описали небо, солнце, температуру воздуха, осадки – погоду.
А теперь будем выяснять, что происходит с листьями на деревьях? (желтеют и опадают). Слайд 5
Какого цвета бывают листья?
Как падают листья в тихую погоду? (медленно, кружатся в воздухе).
Как падают листья в ветряную погоду? (летят, вьются по ветру).
При понижении температуры - похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная, то листья бывают яркие; если осень затяжная, дождливая, то окраска листьев тусклая, неяркая.
Как называется это явление в природе? (листопад).
Как называется этот период осени? (золотая осень).
4. Игра «С какого дерева лист?»
Я загадываю загадку, а вы её отгадываете и показываете нужный лист.
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят. ( берёза)
Я из крошки-бочки вырос,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость:
Садам – украшение,
И дроздам – угощение. (рябина)�
Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад!
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (тополь)
5. Физминутка.
Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон, зашумел листвою клён.
Покажите лист клёна.
6. Народные приметы. Слайд 6
Издавна люди наблюдали за погодой, свои наблюдения они запоминали, записывали. А потом их проверяли снова и снова. Так появились народные приметы. Вот некоторые из них.
Облака идут низко – к дождю и холоду.
Тёплая осень – к долгой зиме.
Если с дерева лист чисто падает – будет холодная зима.
Много желудей на дубе – к лютой зиме.
7. Пословицы и поговорки. Слайд 7
Работа в парах.
Собери пословицу, у одного – начало, у другого – конец.
Объясните смысл пословицы.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь.
Весна красна да голодна, осень дождлива, да сыта.
8. Составление рассказа. Работа в тройках.
Работа с деформированным текстом.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Стоит сухая осень. Осенью низко плывут тучи.
Светит яркое солнце. Целый день льёт холодный дождь.
С деревьев осыпаются листья. Солнышко выглядывает редко.
Птицы улетают в тёплые края. По дороге разлились лужи.
Определите по рисунку, какая группа будет читать свой рассказ первой. ( Дождливый день. Солнечный день.)
Вывод. Какие признаки осени мы уже назвали? (погоду, деревья)
9. Изменения в жизни животных.
Мы описали погоду, рассказали о растениях. А что же происходит с животными? Слайд 8
Какие птицы улетают?
Какие остаются?
Какие птицы прилетают к нам на зиму?
Куда делись насекомые? Слайд 9
Муравьи прячутся муравейнике.
Что осенью делает белочка? Слайд 10
Белка делает запасы на зиму. 1 белка запасает до 15 кг орехов, грибов, семян хвойных растений. Прячет их в гнезда, дупла, зарывает в мох.
Что в октябре делает медведь? Слайд 11
Медведь готовит себе берлогу и ложится спать. Когтями надирает мишка полоски еловой коры, сверху прикрывает их мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, чтобы получился шалаш. Спит до весны.
А что делает ёжик? Слайд 12
Он находит себе норку и спит.
А все ли животные так готовятся к зиме? Слайд 13
Почему лоси не делают себе запасов на зиму? (они питаются ветками деревьев).
Они не делают запасов, не строят для себя дом, но у них вырастает тёплая шерсть.
Вывод. Что мы сейчас выяснили? (как изменилась жизнь животных)
10. Изменения в жизни людей. Слайд 14
Чем люди занимаются осенью?
В связи с похолоданием люди стали одеваться теплее. Убрали всё на огородах, в полях. Сгребают листья, делают на зиму заготовки, утепляют жилище.
11. Составление рассказа по картине. Картина.
Какое время года изображено?
Что делают дети?
12. Игра «Да или нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
Вы хорошо запомнили признаки осени. Молодцы.
13. Самостоятельная работа. Слайд 15
Найдите причины следующих осенних явлений. Соедините стрелками.
листопад ночной холод
иней осень
гололёд мороз после дождя
люди одеваются теплее деревья готовятся к зиме
14. Обобщение. Составление рассказа об осени по картинному плану.План
С помощью картинок-схем назовите основные признаки осени, октября.
15. Вывод по уроку.
Вернёмся к цели нашего урока. Мы выяснили признаки осени?
С каким настроением вы работали на уроке? (смайлики ) Слайд 16
16. Домашнее задание.
Знать по порядку осенние месяцы, продолжать вести наблюдения за погодой.
17. Оценки за урок.
Слайд 17
Литература
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс. Москва, АРТКИ, 2006г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. Москва, Айрис-пресс, 2007г.
БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа»
Грязовецкого района, Вологодской области
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида
Тема. Времена года: октябрь – середина осени.
Автор – Белова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов специального (коррекционного) обучения 8 вида
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Тема. Времена года: октябрь – середина осени.
Цель: выяснение основных признаков середины осени.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия об изменениях в природе осенью;
установить причинно-следственные связи и закономерности на основе наблюдений;
учить связному высказыванию, описывая предметы и явления природы, с использованием слов-предметов, признаков и действий;
учить правильно строить предложения, активно участвовать в беседе;
развивать наблюдательность, внимание;
корректировать и развивать мышление при работе с пословицами, народными приметами, деформированными предложениями;
учить работать в парах и тройках;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе;
Оборудование: презентация, картина «Работа в саду», план-схема, осенние листья, карточки.
1. Актуализация урока.
Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу. Соедините стрелкой слова каждой пары.
Зима жара Слайд 1
Весна листопад
Лето проталины
Осень снегопад
Какое время года сейчас идёт?
Какой месяц?
Какой месяц прошёл?
Какой будет месяц?
Назовите по порядку осенние месяцы.
Октябрь, какой месяц? (средний).
Значит сейчас какой период осени? (середина)
2. Целеполагание.
Как вы считаете, какая тема нашего урока? (осень, октябрь)
Тема. Времена года: октябрь – середина осени. Слайд 2
Исходя из темы урока, какую цель поставим?
Цель: выяснить признаки середины осени.
Что для этого нужно сделать?
Задачи: учиться наблюдать за природой, сравнивать, устанавливать взаимосвязи и зависимости в природе, описывать предметы и явления природы, развивать речь, внимание, сообразительность.
3. Работа над темой урока. Слайд 3
Часто ли в октябре выглядывает солнышко?
Почему я сказала « выглядывает»? (появляется из-за облаков).
Какое стало небо? (небо покрыто серыми облаками или затянуто серой пеленой (плёнкой), хмурое).
Стало тепло или холодно по сравнению с летом? (холодно).
Какие бывают осадки? (дождь, мокрый снег).
Какой дождь осенью? ( мелкий, моросящий, холодный, затяжной).
Появляются лужи, которые долго не высыхают, ночью покрываются льдом.
Если ночью холодно, что появляется на траве? (иней). Слайд 4
Но бывают и солнечные дни, голубое небо, солнце светит, но греет мало.
Опишите погоду сегодняшнего дня. (Отметить в календаре наблюдений)
Вывод. Мы описали небо, солнце, температуру воздуха, осадки – погоду.
А теперь будем выяснять, что происходит с листьями на деревьях? (желтеют и опадают). Слайд 5
Какого цвета бывают листья?
Как падают листья в тихую погоду? (медленно, кружатся в воздухе).
Как падают листья в ветряную погоду? (летят, вьются по ветру).
При понижении температуры - похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная, то листья бывают яркие; если осень затяжная, дождливая, то окраска листьев тусклая, неяркая.
Как называется это явление в природе? (листопад).
Как называется этот период осени? (золотая осень).
4. Игра «С какого дерева лист?»
Я загадываю загадку, а вы её отгадываете и показываете нужный лист.
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят. ( берёза)
Я из крошки-бочки вырос,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость:
Садам – украшение,
И дроздам – угощение. (рябина)�
Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад!
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват. (тополь)
5. Физминутка.
Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон, зашумел листвою клён.
Покажите лист клёна.
6. Народные приметы. Слайд 6
Издавна люди наблюдали за погодой, свои наблюдения они запоминали, записывали. А потом их проверяли снова и снова. Так появились народные приметы. Вот некоторые из них.
Облака идут низко – к дождю и холоду.
Тёплая осень – к долгой зиме.
Если с дерева лист чисто падает – будет холодная зима.
Много желудей на дубе – к лютой зиме.
7. Пословицы и поговорки. Слайд 7
Работа в парах.
Собери пословицу, у одного – начало, у другого – конец.
Объясните смысл пословицы.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь.
Весна красна да голодна, осень дождлива, да сыта.
8. Составление рассказа. Работа в тройках.
Работа с деформированным текстом.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Стоит сухая осень. Осенью низко плывут тучи.
Светит яркое солнце. Целый день льёт холодный дождь.
С деревьев осыпаются листья. Солнышко выглядывает редко.
Птицы улетают в тёплые края. По дороге разлились лужи.
Определите по рисунку, какая группа будет читать свой рассказ первой. ( Дождливый день. Солнечный день.)
Вывод. Какие признаки осени мы уже назвали? (погоду, деревья)
9. Изменения в жизни животных.
Мы описали погоду, рассказали о растениях. А что же происходит с животными? Слайд 8
Какие птицы улетают?
Какие остаются?
Какие птицы прилетают к нам на зиму?
Куда делись насекомые? Слайд 9
Муравьи прячутся муравейнике.
Что осенью делает белочка? Слайд 10
Белка делает запасы на зиму. 1 белка запасает до 15 кг орехов, грибов, семян хвойных растений. Прячет их в гнезда, дупла, зарывает в мох.
Что в октябре делает медведь? Слайд 11
Медведь готовит себе берлогу и ложится спать. Когтями надирает мишка полоски еловой коры, сверху прикрывает их мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, чтобы получился шалаш. Спит до весны.
А что делает ёжик? Слайд 12
Он находит себе норку и спит.
А все ли животные так готовятся к зиме? Слайд 13
Почему лоси не делают себе запасов на зиму? (они питаются ветками деревьев).
Они не делают запасов, не строят для себя дом, но у них вырастает тёплая шерсть.
Вывод. Что мы сейчас выяснили? (как изменилась жизнь животных)
10. Изменения в жизни людей. Слайд 14
Чем люди занимаются осенью?
В связи с похолоданием люди стали одеваться теплее. Убрали всё на огородах, в полях. Сгребают листья, делают на зиму заготовки, утепляют жилище.
11. Составление рассказа по картине. Картина.
Какое время года изображено?
Что делают дети?
12. Игра «Да или нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
Вы хорошо запомнили признаки осени. Молодцы.
13. Самостоятельная работа. Слайд 15
Найдите причины следующих осенних явлений. Соедините стрелками.
листопад ночной холод
иней осень
гололёд мороз после дождя
люди одеваются теплее деревья готовятся к зиме
14. Обобщение. Составление рассказа об осени по картинному плану.План
С помощью картинок-схем назовите основные признаки осени, октября.
15. Вывод по уроку.
Вернёмся к цели нашего урока. Мы выяснили признаки осени?
С каким настроением вы работали на уроке? (смайлики ) Слайд 16
16. Домашнее задание.
Знать по порядку осенние месяцы, продолжать вести наблюдения за погодой.
17. Оценки за урок.
Слайд 17
Литература
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс. Москва, АРТКИ, 2006г.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.
Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. Москва, Айрис-пресс, 2007г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.