Содержание
-
А.Г.КаЗАКОВА
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Задачи теории обучения на современном этапе преподавания в средней общеобразовательной школе и средних профессиональных учебных заведениях. Трудности, недостатки в овладении теоретическими знаниями для успешного применения их в образовательном процессе. Специфика процесса обучения. Особенности управления учебной работой обучающихся. Проблема инновационности образовательного процесса. 6. Необходимость овладения всеми преподавателями педминимумом. 08.06.2017 2
-
Используемая и рекомендуемая литература:
1. Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования: Диссерт. Кандпед. наук. – М., 1995. 2. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М., 1991. 3. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. /Под ред. А.А. Орлова, А.С. Агафоновой. – М., 2004. 4. Вербицкий А.А.,, Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М., 2011. 5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003. 6. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001. 7. Казакова А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: Методическое пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений. – М., 2004. 8. Кукушин В.С.Теория и методика обучения. – М., 2005.. 08.06.2017 3
-
Используемая и рекомендуемая литература
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2001. 10. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006. 11. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова. – М., 2007. 12.Петти Джефф. Современное обучение. Практическое руководство/Перевод с англ. П.Кириллова. – М., 2010. 13.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. – М., 2006. 14. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.,1998. 15. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 1990. 16. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 2008. 08.06.2017 4
-
17.Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2002. 18.Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - Москва-Кострома, 1995. 19.Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. – М., 2011. 20.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999. 21. Якушева С.Д.Основы педагогического мастерства. – М., 2008. 08.06.2017 5
-
1. Задачи теории обучения на современном этапе преподавания в средней общеобразовательной школе и средних профессиональных учебных заведениях.
Современная концепция новой системы образования, направленная на радикальное изменение: самой теории обучения; структуры образовательных учреждений; способов их функционирования; соответствующих импровизационных технологий зиждется на фундаментальном, традиционном наработанном, выражающемся в систематизированных педагогических основах организации образовательного процесса и сегодня значимо, работает, востребуемо. 08.06.2017 6
-
Мы ратуем за: истинную педагогическую науку, за необходимость изучения, распространения истинно педагогических знаний в их историческом развитии с опорой на: классическое, с учетом современных условий, требований жизни, состояния культуры, образования, нравственного потенциала общества. 08.06.2017 7
-
Наша дисциплина ставит своей целью пробудить интерес у преподавателей спецдисциплин к изучению педагогики, к формированию педагогического мастерства. Ведь стать хорошим педагогом, не изучая теории педагогики, педагогический опыт обучения и воспитания обучающихся вообще, не овладев в достаточной степени педагогическим мастерством, невозможно. Более того, мало знать свой предмет, надо умело донести его знания до школьников, студентов, постоянно задумываться над вопросом - «Как это сделать»? А это «как»- всеобъемлюще. Оно охватывает: и вопросы организации образовательного процесса; и систему методов обучения и организационных форм; и проблему постановки дидактических, воспитательных, развивающих задач; и искусство педагогического общения; и многое–многое другое. 08.06.2017 8
-
1. Задачи теории обучения на современном этапе преподавания в средней общеобразовательной школе и средних профессиональных учебных заведениях
Овладеть же всем этим мы сможем, познав педагогику, приобщившись к ее закономерностям и ведущим педагогическим категориям. Встречи с руководителями учебных заведений, преподавателями, знакомство с работой на местах убеждают нас в том, что требования одного из главных принципов обучения – принципа целенаправленности реализуется и сегодня. - Наши учебные заведения работают именно целенаправленно. Содержание образовательного процесса по специальности определяется на основе соответствующего государственного образовательного стандарта и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти примерных образовательных программ и учебных планов. - Управление образовательными учебными заведениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения. 08.06.2017 9
-
Стройность, системность, содержательность, организованность, результативность всех направлений работы учебного заведения определяется также содержанием управленческой деятельности их руководителей, администраторов, в особенности, заместителей директора по учебной и воспитательной работе. Ведь именно они определяют цели, задачи, содержание, формы и методы работы всего педагогического коллектива, направляют, корректируют его деятельность. К сожалению, имеют место еще нерешенные проблемы, которые очень легко объединить в нечто типичное. 08.06.2017 10
-
2. Трудности, недостатки в овладении теоретическими знаниями для успешного применения их в образовательном процессе.
Большинство преподавателей спецдисциплин не осознают важности овладения педагогическими знаниями, умениями и навыками. Как пишет М.Т. Громкова: «… укоренилось небрежение к педагогике, замкнутость внимания в основном на содержании обучения». Отсюда, методы обучения не всегда соответствуют его содержанию, специфике организации процесса обучения, качественному составу обучающихся, тогда как их выбор и сочетание в значительной степени определяют эффективность процесса обучения. 08.06.2017 11
-
Дидактические принципы реализуются зачастую интуитивно. Обучение повсеместно направлено только на передачу информации: не обеспечивает единства целей, содержания, методов; не учитывает должным образом потребности, способности обучающихся; не решает задачи развития их познавательных интересов, активности, самостоятельности. В сложившейся системе учебный процесс репродуктивен, не упражняет в умении самоопределяться, не организует развитие мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных способностей. Более того, большинство педагогов даже не знакомы с понятием «дидактика». 08.06.2017 12
-
2.Трудности, недостатки в овладении теоретическими знаниями для успешного применения их в образовательном процессе.
При таком подходе преподавателей к организации учебного процесса складывается следующая картина: почти не используется дидактический аппарат; отмечается недостаточная дидактическая грамотность (преподаватели не только не могут ответить, на какие дидактические принципы они ориентируются, какие методы обучения используют, но и какие виды занятий проводят); мало опоры на теоретические положения; методические рекомендации чаще делаются на интуитивном, чем теоретическом уровне; у отдельных преподавателей господствует иллюзия воздействия на обучающихся в основном через текст, а не благодаря организации их активной мыследея-тельности; по критериям педагогичности учебный процесс зачастую является не педагогическим процессом, а некоторым взаимным присутствием обучающихся и преподавателя в едином времени и пространстве. Кроме того, не обеспечивается целостность педагогического процесса как единого учебно-воспитательного процесса, решающего задачи обучения, воспитания и развития. 08.06.2017 13
-
Недостаточность педагогической квалификации ведет к тому, что не обеспечивается также различие между просветительской деятельностью и педагогической. Ведь порой после лекции, например, преподаватель с удовольствием констатирует, что занятие прошло на одном дыхании, что он был, прямо скажем, «в ударе, что обучающиеся слушали его, раскрыв рты и затаив дыхание, не отвлекаясь на конспект лекции». А задумывался ли такой преподаватель над тем, что остается у этих обучающихся в качестве знаний, что уносят они с собой в самостоятельную жизнь после такого занятия. Ведь наша миссия не развлекать обучающихся, а создать мотивацию для усвоения рассматриваемой темы, для формирования желания работать над собой, приобретать теоретические знания, шлифовать практические умения и навыки. 08.06.2017 14
-
3. Специфика процесса обучения.
А осуществить это все можно, в первую очередь, через учебный процесс. Вот почему чрезвычайно важно, готовясь к занятию, не только отбирать, дополнять, углублять само содержание занятия; но и педагогически целесообразно продумывать саму методику его проведения, используя наиболее эффективные методы обучения, приемы и средства. Более того, именно на подготовительном этапе педагог продумывает и формы педагогического общения со студентами. 08.06.2017 15
-
Одним из главных условий совершенствования психолого-педагогических знаний и умений педагога является осмысление им специфики процесса обучения. Общепризнанно, что рассматривать этот процесс необходимо с позиции теории управления, т.к. сам процесс обучения – это не что иное, как совместная взаимозависимая и взаимообусловленная деятельность обучаемых и обучающих, взаимодействие которых не только предполагает известную организацию, но и само принимает форму управления. 08.06.2017 16
-
4. Особенности управления учебной работой обучающихся.
Готовы ли сегодня преподаватели по уровню своей профессионально–педагогической компетентности эффективно управлять учебной работой обучающихся? Специально проведенные исследования показали, что педагогу необходимо вмешиваться в организацию обучения, причем, мера такого вмешательства определяется степенью развитости учащихся как субъекта управления своей учебной работой. Чем она меньше, тем более обязательный характер принимает педагогическое управление. 08.06.2017 17
-
Каким же должно быть педагогическое управление, чтобы оно способствовало формированию обучающегося как самостоятельного и творческого специалиста, умеющего управлять вначале собой, а затем и другими? Общим принципом таких оптимальных способов управления должен стать перевод учащихся и студентов из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта деятельности. 08.06.2017 18
-
5. Проблема инновационности образовательного процесса.
Нередко можно услышать – «нельзя копировать чужой опыт, надо вырабатывать свое, создавать свои дидактические школы». С одной стороны, это верно, с другой – некорректно. Во–первых, даже попытка скопировать чей–то опыт, перенести полностью, автоматически какую–то эффективную методику другого педагога в свою педагогическую деятельность, в свой педагогический процесс, никогда не осуществится. Эта чудная методика, открытая другим человеком и так виртуозно сверкающая в его руках, в его учебном заведении, на его предмете и с его студентами, никогда полностью не приживется у меня, в иных педагогических условиях, с иными студентами. Она, эта методика – находка, будет для меня инородным телом. 08.06.2017 19
-
5. Проблема инновационности образовательного процесса
Так в чем же дело? А дело в педагогических закономерностях. Ведь каждый метод или составляющие его приемы и средства будут эффектив-ны, если я как педагог, как менеджер познавательной деятельности обучаю-щихся буду учитывать следующие условия их выбора, использования: спецификупредмета; тему, раздел; видзанятия; дидактическуюцельзанятия; познавательныевозможностистудентов; образовательныйуровеньстудентов; имеющийсяопытработыстудентов; мотивационно–эмоциональныйнастройстудентов; отношение студентов ко мне и моему предмету; учебно-материальную базу для проведения занятия; и, конечно, свой педагогический потенциал, свой опыт работы, уровень владения тем или иным методом. 08.06.2017 20
-
Исходя из сказанного, советуем, особенно молодым преподавателям: не спешите внедрять новое; постарайтесь вникнуть в его суть; соотнесите со своим педагогическим опытом, со своими условиями; примерьте к своим студентам. Можно вначале взять элементы нового. Пойдет, получится – расширяйте границы использования, но не механически, а корректируя с учетом своих условий. Вы и не заметите, как выйдете на свое, оригинальное, т.к. элементы нового вы будете вкрапливать в свою систему, будете расцвечивать эту систему новыми гранями, новыми подходами. 08.06.2017 21
-
Во–вторых, нельзя вариться в собственном соку, ломая голову в поисках нового, эффективного. Необходимо знакомиться, изучать позитивный опыт других, обогащаясь тем самым, разнообразя свою педагогическую деятельность. Ведь дидактический опыт – опыт коллективный. Он нарабатывался в течение не только столетий, а тысячелетий. Каждое новое поколение вносило что–то свое, уникальное, оригинальное. Вот, пожалуйста, опыт и дидактическая концепция замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского. Его идеи увидели свет в 1632 году в работе «Великая дидактика» и дошли до нас, педагогов XXI века. Провозглашенные им дидактические принципы, ведущие методы обучения, гениальная классно-урочная система и сегодня являются основой, фундаментом, на котором мы строим современную дидактику и с помощью которых овладеваем педагогическим мастерством. 08.06.2017 22
-
А опыт советских педагогов, педагогов российской педагогики, с их концепциями современных педагогических технологий, с необычными методами обучения, работающими в первую очередь на развитие обучаемых, на привитие им умений учиться самостоятельно, на развитие их познавательной активности!.. Стоит только задуматься, какое количество педагогов–новаторов вырастила наша педагогическая наука… Это и В.Ф. Шаталов, в основе методической системы которого лежат опорные сигналы; и И.П. Волков, в основе системы развивающего обучения которого лежит идея «опережения», направленная на развитие творческих качеств личности; и Е.Н. Ильин, в основе его системы преподавания литературы как предмета, формирующего человека, лежит концепция преподавания литературы как искусства и нравственно–этического курса, помогающего каждому обучаемому состояться человеком; 08.06.2017 23
-
и Ш.А. Амонашвили, в основе гуманно–личностной педагогики которого лежит идея педагогики сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения; и Н.Н. Палтышев, в основе его системы поэтапного обучения физике лежат концептуальные установки приоритета личности обучаемого перед всей педагогической системой, очеловечивание знаний (использование элементов музыки, поэзии, живописи на занятиях); и И.С. Якиманская, в основе системы личностно–ориентированного развивающего обучения которой лежит фактор субъективного опыта жизнедеятельности. 08.06.2017 24
-
6. Необходимость овладения всеми преподавателями педминимумом
Итак, мы глубоко убеждены в том, что любой преподаватель, независимо от того, какой специальный предмет он преподает, приступая к организации учебного процесса, должен владеть необходимым педминимумом – определенной суммой педагогических, психологических знаний, методикой преподавания. Пока же сама методика преподавания, например, в ССУЗ, как и в вузе, вообще находится в ранге полунауки. Чтобы подняться над собой, овладеть, кроме научных знаний, еще и педагогическими, необходимо не только участвовать в разных формах повышения квалификации, таких, как обучение в ИПК, на ФПК, в школах педагогического мастерства, коллоквиумах по проблемам педагогики, а путем самообразования постичь педагогическую науку и уже в процессе педагогической деятельности нарабатывать педагогическое мастерство. Настоящие занятия по теории обучения и призваны помочь Вам в этом. 08.06.2017 25
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.