Презентация на тему "Качество подготовки учителя"

Презентация: Качество подготовки учителя
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Качество подготовки учителя" для студентов в режиме онлайн. Содержит 52 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Качество подготовки учителя
    Слайд 1

    Качество подготовки учителя

    Д.п.н., профессор Л.В. Шкерина

  • Слайд 2

    Основные положения

    Современные контексты обновления качества образования Стратегия и тактика России в обновлении качества образования Критерии качества подготовки учителя Инновационная педагогическая деятельность Необходимые условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента

  • Слайд 3

    6. Основные этапы инновационного педагогического процесса 7. Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника 8. Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность 9. Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности 10. Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности 11. Функциональная структура кафедры

  • Слайд 4

    Современные контексты обновления качества образования

    Социально-экономический; Научный; Социокультурный; Политический; Научно-гуманитарный (уровень развития психологии, педагогики, акмеологии и др.)

  • Слайд 5

    Стратегия и тактика России в обновлении качества образования

    Закон об образовании; Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании; Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002 г.); Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.); Федеральная целевая программа развития образования; Программа модернизации педагогического образования

  • Слайд 6

    Приоритеты и меры по реализации стратегической линии в предстоящее десятилетие

    модернизации образования ( получили развитие основные принципы образовательной политики и цели модернизации образования); изменение содержания и технологии образования (компетентностный подход; индивидуальная образовательная траектория для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; использование современных ИКТ; участие российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования и др.); обеспечение качества образовательных услуг (обеспечение объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности научных и научно-педагогических кадров).

  • Слайд 7

    Практика обновления качества образования начинается в педагогических вузах и ссузах, где готовят учителя и воспитателя для дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней общеобразовательной школ.

  • Слайд 8

    Критерии качества подготовки учителя

    полнота овладения предметной компетентностью; полнота овладения ключевой компетентностью; полнота овладения базовой педагогической компетентностью; готовность к реализации инновационной педагогической деятельности

  • Слайд 9

    Структура и полнота компетентности

    В структуре компетентности, мы выделяем три ее аспекта: когнитивный, праксеологический и аксиологический. Под «полнотой компетентности» понимаем полноту проявления субъектом всех аспектов компетентности в объеме принятых структурных единиц каждого из них. Отметим, что такие структурные единицы выделены нами в монографии «Динамическая модель качества подготовки учащихся общеобразовательной школы с позиций компетентностного подхода», Красноярск, 2007.

  • Слайд 10

    полнота предметной компетентности (компетентность в области преподаваемых дисциплин);

  • Слайд 11

    Ключевая компетентность

    Представляет совокупность частных компетентностей (коммуникативная, информационная, организационная, исследовательская, инновационная, экономическая, политическая, социально-личностная). Это компетентности, которые востребованы многими специальностями и не являются узко профессиональными. Они необходимы каждому культурному человеку для успешной жизнедеятельности;

  • Слайд 12

    Базовая педагогическая компетентность

    методическая и технологическая компетентности здоровьесберегаю-щего обучения, воспитания и развития учащихся на основе традиционных ресурсов.

  • Слайд 13

    Готовность к реализации инновационной педагогической деятельности

    Сегодня выпускник педагогического вуза не готов к решению таких профессиональных задач в силу того, что традиционная образовательная среда педвуза слабо ориентирована на его подготовку к инновационной педагогической деятельности.

  • Слайд 14

    ПРОТИВОРЕЧИЕ

    Студент – будущий учитель, как правило, находится в традиционной образовательной среде, основанной преимущественно на предметно-знаниевой парадигме, где основной целью образовательного процесса является формирование предметных знаний студентов, все компонен-ты среды ориентированы исключительно на эту цель. В таких условиях студент педагогического вуза не получает нужной в настоящее время, как теоретической подготовки в области педагогических инноваций, так и необходимого опыта учебной деятельности в инновацион-ной образовательной среде.

  • Слайд 15

    НО

    выпускник педагогического вуза, ставший учителем-предметником, в конкретной общеобразовательной школе должен уже сегодня реализовать обучение по-новому. Разрешение данного противоречия является одной из актуальных задач отечественного образования, в том числе и педагогических вузов, имеющих высокий научно-педагогический потенциал.

  • Слайд 16

    Социокультурные «вызовы»

    В условиях конкуренции, существующей и на рынке педагогического труда, более востребованными являются молодые специалисты, имеющие не только высокие знания в предметной области и опыт традиционной педагогической деятельности, но и потребность, и готовность к инновационной педагогической деятельности, способствующей решению актуальных задач школы в области модернизации общего образования.

  • Слайд 17

    Современное традиционное педагогическое образование не реализует такой подготовки выпускников по ряду причин, в том числе:

  • Слайд 18

    не достаточно конструктивны решения на уровне Министерства по тиражированию, внедрению и развитию инновационного педагогического опыта педуниверситетов всей России по разработке и внедрению принципиально новых педагогических систем, обеспечивающих подготовку учителя на уровне, отвечающем современным требованиям личности, общества и государства; не достаточны инициатива и последовательность действий самих педагогических вузов по обновлению образовательного процесса, развитию инновационной образовательной среды, обеспечивающей формирование будущего учителя, готового к решению новых профессиональных задач на основе использования инновационного педагогического опыта и реализации своих педагогических инноваций;

  • Слайд 19

    в профессорско-преподавательской среде имеет место излишний профессиональный консерватизм, который выражается в понимании большинством преподавателей качества подготовки будущего учителя исключительно как определенной суммы предметных знаний и умений студентов и неприятии других, не менее актуальных в настоящее время результатов образования (целеустремленность, организованность, инициативность, креативность, потребность и готовность к самообразованию, умение работать в коллективе и т.п.).

  • Слайд 20

    Инновационная педагогическая деятельность

    инновация – целенаправленное изменение в функционировании системы; педагогическая инновация - инновация в образовании, предполагающая введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, организацию педагогического процесса; инновационная педагогическая деятельность - деятельность, реализующая педагогическую инновацию от ее научного воплощения до реализации на практике.

  • Слайд 21

    С этих позиций под педагогической инновацией будем понимать инновацию в образовании, предполагающую введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию педагогического процесса.

  • Слайд 22

    Исходя из того, что

    наиболее эффективное усвоение деятельности субъектом происходит в процессе данной деятельности.

  • Слайд 23

    В качестве одного из основных методологических постулатов исследования организационно-методических условий предметной подготовки будущего учителя, нами принято следующее утверждение: становление и развитие инновационной педагогической деятельности студента – будущего учителя – в процессе его предметной подготовки наиболее эффективно, если он в процессе этой подготовки включен в такую деятельность как «субъект обучаемый», как «субъект учащийся» и как «субъект обучающий».

  • Слайд 24

    Студент - «субъект обучаемый»

    реализует свою учебную деятельность по приобретению знаний в предметной области в условиях инновационной педагогической деятельности преподавателя – предметника.

  • Слайд 25

    Студент - «субъект учащийся»

    в процессе предметной подготовки занимается самообразованием, самостоятельно ставит новые задачи-проблемы и приобретает новые знания в предметных и других областях; применяет различные способы получения новых знаний и их использования в решении задач-проблем; самостоятельно решает учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи на основе конструирования и использования нетрадиционных методов.

  • Слайд 26

    Студент - «субъект обучающий»

    знакомится с педагогическими инновациями преподавателя-предметника непосредственно в процессе обучения, рефлексирует, оценивает их эффективность для себя и возможность использования в будущей профессиональной деятельности; решает квазипрофессиональные задачи на основе использования педагогических инноваций.

  • Слайд 27

    Условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента

    инновационность образовательного процесса; вовлеченность студента в инновационный образовательный процесс как учащегося и как будущего учителя

  • Слайд 28

    Для обеспечения инновационности процесса предметной подготовки необходимо:

    Во-первых, определить цели инновационной педагогической деятельности кафедры, т.е. получение образовательного результата как комплекса ключевых, предметных и профессионально-педагогических компетентностей будущего учителя, что соответствует критериальным требованиям.

  • Слайд 29

    Во-вторых, кафедре необходимо определить и решить организационно-методические задачи по внедрению инноваций в образовательный процесс, направленных на обеспечение такого качества подготовки будущего учителя

  • Слайд 30

    Основные этапы инновационного педагогического процесса (Опираясь на взгляды В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой, С.В. Кузьмина и др. )

    инициация нововведения и принятие решения о необходимости реализации инновационной педагогической деятельности; теоретическое обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование развития и результатов инновационного педагогического процесса; организационная работа (поиск сторонников инновационной идеи, создание новых структур, способствующих освоению новшества и т.п.); анализ состояния образовательного процесса и прогнозирование его результатов после нововведения; внедрение

  • Слайд 31

    Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника

    ориентация на поиск нового в целях, содержании, технологическом обеспечении учебного процесса; гуманистическая природа и направленность на развитие личностных и социальных компетентностей будущего учителя; творческий характер; форма организации - опытно-экспериментальная работа.

  • Слайд 32

    Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность

    обусловлены рядом противоречий между недостаточными психолого-педагогической подготовкой преподавателя-предметника и установкой на приобретение современных знаний в этой области и необходимостью их продуктивного использования в инновационной педагогической деятельности; между трудностями освоения инновационной педагогической деятельности и необходимостью решения новых педагогических задач; между традиционным пониманием качества подготовки студента в процессе обучения отдельным дисциплинам и необходимостью формирования нового качества предметной подготовки будущего учителя на компетентностном уровне

  • Слайд 33

    Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности

    осознание необходимости в инновационной деятельности; потребность и готовность к изучению инновационного педагогического опыта, обмену опытом; эмоционально-волевая готовность к включению в инновационную педагогическую деятельность и приобщению студентов к этой деятельности; технологическая готовность к инновационной деятельности; способность к профессиональной рефлексии и оценке своего опыта как инновационной педагогической деятельности

  • Слайд 34

    Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности

    мотивационный; креативный; технологический; рефлексивный

  • Слайд 35

    Проблема

    далеко не все преподаватели в нужной мере знакомы с основами вузовской психологии и педагогики, и тем более - с ее современными теориями, а так же методическими и технологическими новациями.

  • Слайд 36

    В определении готовности кафедры к реализации инновационной педагогической деятельности один из традиционных критериев качества ее работы - уровень подготовленности кадров - приобретает некоторое новое содержание

  • Слайд 37

    Наряду с традиционными параметрами особое значение имеют:

    наличие среди преподавателей кафедры докторов и кандидатов педагогических наук (специалистов в области вузовской теории и методики обучения, профессионального обучения); наличие преподавателей, имеющих квалификацию «преподаватель высшей школы»; наличие педагогов-новаторов, имеющих авторские методики и технологии; регулярность повышения квалификации преподавателей кафедры в области решения актуальных проблем высшего педагогического и общего образования.

  • Слайд 38

    Методическая работа кафедры на этапе вхождения в инновационную педагогическую деятельность:

    - обогащение содержания обучения как предмета учебно-познавательной деятельности студентов; - поиск (разработка), освоение и внедрение соответствующих новым целям и содержанию образовательных технологий; - разработка учебных и учебно-методических пособий нового поколения, обеспечивающих предмет и организацию учебно-познавательной деятельности студентов на компетентностном уровне, способствующих формированию и развитию инновационной педагогической деятельности будущего учителя.

  • Слайд 39

    Функциональная структура кафедры

    инновационное ядро; научно-методический семинар; методическая комиссия; группа мониторинга

  • Слайд 40

    Группы должны состоять из специалистов:

    компетентных не только в предметной области, но и в психолого-педагогической; знающих основные направления обновления общеобразовательной и высшей школы; осознающих необходимость и понимающих суть обновления качества педагогического образования; владеющих современными перспективными образовательными технологиями и имеющих опыт их использования; владеющих опытом инновационной педагогической деятельности в области предметной подготовки будущего учителя.

  • Слайд 41

    Инновационное ядро кафедры (группа новаторов) :

    изучает имеющийся опыт инновационной работы по обновлению качества высшего профессионального образования; адаптирует имеющийся опыт инновационной работы к условиям педагогического вуза, кафедры и апробирует его в образовательном процессе; знакомит всех членов кафедры с изученным опытом инновационной деятельности в вузах; разрабатывает научно-методические подходы создания инновационного технологического сопровождения образовательного процесса кафедры; ведет инновационную педагогическую деятельность, направленную на обновление качества предметной подготовки будущего учителя и вовлечение студентов в эту деятельность; распространяет свой инновационный опыт на кафедре.

  • Слайд 42

    Основные функции группы новаторов по вовлечению других членов кафедры в инновационную педагогическую деятельность

    образовательная функция (обогащает знания и опыт преподавателей); мотивационная функция (способствует осознанию необходимости и развитию потребности в инновациях); организационная функция (систематизирует свой инновационный опыт и инициирует его изучение и использование другими членами кафедры).

  • Слайд 43

    Научно-методический семинар кафедры

    Основной задачей семинара является повышение инновационного потенциала кафедры на основе изучения актуальных аспектов инновационной работы кафедры и школы по обновлению предметной подготовки будущего учителя и учеников, ее методологических, теоретических и методических проблем и опыта инновационной деятельности преподавателей-предметников и учителей.

  • Слайд 44

    Основные функции кафедрального научно-методического семинара

    организационная (регулярная и систематическая работа преподава-телей и студентов по изучению различных аспектов педагогических инноваций в предметной подготовке будущего учителя и учащихся общеобразовательной школы); образовательная (изучение теории и практики педагогических иннова-ций, теоретических основ и опыта обновления качества предметной подготовки будущего учителя и ученика с позиций компетентностного подхода); методологическая (обогащение опыта преподавателей и студентов в выборе методологии педагогического исследования; в ходе семинара генерируются идеи, высвечиваются новые подходы к обновлению качества предметной подготовки); информационно-коммуникационная (способствует непосредственному и опосредованному профессионально-педагогическому общению преподавателей и студентов, расширению их информационного пространства).

  • Слайд 45

    Методическая комиссия кафедры

    Основная задача комиссии состоит в определении главных направляющих векторов инновационной работы кафедры по обновлению качества предметной подготовки будущего учителя.

  • Слайд 46

    Методическая комиссия осуществляет следующие виды деятельности:

    рассматривает предложения по внедрению инноваций в образовательный процесс кафедры; принимает аргументированные решения о целесообразности внедре-ния в образовательный процесс представленных инновационных пред-ложений и вырабатывает методические рекомендации по их использованию; изучает опыт учебно-методической работы и пед. исследований препо-давателей кафедры и студентов и принимает решения и рекомендации по целесообразности его распространения; вырабатывает методические рекомендации по использованию иннова-ций в образовательном процессе кафедры и проводит подготовку к обсуждению соответствующих вопросов на заседании кафедры; определяет приоритеты и формирует план издания и приобретения учебных и учебно-методических пособий, способствующих внедрению инноваций в образовательный процесс.

  • Слайд 47

    Основные функции методической комиссии:

    аналитическая (на основе анализа имеющихся материалов выделяет главные векторы педагогических инноваций на кафедре); экспертная (дает оценку целесообразности внедрения в образовательный процесс кафедры той или иной педагогической инновации); коррекционная (вносит обоснованные изменения в рассматриваемые методические продукты); организационная (определяет регламент опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций в образовательный процесс кафедры).

  • Слайд 48

    Группа мониторинга

    Основная задача этой группы: отслеживание результатов инновационной работы преподавателей кафедры и студентов по обновлению качества предметной подготовки будущего учителя.

  • Слайд 49

    Основные направления деятельности группы мониторинга

    разработка методики измерения и оценивания результатов инновационной работы преподавателей кафедры; проведение совместно со студентами измерения и оценивания результатов педагогических инноваций в процессе предметной подготовки будущего учителя; создание при активном участии студентов электронной базы данных мониторинга; прогнозирование динамики результатов проводимых педагогический инноваций; подготовка аналитических материалов для принятия управленческих решений.

  • Слайд 50

    Основные функции группы мониторинга в инновационной работе кафедры

    управленческая (реализует регулярное измерение, оценивание динамики, прогнозирование результатов педагогических инноваций); информационная (обеспечивает гласность результатов мониторинга на каждом его этапе); образовательная (мониторинг все еще не является реальным компонентом системы управления в традиционной высшей школе, а входит в ряд инновационных; внедрение мониторинга в образовательный процесс кафедры несет образовательный эффект как для преподавателей так и для студентов)

  • Слайд 51

    Управление развитием инновационной педагогической деятельности на кафедре по обозначенной схеме является коллегиальным и демократическим, что способствует позитивному решению объективно и субъективно трудных проблем педагогических инноваций

  • Слайд 52

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке