Содержание
-
« Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».
Педагог - психолог Молькова М.В.
-
Адаптация Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Когда малыш идет в сад, в его жизни происходит масса глобальных изменений. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от: *психофизиологических и личностных особенностей ребенка; *от сложившихся семейных отношений; *от условий пребывания в дошкольном учреждении.
-
Закономерности привыкания к детскому саду Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Во-вторых, нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. В третьих, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. В-четвертых,дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
-
Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неуверенные в себе. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила с первого дня его пребывания в детском саду.
-
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
-
Ребенок Адаптирующегося ребенка отличает: • преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; • утрата навыков самообслуживания; • нарушение сна; • снижение аппетита; • регрессия речи; • изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности; • снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
-
Родители Адаптирующегося родителя отличает: • повышенная тревожность; • обостренное чувство жалости к ребенку и к себе; • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет); • повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания); • многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня). Педагог Адаптирующегося педагога отличает: • чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости; • повышенная эмоциональность.
-
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка: Тревога, связанная со сменой обстановки. Режим. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Отсутствие навыков самообслуживания. Избыток впечатлений. Неумение занять себя игрушкой. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
-
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение? Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
-
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
-
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки; • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду; • восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду; • нормализуется сон как в детском саду, так и дома; • восстанавливается аппетит.
-
Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения и хорошего здоровья!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.