Содержание
-
Особенности адаптации детей раннего возраста к ясельной группе детского сада
-
Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения. Они ещё слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. Каждый малыш при посещении детского сада испытывает трудности во время адаптации – привыкания организма к отличающемуся от раннего опыту жизни.
-
С первых дней жизни дома ребёнку прививаются особые правила – - определённый режим сна и бодрствования; - виды деятельности; - питание; - характер взаимоотношений с окружающими; - запреты и прочее.
-
Во время приспособления к яслям поведение и реакции ребёнка меняются – - малыш много плачет и раздражается; - меньше и реже ест; - плохо спит; утрачивает уже приобретённые навыки; часто болеет. Однако подобные симптомы являются закономерной реакцией на новые условия жизни.
-
Ясли – это неизведанное пространство, новые лица, иерархия взаимоотношений. Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии, физических сил. Особенности привыкания зависят от индивидуально-личностных качеств ребёнка.
-
Чтобы облегчить этот процесс, снизить воздействие психотравмирующих факторов, важно заблаговременно подготовить малыша к изменениям, а на протяжении всего периода адаптации оказывать комплексную помощь, поддержку
-
ВОЗРАСТ МАЛЫШЕЙ В ТАКОЙ ГРУППЕ По закону можно отдавать малыша в садик с любого возраста – например, хоть с 6месяцев. Но преимущественно в ясельную группу принимают малышей, которые уже хорошо ходят самостоятельно, без поддержки – то есть примерно с 11-12 месяцев. Основной же возраст малышей ясельных групп – 1,5-2,5 года.
-
КАК ПРОХОДИТ ПЕРИОД? Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций. 1.Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии. Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома. Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.
-
2.Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями
-
4.Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.
-
Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.
-
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Многие родители начинают жить по режиму детского сада задолго до первого дня пребывания в нём: ранний подъём; похожее меню; обеденный сон; знакомство с разными видами деятельности; организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке); оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.
-
Плюс такого подхода заключается в том, что ребёнок заранее, постепенно привыкает к альтернативной реальности. Он понимает, что дом и мама, знакомые игрушки – это не единственное, что есть в этом мире. Малыш с готовностью начинает проявлять познавательный интерес в ненавязчивой обстановке.
-
Минус этой схемы адаптации выражается в смешивании понятий – малыш не будет видеть разницы между пребыванием дома и в яслях, если станет жить по круглосуточному расписанию. Психофизическая разгрузка после посещения детского сада также важна и необходима.
-
СОПРОВОЖДЕНИЕ Некоторые родители предпочитают находиться неподалёку. Так, малыши, видя присутствие взрослого в непосредственной близости, безусловно, легче переживают нахождение на новой территории. Однако это не исключает усугубления ситуации, когда совместное посещение детского сада закономерно прекратится.
-
При выборе той или иной стратегии поведения следует опираться на индивидуальные особенности малыша. Если ребёнок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему. Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.
-
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ? И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка. Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей. Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.
-
1.Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно. 2. Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя. 3. Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет 4. Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени. 5.Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений 6. Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.
-
Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.
-
Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем. Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности: проявлять ласку, доброжелательность, интерес; предлагать помощь; чаще улыбаться; тактильный контакт; вовлечение в групповые игры; интересоваться о настроении, самочувствии.
-
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОГО ПРИВЫКАНИЯ Об успешном завершении адаптации можно судить по поведению и самочувствию ребёнка. Малыши перестают болеть, отказываться от еды, хорошо спят, активно взаимодействуют со сверстниками, открыто, без стеснения обращаются за помощью к воспитателю.
-
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Главная ошибка родителей при переходе в дошкольное учреждение – это попытки воздействовать на ребёнка, не обращая внимание на явную демонстрацию негативных реакций. - Многих детей приводят в сад буквально насильно – в слезах и истерике. - Для ребёнка такие обстоятельства становятся психотравмирующими. - Большинство родителей серьёзно загружены по работе, но это не повод проявлять незаинтересованность, не общаться с ребёнком по дороге домой, не спрашивать о проведённом в саду дне.
-
Малышам хочется и нужно: - делиться эмоциями; - опытом; - получать одобрение со стороны. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь впоследствии педагог становится для малышей второй мамой, значимым взрослым, к которому всегда можно обратиться за помощью. Если какой-то малыш весь день отстранён и безынициативен, важно уделить ему особое внимание. Принципиально важная задача любого воспитателя – неустанно следить за поведением, настроением, самочувствием каждого малыша. Халатное отношение к их физическому или психическому здоровью способно спровоцировать развитие серьёзных расстройств.
-
НУЖНЫ ЛИ ЯСЛИ ВООБЩЕ? Каждый родитель вправе самостоятельно решать, когда отводить ребёнка в садик и делать ли это в принципе. Ранняя адаптация протекает куда сложнее, непонимание всей серьёзности происходящего может привести ко всевозможным негативным последствиям. С другой стороны, раннее посещение детского сада, при чётком соблюдении всех рекомендаций, поможет облегчить дальнейший переход в школу, стать ребёнку более самостоятельным. В детском саду созданы все условия для полноценного, всестороннего развития, схожих показателей которого сложно добиться в домашних условиях. Маленькие дети закономерно вызывают особое беспокойство у родителей, поэтому многие из них попросту отказываются от посещения яслей в целях сохранения психического благополучия. Если хотя бы один из родителей имеет возможность уделять ребёнку внимание дома – организовывать полезный досуг, прививать навыки самообслуживания, заниматься обучением и воспитанием, обеспечивать условия для взаимодействия малыша со сверстниками, отказ от яслей может быть оправдан. Во всех остальных случаях посещение детского сада – это полезный, жизненно ценный опыт, который нужен каждому ребёнку.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить развитие патологических процессов. Соблюдая определённые рекомендации, зная об индивидуальных особенностях ребёнка, возможно создать благоприятные условия, в которых бы малыш чувствовал себя комфортно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.