Презентация на тему "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии" 11 класс

Презентация: Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии" по педагогике, включающую в себя 26 слайдов. Скачать файл презентации 0.17 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии
    Слайд 1

    Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологий

    Из опыта работы Янаевой Ольги Николаевны учителя математики МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

  • Слайд 2

    Педагог должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых педагог пытается донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть его деятельности, путь к его мастерству. И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому педагог находится в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета.

  • Слайд 3

    Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения.

    Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает - насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. Поиск новых форм и методов приводит каждого педагога к какой-либо наиболее эффективной системе преподавания данного предмета.

  • Слайд 4

    Данная технология имеет следующие преимущества: • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока); • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход; • создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов; • уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.  

  • Слайд 5

    Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся.

  • Слайд 6

    Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

  • Слайд 7

    В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации; 3) методическое руководство по достижению указанных целей. Чтобы составить план действий, нужно: 1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; 2) объединить учебное содержание в определенные блоки; 3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); 4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль; разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы. Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.

  • Слайд 8

    При составлении модуля используют следующие правила: В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения. Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой. Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Блок имеет следующую структуру:

    ПМ – ИМ – РМ – МС – МКЗ - МК ПМ – проблемный модуль. ИМ – информационный модуль. РМ – расширенный модуль. МС – модуль систематизации. МКЗ – модуль коррекции знаний. МК – модуль контроля

  • Слайд 11

    Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: • учебная цель (целевая программа); • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); • методическое руководство; • контрольная работа.

  • Слайд 12

    Блочная форма изучения математики способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся. При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и сроки изучаемого материала. Безусловно, что, выбрав одну и ту же форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение.

  • Слайд 13

    Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика, для них “блочная система” - одна из соломинок. Блочно – модульное обучение чаще всего применяется в старшей школе или при итоговом повторении курса.

  • Слайд 14

    Хочу остановиться на основных этапах “Блочной формы изучения математики”. В 5 и 6 классах ведется “как бы подготовительная работа - вхождение в данную систему”. Первый год - подготовительный пятый класс. Главная задача преподавателя – заслужить доверие учащихся, только тогда он сможет достичь в своей модели всего, к чему стремится. Считаю, что в данном случае искренность, доброжелательность, соблюдение педагогической этики со стороны педагога не менее необходимы, чем призвание и педагогический опыт. Итак, прошла “первая неделя знакомств”, настало время для проведения более глубокого изучения индивидуальных способностей каждого учащегося – можно провести анкетирование.

  • Слайд 15

    Вопросы анкеты: 1. Удовлетворяет ли тебя твоя оценка по математике? 2. К какой оценке ты будешь стремиться в этом учебном году? 3. Что тебе дается легко (+) и что сложно (-): 1. геометрические задания; 2. текстовые задачи; 3. уравнения; 4. примеры на вычисление. 4. Какие сложности ты испытываешь на уроке: 1. медленно выполняешь задания; 2. боишься неправильно ответить; 3. отключаешься, если что-то непонятно. Проанализировав результаты анкеты, отмечаем для дальнейшей работы - помощников – консультантов.

  • Слайд 16

    В пятом классе чаще проводятся диктанты с взаимопроверкой в вариантах - проверяется работа впереди сидящего одноклассника, то есть, нет никакой зависимости друг от друга, что позволяет быть более принципиальными. Домашнее задание по теоретической части темы задается в виде математических сказок, ребусов, что способствует развитию творческой активности учащихся. Многие учащиеся, ранее молчавшие на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками - появляется интерес к предмету. Во втором полугодии уже выявляются учащиеся, которые обладают более быстрым темпом, легче других воспринимают учебный материал. То есть преподаватель уже может создать группу помощников – консультантов, привлекая их к проверке работ одноклассников в ходе урока. Во втором полугодии можно провести математический КВН, предоставив больше самостоятельности самим учащимся, но при этом ненавязчиво осуществляя корректировку сценария, выбор заданий и в целом ход проведения самого мероприятия. Задача педагога – научить правильно и научно проводить подобные мероприятия, научить тактично комментировать ответы и до конца выслушивать даже неправильные суждения, не проявляя при этом несдержанности.

  • Слайд 17

    Второй год – шестой класс. В шестом классе уже тщательнее идет подготовка к КВНам, регулярно проводится “защита математических сказок”, но уже вводится следующий этап работы над развитием творческой деятельности учащихся - начинается обучение умению работать с дополнительной литературой и правильно оформлять реферат. И все-таки центральное место в методике “блочной системы” занимают “мини-зачёты”. В зависимости от цели, которую ставишь на мини-зачёте, он может охватывать весь урок или один из этапов урока. Основные задачи мини – зачета, которые ставятся перед учащимися: • научиться правильно подбирать более рациональные способы решения; • научиться укладываться во временные рамки; • научиться грамотно осуществлять взаимопроверку.

  • Слайд 18

    Если все, что было запланировано в 5-6 классах, удалось удачно осуществить – а это реально, то к 7 классу учащиеся будут уже готовы воспринять “Блочную систему”. Одной из особенностей блочной системы является спаренность уроков, то есть при 6-ти часовой нагрузке планируется проведение пары уроков три раза в неделю. В ходе спаренных уроков, учитывая отсутствие перерыва, объём выполненного задания бывает больше не в два, а чаще в три раза, чем при обычной планировке уроков.

  • Слайд 19

    Этапы блочной системы: 1. Лекция. 2. Теоретический зачет. 3. Совместное решение примеров на уроках. 4. Практический зачет. 5. Урок – обобщение (итоговый урок). 6. Контрольная работа по блоку. 7. Резервный урок.

  • Слайд 20

    Рассмотрим на примере блока “Функции и их графики” - 10 класс – 17 ч.

    Лекция (3 ч.) – уроки № 1- 3 (2ч.) Преподаватель дает весь необходимый теоретический материал по данному блоку. Учащиеся получают список заданий, которые будут решаться на уроках и задания для самостоятельного изучения дома. (1ч.) Элементарное оперирование (рассматриваются решения основных базовых заданий.) Теоретический зачет (3 ч.) – уроки № 4- 6

  • Слайд 21

    (2 ч.) Зачет №1 – устно у доски по билетам. (1 ч.) Зачет №2 –мини-зачет (письменно) с привлечением консультантов. Решение примеров (5 ч.) - уроки. № 7 - 11 У доски разбираются все основные номера по данному блоку. Так как эти номера были даны на первом уроке блока, то к седьмому уроку многие учащиеся уже большую часть номеров прорешали дома (обычно это консультанты) и поэтому они готовы участвовать в анализе решаемых заданий на этом этапе блока. Учитывая, что задания будут решаться пять уроков, то практически каждый ученик прорабатывает у доски 3-4 раза. Считаю, что этот вид деятельности учащихся на уроке является наиболее эффективной формой, способствующей развитию правильной математической речи учащихся. Практический зачет (3 ч.) – уроки № 12 -14 (1 ч.) Зачет №1 – Защита рефератов по блоку. Реферат может содержать основные фрагменты теории или решения неординарных задач по данному блоку. (2 ч.) Зачет №2 – письменно.

  • Слайд 22

    Обычно консультанты бывают готовы сдать практический зачет №2 уже на 10, 11 уроках блока и тогда на 14 уроке они помогают принимать зачет; так, что к концу урока все работы бывают оценены и проанализированы. Итоговый урок (1 ч.) - урок № 15. Форма проведения урока может быть различной - она зависит от степени трудности данного блока для учащихся. Если по итогам практического зачета все учащиеся справились с заданиями, то “Итоговый урок” может быть проведен в форме любой познавательной игры. Если данный блок вызвал затруднения, то в ходе данного урока рассматриваются задания аналогичные тем, которые вызвали наибольшее количество сомнений, ошибок, затруднений. Контрольная работа (2 ч.) – уроки № 16, 17. К данному этапу все учащиеся уже должны будут ликвидировать все свои долги. Конечно, в идеале, за контрольную работу не должно быть неудовлетворительных оценок – как результат эффективной работы на предыдущих пятнадцати уроках. В противном случае, необходимо провести дополнительный урок специально для тех, кто не справился с контрольной работой.

  • Слайд 23

    Преимущества “Блочной системы”

    1. Наглядность результатов - у каждого учащегося имеется “зачетная книжка”, в которой выставлены все текущие оценки, результаты зачетов и контрольных работ по всем блокам. 2. Преподаватель ведет специальную общую итоговую ведомость всех оценок по каждому блоку. 3. Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний. 4. Не тратится время для повторения теоретического материала (достаточно просмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части). 5. Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты - что так необходимо на первых курсах техникума и института. 6. И самое главное - уже до изучения текущего блока учащиеся имеют представление об объеме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний. 7. Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

  • Слайд 24

    Недостатки и ограничения модульного обучения

    1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

  • Слайд 25

    Но, что дают модульные уроки?

    На уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке