Содержание
-
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях с детьми изобразительным творчеством. Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х годов под эгидой аналитической психологии К.Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и другие.
-
Определения категории «арт-терапия» Во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом) в «фасилитирующем» арт-терапевтическом пространстве. Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества. В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология.
-
-
Модель арт-терапевтического взаимодействияИзобразительная продукция Изобразительные средства
Личностный рост
-
Спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества; • неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими людьми, конфликты в отношениях со сверстниками, ревность, враждебность к окружающим; • нарушенная адаптация; • арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям: аутичных детей и корректно помочь им;
-
Изобразительные материалы в арт-терапевтической работе: 1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель; 2) для создания коллажей или объемных композиций – журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль; 3) природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки; 4) для лепки – глина, пластилин, дерево, специальное тесто; 5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон; 6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
-
Психологическое влияние худож. материалов 1. Карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. Преимущество простого карандаша заключается в возможности многократно перерисовывать задуманное, так как нетрудно стереть изображение. Краски «провоцируют» спонтанность в изобразительной деятельности, помогают более ярко и открыто проявить разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. 2. Для снятия тревожности, связанной с рисованием, подходят техники журнального фотоколлажа, аппликаций и создания композиций. Картинки, фотографии из журналов, природный материал помогают создать задуманные образы, изобразить желаемое тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. К тому же готовые объекты либо изображения являются для ребёнка не столь личными и значимыми, как его собственный изобразительный продукт. Поэтому такая работа создает чувство защищенности и достаточную степень безопасности.. 3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
-
4. Многие дети чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников коллективной работы и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе. 5. Смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. 6. Работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе. 7. Пластилин, глина, специальное тесто в наибольшей степени подходят для работы с агрессией, различными фобиями, фрустрациями. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством определенных манипуляций с пластичными материалами снижает вероятность аутоагрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим.
-
8. В работе с гиперактивными и расторможенными детьми уместно предложить материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации, самоконтроля работы. 9. Замкнутым, эмоционально «зажатым», тревожным детям более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а именно: гуашь, краски, большие кисти, валики, листы бумаги форматов А2, АЗ или специально прикрепленные на стенах обои (обратная сторона), рисование мелом на широкой доске, полу, асфальте.
-
Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия (созвучные теории конгруэнтной коммуникации X.Д. Джайнотта) Поддерживать в ребенке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я». Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки». Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, качества.
-
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: 1) отклонений в развитии; 2) эмоциональной нестабильности; 3) поведенческих нарушений; 4) сенсорного дефицита; 5) спинно-мозговых травм; 6) психосоматических заболеваний; 7) внутренних болезней; 8) психических отклонений; 9) афазии; 10) аутизма.
-
Фототерапия Фототерапия – лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности ребёнка. Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. Положительное воздействие фотографии на личность ребёнка и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совместно с психологом, так и с участниками группы при групповых занятиях с детьми.
-
Изотерапия Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисование, используется в настоящее время для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний . Это не только отражение в сознании ребёнка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
-
Песочная терапия Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка. Песочная терапия – один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) . Применяется в работе с детьми. Воспитатель МБДОУ№18 ОдудЕвгения Ивановна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.