Содержание
-
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Презентацию выполнила учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с №399 МОСКВА 2012г.
-
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
-
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.
-
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
-
Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы; показывает его выполнение; упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение. Упражнения выполняются от простого к сложному. Упражнения выполняются перед зеркалом сначала в медленном темпе, постепенно темп увеличивается. На первых занятиях каждое упражнение выполняют по два раза, затем каждое упражнение выполняют по 10-15 раз. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку, использовать картинки. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
-
Во время упражнений контролируем качество выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к правой и левой стороне лица. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
-
Упражнения для органов артикуляции Попеременно высовывать узкий напряжённый язык и широкий расслабленный. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счёт до 5. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.
-
Упражнения для мышц нижней челюсти При выполнении упражнений: голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её; челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения; каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении под счёт до 5.
-
Исходное положение:рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами). Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд. Вернуть в исходное положение. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить. Круговые движения нижней челюсти. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд, вернуться в исходное положение. Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать под счёт до 5, затем расслабить. Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение.
-
Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом. Выполнять движения нижней челюстью вперёд — назад с одновременными наклонами, головы вперёд — назад. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону. Коснуться подбородком поочерёдно правого и левого плеча. Коснуться подбородком груди. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну на другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
-
Упражнения для губ Исходное положение:рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. 1. Поочерёдно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы. 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперёд хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и — у — о — а. 3. Утрированно имитировать произнесение звуков и — б. 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, им, ми и губно — зубных вм, мв, бв, вб и др. 5. Лёгкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами — верхней губы. 6. Движение вытянутыми губами влево — вправо. 7. Присасывающее движение губ. 8. Вытягивать губы вперёд воронкой. 9. Рот закрыть, напрячь губы под счёт до 5, расслабить губы, открыть рот. 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.
-
Упражнения для мышц глотки и мягкого нёба Позёвывание с открытым ртом. Произвольно покашливать. Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой. Надувать щёки при зажатом носе. Проглатывать маленькие порции воды. Распластывать язык при широко открытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа «показать горло врачу»).
-
Упражнения для мимических мышц Опустить углы рта вниз при закрытом рте. Растянуть углы рта в стороны (в «улыбку») и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом. Нахмурить брови, расслабить. Поднять брови, расслабить. Прищурить один глаз, затем другой. Зажмурить глаза, расслабить. Надуть щёки, втянуть щёки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу. Воспроизвести свист.
-
Максимально оскалить зубы. Опустить верхнюю губу на нижнюю. Натянуть нижнюю губу на верхнюю. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением дёсен. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы. Втянуть углы рта и почмокать губами. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими. Наморщить лоб, расслабить. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
-
Упражнения артикуляционной гимнастики для языка
-
Окошко широко открыть рот -«жарко»; закрыть рот -«холодно». Чистим зубки улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.
-
Месим тесто улыбнуться; пошлёпать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя»; покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения). Чашечка улыбнуться; широко открыть рот; высунуть широкий язык и поднять его края в форме «чашечки».
-
Трубочка с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты). Заборчик улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Маляр губы в улыбке; приоткрыть рот; кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
-
Грибочек улыбнуться; медленно поцокать языком, будто едешь на лошадке; присосать широкий язык к нёбу Киска губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
-
Поймаем мышку губы в улыбке; приоткрыть рот; произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «а-алл». Лошадка губы в улыбке приоткрыть рот поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
-
Пароход гудит губы в улыбке; открыть рот; с напряжением произнести долгое «ы-ы-ыллл...». Слоник пьёт вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»; «набирать водичку», слегка при этом причмокивая. Индюки болтают языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл-бл...».
-
Орешки рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки; на щеках образуются твёрдые шарики - «орешки». Качели улыбнуться; открыть рот; кончик языка за верхние зубы; кончик языка за нижние зубы.
-
Часики улыбнуться, открыть рот; кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. Блинчик улыбнуться; приоткрыть рот; положить широкий язык на нижнюю губу Вкусное варенье улыбнуться; открыть рот; широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
-
Шарик надуть щёки; сдуть щёки. Гармошка улыбнуться; сделать «грибочек»; (т. е. присосать широкий язык к нёбу); не отрывая языка,открывать и закрыватьрот (зубы не смыкать). Барабанщик улыбнуться; открыть рот; кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ...».
-
Парашютик на кончик носа положить ватку; широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. Загнать мяч в ворота «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота); дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).
-
упражнения с бусиной
-
ОБОРУДОВАНИЕ: бусина диаметром 2-3 см; шнурок длиной 30 см. Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений контролирует и удерживает шнурок в руках.
-
«ФУТБОЛ» Цели: снятие спастики языка, выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания. Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребёнок катает во рту в хаотичном порядке. Взрослый следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.
-
«Коснись языком бусины» Цели: активизация мышц кончика языка. Описание: взрослый держит шнурок в горизонтальном положении, ребёнок касается кончиком языка бусины.
-
«Посчитай» Цели: активизация мышц языка, выработка подвижности языка. Описание: взрослый держит шнурок в горизонтальном положении, ребёнок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.
-
«Удержи бусину» Цели: активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх. Описание: взрослый держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.
-
«Лифт» Цели: активизация мышц кончика языка, выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.
-
«Смотри, не урони» Цели: активизация мышц средней части языка. Описание: язык в форме «чашечки», бусина находится внутри «чашечки», ребёнку предлагается удержать её.
-
«Поймай бусину» Цели: выработка подвижности губ, коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребёнку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.
-
«Пятачок» Цели: выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.
-
упражнения с ложкой
-
«Сильный язычок» Цели: укрепление мышц языка и его подвижности. Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.
-
«Подвижные губки» Цели: выработка подвижности губ. Описание: а) губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против; б) держим ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.
-
«Мишка» Цели: отработка тонких дифференцированных движений кончика языка. Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребёнку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.
-
«Похлопаем по щёчкам» Цели: массаж щёк. Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентация размещена на сайте pptcloud.ru
-
Используемые источники: Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка. – М.: Изд. КАРАПУЗ, 2005. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. Картотека Мальцевой С.П., Бегуновой И.В. Инновационные приёмы, способствующие улучшения иннервации артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.