Презентация на тему "Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании"

Презентация: Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.69 Мб). Тема: "Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании". Предмет: педагогика. 26 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    26
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании
    Слайд 1

    Трудные случаи в логопедической практике Дизартрия. Коротко о заикании. РМО учителей-логопедов г. Богородицк 2016г. Подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 5 КВ» Макарова Е.М.

  • Слайд 2

    Слышать. В речевом потоке определить какая группа звуков и как нарушена Видеть. Как работают органы арт. ап. при произношении как правильных ,так и нарушенных звуков Ощущать. Основные движения и положения органов арт. ап. при произнесении звуков ДУМАТЬ Над материалом который получен при обследовании ребёнка: всё что увидел, услышал, ощутил. Знать: Способы образования и причины нарушений произношений звуков, методы коррекции. Организовать. Себя и ребёнка на занятие, чтобы получить ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ. Мария Фёдорова Фомичёва Доцент кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ Логопед должен уметь:

  • Слайд 3

    Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

  • Слайд 4

    Основные показатели диагностики дизартрий Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения, удержание артикуляционной позы; произвольные дви­жения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии, звукопроизношение

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Дифференциальная диагностика дизартрий по степени поражения Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизарт­рии дифференцируют по степени поражения

  • Слайд 7

    Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии

  • Слайд 8

    Дифференциальная диагностика дизартрии и алалии

  • Слайд 9

    Этапы коррекционной работы по исправлению дизартрических расстройств .

  • Слайд 10

    Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры Нормализация просодики. Нормализация мелкой моторики рук Нормализация голоса. Нормализация моторики артикуляционного аппарата Нормализация речевого дыхания Все упражнения первого этапа постепенно усложняются Первый этап «подготовительный»:

  • Слайд 11

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ Упражнение 1. Опустить углы рта вниз при закрытом рте Упражнение 2. Растянуть углы рта в стороны (в “улыб­ку”) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом. Упражнение 3. Нахмурить брови, расслабить. Упражнение 4. Поднять брови, расслабить. Упражнение 5. Прищурить один глаз, затем другой. Упражнение 6.Зажмурить глаза, расслабить. Упражнение 7.Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании. Упражнение 8. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу. Упражнение 9.Воспроизвестисвист. Упражнение 10. Максимально оскалить зубы. Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю. Упражнение 12Натянуть нижнюю губу на верхнюю. Упражнение 13 Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу с обнажением десен Упражнение 14. Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы. Упражнение 15.Втянуть углы рта и почмокать губами. Упражнение 16 Открыть рот,соединить губы в тугой кружочек и расслабить Упражнение 17. Пошевелить ноздрями, как бы разду­вая их. Упражнение 18. Наморщить лоб, расслабить. Упражнение 19. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз, 1999г.

  • Слайд 12

    УПРАЖНЕНИЯ для укрепления мышц нижней челюсти   При выполнении упражнений голову держать прямо, не опуская и резко не подни­мая ее; челюсть опускать без рывков и избыточного напря­жения, каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1-5, Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней че­люсти не напряжены. Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами). Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение. Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить. Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти. Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выд­вижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение. Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот,, подержать на счет 1-5, затем расслабить. Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбо­родке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение. Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), рассла­бить их и открыть рот. Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и от­крытым ртом. Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюс­тью вперед-назад с одновременными наклонами головы впе­ред-назад. Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюс­тью попеременно вправо и влево с одновременным поворо­том головы в ту же сторону. Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча. Упражнение 13. Коснуться подбородком груди. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз, 1999г.

  • Слайд 13

    ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что при­водит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При вы­полнении упражнений следует добиваться свободных и це­ленаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Упражнение 1. Расслабление и распластывание язы­ка в форме “лопаты", при этом язык лежит на нижней губе. Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе. Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка. Упражнение 4. Поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, “крестообразные движения”; скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и че­люсти неподвижны. Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны. Упражнение 6. Движение широким языком вперед-на­зад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (“бол­тушка"). Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами. Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо. Упражнение 9. Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок). Упражнение 10. Покусывать кончик я зыка по всей по­верхности. Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кон­чик языка у нижних зубов), о-у-ы(оттянуть язык глубоко в рот). Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграф­ным ключем: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро- рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр. Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт. Упражнение 14. Круговое движение язы ком между гу­бами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз, 1999г.

  • Слайд 14

    ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ГЛОТКИ И МЯГКОГО НЕБА Упражнение 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Упражнение 2. Произвольно покашливать, покашлять с высунутым языком. Упражнение 3. Имитировать полоскание горла жидко­стью с запрокинутой головой. Упражнение 4. Надувать щеки при зажатом носе. Упражнение 5. Произносить звуки с позевыванием: и, е, я, ю Упражнение 6. Произносить гласные звуки А Э И О У на твердой атаке. Упражнение 7. Произносить сочетания кп, гб, птк, бдг Упражнение 8. Медленно произносить звуки к, г, т, д. Упражнение 9. Проглатывать маленькие порции воды. Упражнение 10. Петь в высоком регистре гласные звуки и их сочетания с постепенным затуханием и усиле­нием звука. Упражнение 11. Распластывать язык при широко от­крытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к ниж­ним резцам, а корень и задняя часть были опущены (позиция типа ‘‘показать горло врачу”). Упражнение 12 Подражать мычанию, стону, свисту. Упражнение13 Запрокидывать голову с преодолением сопротивления ( взрослый держит руку на затылке ребенка Упражнение14 Опускать голову с преодолением сопротивления (взрослый держит руку на лбу ребенка) Упражнение 15 Выдвигать язык изо рта и втягивать в рот с преодолением сопротивления (взрослый удерживает язык ребенка) Упражнение16 Надувать резиновые игрушки или мыльные пузыри. Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.:Союз, 1999г.

  • Слайд 15

    Второй этап «Выработка новых произносительных умений и навыков»: Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного) Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами Самым сложным направлением работы является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация Непосредственно вызывание конкретного звука Уточнение или развитие фонематического слуха

  • Слайд 16

    Переднеязычные согласные могут быть классифици­рованы в зависимости: а) от положения спинки и кончика языка и б) от того, с какими другими органами взаимодей­ствует язык. В первом случае выделяются дорсальные, апи­кальные и какуминальные звуки При образова­нии дорсальных звуков (от латинского dorsum — шина) кон­чик языка может быть опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка сближена с зубами или альвеолами. Таковы, например, [с], [з], [д], (т] в русском языке. При произношении апикальных согласных (от латинского apex — кончик) кончик языка поднимается вместе со спинкой и сближается с верхними зубами или альвеолами. Таковы английские fd], [t]. При образовании какуминальных (от латинского саcumen — верхушка) согласных кончик языка загнут вверх, а передняя часть спинки языка несколько опущена, как бы во­гнута внутрь. Так образуется русский дрожащий [р].

  • Слайд 17

    Особенности формирования звукопроизношения при дизартрии: Резко увеличена продолжительность подготовительного этапа работы по активизации речевой моторики. При постановке звуков чаще, чем при дислалии, используется механическая помощь. К этапу автоматизации звука часто переходят до достижения полной чистоты его звучания, но при обязательном преодолении полных звуковых замен. Работа ведется сразу над несколькими звуками ввиду множественности дефектов. Последовательность коррекции звуков определяются не сложностью их артикуляции, а характером расположения параличей и парезов. Работу легче начинать со щелевых звуков, требующих меньших мышечных усилий. Звуки с большим трудом автоматизируются в речи. Общая продолжительность работы значительно больше. Не всегда достигается полный результат.

  • Слайд 18

    Третий этап логопедической работы : выработка коммуникативных умений и навыков формирование у ребенка навыков самоконтроля включение в лексический материал просодических средств введение звука в речь в учебной ситуации Четвёртый этап логопедической работы — подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе В речь вводится любой аналог звука.

  • Слайд 19

    . Из опыта работы. Логопедический укрепляющий массаж языка. Растирание языка Вытягивание вперёд Движение вправо-влево ------ вверх-вниз Складывание вдоль Выкручивание восьмёркой Сжимание от кончика к корню по бокам Выталкивание языком пальцев Вибрационные движения Встряхивание Из опыта работы. Активизация работы голосовых связок. Свист Пение гласных –А- затем -Э- с повышением и понижением голоса Петь долго на выдохе гласные –А- -Э- -АЭ- Произнесение гласных шёпотом Долгое произнесение звука –Ф-, сдувая что-то Ветер свистит –с-с-с с зажатым носом Произнесение гласных повышая и понижая голос ускоряя и замедляя темп.

  • Слайд 20

    Коротко о взаимосвязи дизартрии и заикания

  • Слайд 21

    Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании нарушается преимущественно коммуникативная функция речи. Чаще всего заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период наиболее интенсивного развития коммуникативной функции речи. У детей с общим недоразвитием речи, моторной алалией заикание возникает преимущественно в возрасте 6 —7 лет, когда начинает формироваться фразовая речь как средство общения. Существует несколько форм заикания, среди которых наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Кроме того, выделяют еще органические формы заикания. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь, “застревает” на первом звуке. Например, слово мама он произносит как ма-ма. При клоническом заикании в начале речи возникает клоническая судорога в речевой мускулатуре, поэтому слово мама ребенок произносит как м-а-а-ма. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры. Часто отмечаются также насильственные движения в мышцах лица, шеи, конечностей. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика, нарушения психической деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).

  • Слайд 22

    Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И ТОНИЧЕСКИЕ КЛОНИЧЕСКИЕ СМЕШАННЫЕ (тоно-клонические, клоно-тонические) Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГОЛОСОВЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ Постоянный тип течения заикания Волнообразный тип течения заикания Рецидивирующий тип течения заикания З А И КА Н И ЕТипы речевых судорог Локализация судорог Тяжесть проявления речевых судорог: Типы течения заикания

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося. Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур, рациональной и суггестивной психотерапии. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате. Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.) Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодики. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. подготовительный этап финальный этап тренировочный этап Коррекция заикания у детей

  • Слайд 25

    Используемая литература Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290 Поваляева М.А.: Справочник логопеда – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. ччебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика). С 173 – 177. В.М.Шкловский. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. (Методическое письмо). Ленинград 1966 г. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для детей. Санкт Петербург 1996г. И.И.Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Москва 1996г. Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игровые тесты. Москва 2005г. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду). Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» СПб.: Союз, 1999г.

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке