Содержание
-
МБДОУ «Золотой ключик» с. Покровское Семинар – практикум для педагогов «Заставим язычок трудиться» «Артикуляционная гимнастика» Подготовила логопед: Чистофор Татьяна Яковлевна
-
Цель практикума повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приемов в своей работе; Задачи практикума: - дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики; - формировать знания по применению артикуляционной гимнастики на практике; - совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
-
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.
-
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
-
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Цель: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
-
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 5-10 мин в день в зависимости от возраста. Начинаем выполнять по три упражнения, затем вводим новые упражнения. Комплекс упражнений планируем на неделю. 2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, далее переходят к динамическим. 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
-
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Используем ручные зеркала (примерно 9х12 см) взрослый находиться напротив ребенка лицом к нему.
-
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: зеркало; носовой платок для того что бы дети вытирали рты, после выполнения упражнений; 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто одноразовой ватной палочкой). Обязательно, соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – удерживание драже, воды и т.д.
-
Упражнения артикуляционной гимнастики бывают:
Статические (неподвижные) направленные на удержание определенного положения губ, языка; динамические (подвижные) требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости;
-
Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
-
Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Трубочка (Хоботок). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 4. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
-
Упражнения для развития подвижности губ1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка — Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»Описание.Открыть рот, положить и расслабить язык на нижнюю губу. Подержать в таком положении секунд 10.Примечание.Не прикусывать язык ни губами, ни зубами. Следить, чтобы язык не дрожал.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ЧАШЕЧКА»Описание.Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится «чашечка». Подержать язык в таком положении секунд 10.Примечание.«Чашечка» должна удерживаться навесу, без поддержки губ и зубов.
-
УПРАЖНЕНИЕ «КИСКА СЕРДИТСЯ»Описание.Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка находится за зубами и упирается в нижние зубы, а спинка языка выгибается вверх, как спинка у кошки, когда она сердится.Чередовать положение языка «киска рассердилась»,«киска спряталась» (закрыть рот).Примечание.Язык не прикусывать ни губами, ни зубами, губы в улыбке.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Описание: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
-
УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»Описание.Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «покрасить» твёрдое нёбо от зубов до мягкого нёба в направлении «назад-вперёд» несколько раз. Примечание.Язык не выскакивает за зубы, нижняя челюсть остаётся неподвижной.
-
УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ» Описание: улыбнуться, открыть широко от на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, насчет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ИГОЛОЧКА»Описание.Открыть рот, язык высунуть вперёд. Напрягать мышцы языкаи делать его узким. Удерживать язык « иголочкой» секунд 10.Примечание.Язык удерживать «иголочкой» навесу, не прикусывая его ни зубами, ни губами.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОШАДКА»Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком. («лошадка скачет»). Упражнение выполняется сначала: а) медленно («лошадка идёт шагом»); б) быстро («лошадка скачет быстрее»);в) пощёлкать самым кончиком языка («жеребёнок скачет»).Примечание.Нижняя челюсть остается неподвижной, губы в улыбке.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»Описание.Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» к нёбу широкий язык и опустить нижнюю челюсть как можно ниже,натягивая при этом подъязычную складку. Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска.Та же «Лошадка», только без щелчка.Примечание.При выполнении упражнения подъязычная складка обязательно должна натягиваться.
-
Игра для язычка Читая стихотворение, произносите выделенные слова. На лугу паслась корова - «Му-у-у,му-у-у» Полосатый шмель летит - «3-з-з,з-з-з» Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф,ф-ф-ф» Колокольчик зазвенел - «Динь,динь,динь» Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с» Ёж колючий пробегал - «Пх-х-х» Птичка маленькая пела - «Тиль-ль,тиль-ль». И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж».
-
СКАЗКА ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.