Содержание
-
Артикуляционная гимнастика
советы родителям: как помочь ребенку научиться правильно говорить. Выполнила: учитель-логопед Иванова Светлана Витальевна
-
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей.» А. А. Люблинская
-
Дорогиемамыипапы!
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
-
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
-
Кому нужна гимнастика?
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
-
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
-
Как выполнять гимнастику?
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
-
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать.
-
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
-
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Многие из нас слышали о пользе пальчиковой гимнастики для малышей. Чем же она полезна и как ей заниматься с детьми? Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Они установили, что у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Например, многие 5-ти летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
-
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)... Вышеназванными исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
-
Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях. Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствуют развитию дикции, грамматического речи, развитию памяти, внимание, эмоциональности. Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных игр и др. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
-
«Окошко»
широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно.»
-
«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
-
«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы. (зубы сомкнуты)
-
«Чистим зубки»
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутреннейстороны «почистить» нижние и верхние зубы.
-
«Часики»
улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
-
«Киска»
губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается внижние зубы выгнуть язык горкой, упираяськончиком языка в нижние зубы.
-
«Чашечка»
улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки.»(т. е. слегка приподнять кончик языка)
-
«Вкусное варенье»
улыбнуться открыть рот широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
-
«Лошадка»
вытянуть губы приоткрыть рот поцокатъ "узким"языком.(как цокают копытамилошадки)
-
«Грибок»
улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу.
-
«Индюк»
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
-
«Дятел»
улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
-
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:- родители не слышат недостатков речи своих детей;- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.Очень важно, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса, научились адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — учитель-логопед, воспитатели, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.